Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 Цель: закрепление понятия «дружба», «настоящий друг».        

 Дети встают в круг. Все  они  - разные цветы. Воспитатель спрашивает каждый цветок по кругу, что ему дарит друг-ветерок (друг-дождик, друг-солнышко, друг-человек, друг-дерево и т.д.). Например: друг-ветерок дарит свежесть, танец, сказку о ветре, ласку и т.д.

За каждый ответ дети получают очко. Больше всего друзей у тех цветов, которые наберут больше очков.        

         

 Игра «Отзывчивый Колобок»        

 Цель: объяснение сущности понятия «отзывчивость».        

 Обсудите с детьми, что должен  уметь делать отзывчивый человек. (Утешить, выслушать, помочь в трудную минуту, поделиться и т.д.)        

 Затем дети встают в круг. Педагог обходит всех детей и вкладывает в руки кого-то одного маленький колобок. Этот ребенок — отзывчивый Колобок. Каждый придумывает и рассказывает Колобку какую-либо трудную ситуацию, в которую он попал. Колобок должен помочь детям найти сказочный выход из той или иной ситуации.        

  Например: в лесу на меня напали разбойники и привязали к дереву. Колобок: «Я позову своего друга зайчика, и он своими острыми зубами перегрызет веревку». После того как колобок поможет кому-либо из детей, этот человек меняется с ним местами, и игра продолжается.        

  Беседа        

  Вопросы и задания для беседы:

- Кто в вашей семье самый  отзывчивый, и почему?

- Считаете ли вы себя отзывчивым  человеком?

- Расскажите о каком-либо случае  в своей жизни, когда вы увидели  на улице какого-либо человека  или животное, которым была необходима помощь, и помогли ему.        

  Игра  «Помогаем в беде»        

  Цель: закрепление важности отзывчивости.         

  Прочитайте детям пословицу: «Отзывчивое  сердце из любой беды выручит».         

  Поделите детей на группы и  попросите их подумать и рассказать, как и чем солнышко (разные обитатели леса, звезды, облака и т.д.) помогут героям той или иной известной сказки, например: Золушке, Белоснежке, Аленушке, Трем поросятам и другим.        

 Упражнение 4. Рисунок «Подарки  для жителей земли»        

 Цель: рефлексия полученных  знаний.        

 Все дети — отзывчивые  облачка. Каждый должен придумать  и нарисовать свой подарок  тому или иному жителю земли.

Например: я подарю больной девочке  пушистую подушечку; плачущему малышу я подарю пушистого облачного зайца и т.д. 

"Сердитый дедушка".         

 Цель — тренировка умения  различать эмоции.         

 К дедушке в деревню приехал  Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится?         

 Давайте разыграем эту историю... Отлично!        

 А сейчас нам понадобятся  2 шарфа, концы которых завязаны  в узлы, и колокольчик. (Цель упражнения  — снятие напряжения.) Представьте себе, что вы с кем-то поссорились и очень сердиты: брови сдвинуты, в руках шарф, которым размахиваете. Вы наступаете на своего соперника и начинаете с ним сражаться шарфами, но по правилам, которые никто из вас не может нарушать. Правила такие:

— можно начинать бой только по сигналу колокольчика;

— можно касаться шарфом только тела и ног;

— заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.        

 А как называется в спорте  человек, который дает сигнал  к началу и концу боя? Да, это может быть судья. Кто сегодня хочет быть судьей? Теперь мы можем начинать. Первым противника выбирает тот, кто сидит справа от меня, но нельзя выбирать одного и того же. Не забывайте, какое чувство мы с вами изображаем. Какие звуки мы можем при этом издавать?.. Помните правила игры? Начали!

«Попроси игрушку» (вербальный вариант)       (Карпова Е.В., Лютова)   

 Цель: обучить детей эффективным  способам общения.        

 Группа делится на пары, один  из участников пары (участник 1) берет  в руки какой-либо предмет,  например, игрушку, тетрадь, карандаш  и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали".

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.         

 «Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В., 1997)        

 Цель: формирование у детей  чувства доверия к окружающим.         

  Группа разбивается на пары, где  есть ведомый («турист») и ведущий  («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.        

  После окончания игры дети  могут описать, что они чувствовали,  когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.        

  «Два барана» (Кряжева Н.Л. )        

  Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.         

  Перед игрой детям читают басню  С. Маршака «Два барана» и  проводят беседу по ее содержанию.

-Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

- Какие качества подвели баранов?

- Подумайте и скажите: был ли  выход из создавшейся ситуации?

-Как,  на ваш взгляд, следовало бы  поступить баранам?        

  Затем начинается игра.        

 Психолог. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача - не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.        

 Пропасть шириной 2 м, мостик  и тропинка шириной 25-30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.        

 Дети разбиваются на пары  и, двигаясь навстречу друг  другу, перебираются через пропасть.         

 Подводятся итоги: «Какая  пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.        

 «Аэробус»        

 Цель: учить детей согласованно  действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» даст уверенность и спокойствие.        

 Кто из вас хотя бы раз  летал на самолете? Можете ли  вы объяснить, что держит самолет  в воздухе? Знаете ли вы, какие  бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"».        

 Один из детей (по желанию)  ложится животом вниз на ковер  и разводит руки в стороны, как крылья самолета.        

 С каждой стороны от него  встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги, живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля...        

 Так, теперь можно потихонечку  поносить Аэробус по помещению.  Когда он почувствует себя  совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по круги и снова медленно «приземлится»  на ковер.        

 Когда Аэробус «летит», ведущий  может комментировать его полет,  обращая особое внимание на  аккуратность и бережное отношение  к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.        

 «Толкалки» (Фопель К., 1998)        

 Цель: научить детей контролировать  свои движения.        

 Разбейтесь на пары. Встаньте  на расстояние вытянутой руки  друг от друга. Поднимите руки  на высоту плеч и обопритесь  ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните  толкать своего напарника, стираясь  сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».         

 «Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997)        

 Цель: научить агрессивных детей  быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.        

 «Жужа» сидит на стуле  с полотенцем в руках. Все  остальные бегают вокруг нее,  строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».        

 Взрослый должен следить,  чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы об особенностях эмоционально волевой сферы у детей с  нарушенным интеллектом является одной  из актуальных проблем в педагогике и психологии.

В настоящее время эмоционально-волевую  сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев и др.

Общепринятой считается в отечественной  психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой  умственная отсталость рассматривается  как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Формирование эмоционально волевой  сферы является одним из важнейших  условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая  окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Исследования показали, что незрелость личности умственно отсталого ребенка  отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его  эмоционально-волевой сферы.

Целенаправленное изучение эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственно неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами.

По мнению Л.С. Выготского, природу  умственной отсталости следует объяснить  из взаимосвязи и соотношений  интеллектуальной и эмоционально стороны. Таким образом, вопрос изучения развития эмоционально-волевой сферы у  умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы нам представляется важным и актуальным при применении психокоррекционной развивающей программы.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее. Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность нашей работы.

Цель  работы заключается в психологическом  изучении особенностей эмоционально-волевой  сферы умственно отсталого ребенка.

Объектом  исследования является эмоционально-волевая  сфера умственно отсталых учащихся младших классов.

Предмет исследования - особенности развития эмоционально-волевой сферы у  умственно отсталых детей.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой разработанные  нами рекомендации по развитию эмоциональной  сферы умственно отсталых младших школьников в некоторой степени будут способствовать ее развитию.

В соответствии с целью и гипотезой  нами были поставлены следующие задачи:

. Изучение проблемы развития эмоционально-волевой  сферы умственно отсталых детей.

. Выявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников.

. Разработка рекомендаций, способствующих  эмоциональному развитию умственно  отсталых младших школьников.

Практическая  и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых школьников, а также в разработке рекомендаций для педагогов и воспитателей по коррекции недостатков и развитию эмоционально сферы младших школьников с нарушением интеллекта.

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников

 

.1 Роль эмоциональной  сферы в развитии личности

 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших  школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение  лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Источником  переживаний ребенка оказывается  все, к чему он прикасается, все, что  имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и  детьми - ребенок остро чувствует  и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду.

Ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно  ярки. Многие свойства вещей, которые  нам, взрослым, давно стали привычными, на детей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо "плотнее", чем наше.

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта