Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и  воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных  свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

 

Глава II. Методики для  изучения аффективной сферы учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

2.1 Методика «Цветопись»

Цель: Изучение эмоционального состояния.

Необходимый материал: Круг, разделенный на 8 секторов и цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный)

Инструкция: Раскрась любым карандашом части круга.

Обработка результатов: Подсчитывается число секторов, закрашенных цветами положительного эмоционального спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый) и число секторов отрицательного эмоционального спектра (синий, фиолетовый, черный)

ЦП =

Если ЦП > 1, то это указывает  на преобладание в данный момент положительных  эмоций.

Если ЦП < 1, то это указывает  на преобладание в данный момент отрицательных эмоций.

Детям предлагают закрашивать круг вначале и в конце урока, чтобы  изучить динамику эмоционального состояния  в течение урока.

2.2 Тест тревожности

Инструкция: Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным.

Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.

Рисунки предъявляются ребенку  в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком.

При предъявлении каждого рисунка  экспериментатор дает строго определенную инструкцию:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого  ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами»

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) гуляет со своей мамой  и малышом»

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается»

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми»

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать»

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) в ванной»

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое?»

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»

Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) убирает игрушки»

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое?»

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой»

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест»

Следует обратить внимание на то, что  при предъявлении рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию ситуаций на рисунках заносят в специальный протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.

На основании данных вычисляется  индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14).

ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.

0-20% — низкий уровень тревожности;

20-50% — средний;

свыше 50% — высокий.

Качественный анализ данных позволяет  определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.

К ситуациям с положительной  эмоциональной окраской относятся  представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).

Ситуации с отрицательной эмоциональной  окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве). Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности. Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.

Для уточнения источника тревожности  ситуации, моделируемые на рисунках, можно  разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис. 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис. 2, 6, 8, 9, 11 и 13 — взаимоотношения между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис. 4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает один; ситуация на рис. 6 с одинаковым основанием может быть отнесена как к ситуациям типа «ребенок-взрослый», так и к ситуациям «ребенок-ребенок».

Рекомендации  по развитию эмоциональной сферы у умственно отсталых детей:

Для устранения грубых нарушений в  развитии эмоциональной сферы умственно  отсталого ребенка необходимо проведение коррекционно-воспитательной работы.

Проведение коррекционно-воспитательной работы является специфической и  очень важной задачей социальных детских учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов. Коррекционная работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, пронизывает всю систему деятельности таких учреждений. Каждое из проводимых мероприятий (урок, внеклассная беседа или игра), специальная школа рассматривает, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективно в коррекционно-воспитательном плане.

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта