Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:28, дипломная работа
Цель исследования: выработка рекомендаций по формированию эффективных копинг-стратегий в условиях профессиональной деятельности военнослужащих.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы формирования копинг-поведения в профессиональной деятельности.
2. Эмпирическое исследование копинг-поведения в профессиональной деятельности у женщин-военнослужащих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………..…………………………………………………………….…6
1.1.Понятие копинг-поведения в современной психологии…………………..…6
1.2.Особенности профессиональной деятельности военнослужащих…............24
1.3. Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях у женщин-военнослужащих ……………………………………………………......................37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...……...52
2.1.Процедура и методы исследования……………………………………….…..52
2.2.Полученные результаты и их интерпретация…………………….…………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….69
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ПРОБЛЕМА
ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………..…………………………………………………
1.1.Понятие копинг-поведения в современной психологии…………………..…6
1.2.Особенности профессиональной деятельности военнослужащих…............24
1.3. Особенности
копинг-поведения в стрессовых ситуациях
у женщин-военнослужащих ……………………………………………………..........
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...……...52
2.1.Процедура
и методы исследования………………………
2.2.Полученные
результаты и их интерпретация…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современном
мире профессиональная деятельность многих
людей протекает в
Проблема
социальной ценности человека уже давно
занимает главенствующие позиции, при
этом здоровье является одним из важных
объективных условий
Формирование определенных форм поведения является залогом психического здоровья людей и одним из основных условий социальной стабильности. Постоянные нагрузки, нарастающие со временем, на нервную систему и психику современного человека приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании форм копинг-поведения современного человека. Процессы преодоления человеком трудных жизненных событий в психологической науке принято обозначать как совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение.
Цель исследования: выработка рекомендаций по формированию эффективных копинг-стратегий в условиях профессиональной деятельности военнослужащих.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
Объект исследования: копинг-поведение как стратегия действия в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования: особенности копинг-поведения у женщин-военнослужащих.
Гипотеза:
Выборка: В качестве исследуемой группы были выбраны 80 военнослужащих пограничного поста г. Калининграда. Группу исследуемых составляют мужчины-военнослужащие и женщины-военнослужащие.
Методики:
Структура работы включает в себя: введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. Сформулированы гипотеза и представлена эмпирическая база исследования.
Теоретическая глава посвящена рассмотрению понятий копинг-поведения и копинг-стратегий, рассмотрение этих понятий в аспекте профессиональной деятельности, а также изучению особенностей копинга у женщин-военнослужащих.
Эмпирическая глава содержит описание проведенного исследования по проблеме особенности копинг-поведения у женщин-военнослужащих, результаты исследования и их интерпретации.
В заключении подводятся итоги проведённой работы. Сформированы основные выводы по проведённым исследованиям.
Список литературы включает в себя источник.
В приложении помещены таблицы, бланки методик.
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Понятие копинг-поведения в современной психологии
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный образ жизни. В рамках данных ситуаций у человека формируются специфические паттерны поведения, которые в психологии получили название копинг-поведение.
Копинг есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [1; с.17].
Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться [4; с.3].
Мэрфи указывает, что копинг как процесс, включает определенные усилия, поэтому не может быть сведен к автоматизированным адаптационным механизмам как, например, рефлексы. Они, в свою очередь, являются более примитивными устройствами, по сравнению с механизмами копинга. Автор, основываясь на своих исследованиях в поведении животных и маленьких детей, высказывает предположение, что по мере развития человека, его когнитивные механизмы и символизация становятся все более распространенными в функционировании, а роль примитивных механизмов становится менее значимым в связях с копингом [31; с.12].
Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [33; с.35].
Впервые термин "копинг" был использован Л. Мерфи в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Исходя из своих наблюдений над детьми дошкольного возраста, Л. Мерфи дает определение термину "копинг" как "некую попытку создать новую ситуацию, будь она угрожающей, опасной, ставящей в неловкое положение, или радостной и благоприятной". Термин "копинг" при этом понимается как стремление индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, является врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой - приобретенной, дифференцированной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему - либо).
Копинг-поведение - это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, - это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [18; с.110].
Значение понятия «coping stress» («успешно справляться», «преодолевать», «совладать») Н. Хаан определила как усилия в поиске сохранения реальности. Преодоление обычно нацелено на поиск путей изменения взаимосвязи между субъектом и условиями внешней среды или на снижение его эмоциональных переживаний и дистресса; оно проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях в форме различных стратегий противодействия стрессогенным факторам или стрессовым реакциям.
Понятие «coping behavior» («совладающее поведение», «поведение по преодолению») используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях. Р. Лазарус и С. Фолкман определили его как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека.
В контексте данной терминологии психологи и психотерапевты говорят о «защите» (Н.А. Русина, Э.Г. Эйдемиллер и др.), «купировании стресса» (Л.А. Китаев-Смык), «преодолении» (В.А. Бодров) и «совладании» (Л.И. Анцыферова, А.А. Либин и Е.А. Либина, Т.Л. Крюкова). В последние годы российские психологи часто используют термин «копинг», понимая его как адаптивное, совладающее поведение. Совладать с ситуацией – значит, подчинить себе обстоятельства, сладить, справиться с ними (от старорусского «лад», «ладить»).
Понятие "coping" происходит от английского "cope", что означает преодолевать. В научной литературе термин "coping"в широком смысле включает в себя все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего и внутреннего характера, а в более узком – определяется, как стратегия действия для приспособления к условиям ситуации [47, 113].
Он может пониматься как «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [32, с. 22].
Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Поэтому совладающее поведение – это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия»[21, с. 93].
Л.Ю. Субботина копинг-стратегии определяет как осознанное поведение по преодолению конфликтов (в некоторых случаях как осознанные варианты психологических защит). Л.В. Мазурова стратегии совладания (копинг-стратегии) рассматривает в качестве базового уровня адаптивно-защитной системы и определяет как систему адаптивно ориентированных осознаваемых психических процессов, направленных на активное разрешение проблемной ситуации [28, с.16].
Р. Лазарус дает следующее определение копинга: "стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности"[24, с. 32].
Таким образом, "копинг" или "преодоление стресса" рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
По мнению Р. Лазаруса и С. Фолькмана "взаимодействие среды и личности регулируется двумя ключевыми процессами: когнитивной оценкой и копингом"[25; с. 219]. Многое, по мнению авторов, зависит от когнитивной интерпретации стрессора. Авторы выделяют следующие стадии когнитивной оценки: первичная и вторичная.
По мнению Р.Лазаруса и С.Фолькмана копинг выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).
Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.
При этом С.Фолькман выделяет активное и пассивное копинг-поведение. Целенаправленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, автор называет активным копинг-поведением. Интрапсихические формы преодоления стресса относятся им к защитным механизмам, предназначенным для снижения эмоционального напряжения раньше, чем измениться ситуация, и рассматриваются как пассивное копинг-поведение[51].
Информация о работе Особенности копинг-стратегий военнослужащих