Особенности копинг-стратегий военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выработка рекомендаций по формированию эффективных копинг-стратегий в условиях профессиональной деятельности военнослужащих.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы формирования копинг-поведения в профессиональной деятельности.
2. Эмпирическое исследование копинг-поведения в профессиональной деятельности у женщин-военнослужащих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………..…………………………………………………………….…6
1.1.Понятие копинг-поведения в современной психологии…………………..…6
1.2.Особенности профессиональной деятельности военнослужащих…............24
1.3. Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях у женщин-военнослужащих ……………………………………………………......................37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...……...52
2.1.Процедура и методы исследования……………………………………….…..52
2.2.Полученные результаты и их интерпретация…………………….…………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….69
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 220.73 Кб (Скачать файл)

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление  стресса, включающее в себя  когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек  пытается уменьшить эмоциональное  напряжение и поддержать аффективное  равновесие [20, с. 54].

В третьем  подходе копинг выступает как  динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами.

Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует [23, с. 73].

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

  1. регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);
  2. управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти  функции осуществляются в большинстве  стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как  оцениваются стрессовые ситуации [23, с. 74].

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения [20, с. 59].

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс психологического разрешения личностью проблем, вызванных экстремальной ситуацией, или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения - стратегий разрешения проблем.

Авторы  выделили пять компонентов допинг - процесса:

1. Ориентация  в проблеме, подключение когнитивного  и мотивационного компонентов  для общего ознакомления.

2. Определение  и формулирование проблемы, ее  описание в конкретных терминах  и идентификация специфических  целей. 

3. Генерация  альтернатив, разработка многочисленных  возможных вариантов решения  проблемы.

4. Выбор  оптимального варианта решения  проблемы.

5. Выполнение  решения с последующей проверкой,  подтверждением его эффективности  [20, с. 63].

Разработка  проблемы совладающего поведения личности в кризисных ситуациях позволила выявить деструктивные и конструктивные стратегии преодоления стресса, что явилось важным моментом для разработки рекомендаций и тренинговых программ по индивидуальной и групповой психологической подготовке военнослужащих к адекватному реагированиюв экстремальных ситуациях.

Л.Д. Битехтина, исследуя поведение военнослужащих в стрессовых ситуациях, пришла к выводу, что оно во многом обусловлено их личностными особенностями. На восприятие военнослужащим ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение военнослужащего в экстремальной ситуации детерминировано особенностями его темперамента (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) [8, с. 43].

В.Н. Смирнов  выделяет три уровня состояния психологической  готовности военнослужащих к действиям в стрессовой ситуации: низкий, средний и высокий.

Низкий  уровень проявляется в том, что  воин не уверен в себе, у него отсутствует  стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает  ошибки при выполнении простейших команд.

Для среднего уровня характерно сочетание уверенности  в себе и других с недостаточным  стремлением к противоборству и  решительным действиям. Воин допускает  незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние  близко к норме.

Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником  или над ситуацией. На таком уровне психологической готовности воин долго  находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.

Поэтому очень важно, чтобы военнослужащие умели поддерживать у себяперед действиями в экстремальной ситуации (боевыми действиями) средний уровень готовности, а при переходе к действиям добиваться высокого уровня психологической готовности [40, с. 87].

 

Таким образом, возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни российских военослужащих проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Эти состояния снижают успешность и качество выполнения своих служебных обязанностей или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня. В свою очередь это ведет к увеличению риска развития ряда заболеваний стрессовой этиологии - «болезней стресса» (сердечнососудистые, язвенные болезни, невротические состояния и др.), а также к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформацию личностных и характерологических качеств военнослужащих. Это приводит в целом к снижению эффективности функционирования такого социального института, каким является армия.

 

 

 

1.3. Особенности поведения в стрессовых  ситуациях у женщин-военнослужащих

 

 

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высоко тревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей, дистимиков и гипотимиков. При этом обнаруживается связь депрессивности и стрессоустойчивости. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия[17, с. 84].

Можно рассмотреть специфические типы стрессовых реакций, нередко встречающиеся у военнослужащих.

Паника. Одним из наиболее характерных эмоциональных  состояний в экстремальных условиях является паника. Паника - это временное переживание гипертрофированного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы к чувству долга и чести. В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы бороться с ней.

Психофизиологический  механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного  мозга, что предопределяет понижение  сознательной активности. В итоге  возникают неадекватность мышления и повышенная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности ("у страха глаза велики"), резкое повышение  внушаемости.

Паника  бывает групповой и индивидуальной. Индивидуальная паника выражается в  поспешности, неадекватности поступков, принятии явно ошибочных решений  и выраженном стремлении избежать мнимой опасности или непринятии защитных мер, когда опасность реальна. Особенно тяжелые последствия влечет за собой  индивидуальная паника командира. Так, во время русско-японской войны в  сражении под Мугденом генерал А.Н.Куропаткин из-за панических донесений о том, что японцы будто бы обходят фланги, сам подвергся панике и отдал приказ об отступлении, которое превратилось в тяжелое поражение.

Иногда  говорят и пишут о коллективной панике, что является грубой ошибкой. Если сохраняется коллектив, сплоченность, управление, то паника не возникает. Военнослужащие верят друг в друга, взаимодействуют, могут под влиянием боевой обстановки отступать, наступать, но не бегут панически. В панике коммуникативные связи, взаимодействия прерваны, поэтому паника может быть только групповой, но не коллективной. Именно поэтому каждый командир обязан проявлять заботу о  сплочении и укреплении воинского  коллектива.

Панику  можно подразделить на два основных типа:

1. паника, возникающая сразу после экстремального воздействия устрашающего характера, воспринимаемого как смертельная опасность;

2. паника вследствие длительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, ведущего к нервному истощению и фиксированию внимания на предмете тревоги. [11, с. 18].

Перечислим  основные причины, вызывающие состояние  паники:

  1. низкое морально-политическое состояние войск, низкий моральный дух, недостаточная социальная мотивация к участию в боевых действиях, что предопределяет развитие отрицательных эмоций, страх бессмысленной (по мнению солдата) смерти;
  2. отсутствие строгой дисциплины, объединяющей солдат и офицеров в стойкие боевые коллективы;
  3. нарушение принципа единоначалия в подразделении;
  4. разобщенность старослужащих и молодых солдат или же недостаточный опыт всего личного состава. Чтобы предупредить такие предпосылки паники, еще римские легионы в бою строились таким образом, чтобы первые и последние шеренги занимали самые опытные и стойкие воины - триарии;
  5. нарушение управления войсками, отсутствие информации о бое и связанная с ними утрата веры в руководство;
  6. неожиданные, непредвиденные устрашающие воздействия, к которым личный состав не подготовлен. Здесь можно вспомнить слова А. В. Суворова: "Удивить - значит победить!";
  7. изнуренность, усталость, нервное истощение, особенно на фоне длительного бездействия в ожидании боя, что ведет к резкому повышению внушаемости на фоне развития эмоционального стресса.

Но следует отметить, что паника - далеко не единственное психическое состояние, которое необходимо учитывать при организации военно-профессиональной деятельности. Рассмотрим и другие подобные состояния [36, с. 39].

Эмоциональная напряженность. Эмоционально насыщенные и подчас психотравмирующие ситуации, возникающие в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности, способны вызвать как состояние положительного боевого возбуждения, "боевой готовности", мобилизации функциональных резервов, позволяющие действовать более эффективно, так и негативные состояния. Среди последних наиболее типичными являются состояния "боевой лихорадки" и "боевой апатии". "Боевая лихорадка" характеризуется чрезмерной и неадекватной активностью с поспешными решениями, большим количеством ошибочных действий, неспособностью сосредоточиться на решаемой задаче, внешней суетливостью, иногда сопровождаемой бравадой, показной смелостью. Безрезультатная активность в состоянии боевой лихорадки нередко переходит в перевозбуждение и в "боевую апатию", связанную с выраженной пассивностью, чувством обреченности, неспособностью принимать необходимые решения, стремлением не решать поставленные задачи, а уйти от них, с проявлением бездеятельности из-за ступора в мыслях, ожиданием помощи, которой не предвидится.

В условиях эмоционально окрашенных ситуаций также  различают:

1. эмоциональное возбуждение - сигнальную реакцию нервной системы на различные психогенные воздействия;

2. эмоциональное напряжение - эмоционально окрашенное волевое усилие, направленное на решение какой-либо мыслительной или двигательной задачи;

3. эмоциональную напряженность - временное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов и падение работоспособности, вызванные негативными, иногда чрезмерными психогенными воздействиями.

Причинами эмоциональной напряженности становятся избыточная мотивация, излишне нагнетаемое  чувство ответственности за порученное дело, выраженное ощущение серьезной  опасности, высокой тревожности  и др. Развитию этого негативного  психического состояния способствуют низкая эмоционально-волевая устойчивость, выраженная личностная тревожность, неуверенность  в своих силах. Дополнительными  причинами эмоциональной напряженности  у военнослужащих могут быть недостаточная  военно-профессиональная подготовка, низкая готовность к решению поставленных задач, выполнению заданных действий[26, с. 197].

Но все  же главными факторами, вызывающими  эмоциональную напряженность, остаются излишние эмоциональность и мотивированность. При этом проявляется психологическая закономерность, получившая отражение в кривых Йеркса - Додсона и В. Л. Марищука .

Информация о работе Особенности копинг-стратегий военнослужащих