Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:28, дипломная работа
Цель исследования: выработка рекомендаций по формированию эффективных копинг-стратегий в условиях профессиональной деятельности военнослужащих.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы формирования копинг-поведения в профессиональной деятельности.
2. Эмпирическое исследование копинг-поведения в профессиональной деятельности у женщин-военнослужащих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………..…………………………………………………………….…6
1.1.Понятие копинг-поведения в современной психологии…………………..…6
1.2.Особенности профессиональной деятельности военнослужащих…............24
1.3. Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях у женщин-военнослужащих ……………………………………………………......................37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...……...52
2.1.Процедура и методы исследования……………………………………….…..52
2.2.Полученные результаты и их интерпретация…………………….…………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….69
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77
К стратегиям совладания предъявляется ряд задач, чтобы достичь адаптации при взаимодействии человека с трудной ситуацией:
Исходя из этого, стратегии совладания могут быть оценены в зависимости от того, насколько они удовлетворяют этим общим адаптивным задачам [29].
Согласно данным анализа литературы С.К. Нартовой-Бочавер наименее эффективными, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей. Относительно действенным является реальное преобразование ситуации или ее переоценка (перетолкование). Неоднозначно оцениваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления: выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса, однако исключение составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева с учетом психосоматических исследований, представляет серьезный фактор риска нарушения психологического благополучия человека [32, с.25]. Если преодоление «запускается» ситуацией и разрешение ситуации происходит, когда для человека она утрачивает свою значимость, то здесь могут использоваться как активные, так и пассивные копинг-стратегии. Хотя для того, чтобы ситуация разрешилась без потерь для индивида стратегии рациональнее совмещать.
Выбор стратегий совладающего поведения обусловлен личностными особенностями и ситуационными факторами. Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов, препятствующих успешному совладанию. Конструктивность/ неконструктивность копинг-стратегий может определяться тем, насколько избранный копинг отвечает возможности адаптации и удержании продуктивности деятельности на необходимом уровне, поскольку в целом предполагается, что «процесс совладания с жизненными трудностями есть процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, и процесс оптимального их использования»[29, с. 14].
Как отмечает С. К. Нартова-Бочавер при оценке копинг-стратегий с точки зрения их эффективности/неэффективности, критерием эффективности может явиться снижение чувства уязвимости к стрессам [32].
Также важным критерием эффективности
можно считать частоту
В отношении лиц подверженных выгоранию
критерием эффективности
Наиболее
широкую известность в
Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных и интрапсихических способов совладания [18, с. 3]:
1. Поиск информации: сосредоточение внимания, визуализирование (представление и воображение), запоминание и т.д. В соответствии с характером стрессовой ситуации поиск информации может быть направлен на изучение всех характеристик события или на состояние человека, его возможностей для действия по воссозданию благополучия.
2. Подавление информации: наоборот, отвлечение внимания, постепенное «исчезание» информации, поиск отвлекающих мыслей и занятий.
3. Переоценка:
изменение или замена оценок,
сравнение с другими,
4. Смягчение: смягчающие способы поведения, нацеленные на сглаживание эмоций, через когнитивные усилия (например, самоуспокаивание или «self-instructions») или инструментальные (поведенческие) действия (эмоциональная разрядка при помощи курения, употребления наркотика, психотропных веществ, а также еды или алкоголя).
5. Самообвинение: «внутрикарательное» когнитивное поведение, т.е. внутренняя активность, направленная на самообвинение, самокритику или жалость к себе. Самонаказание может происходить более или менее выраженно, например, от легкой степени – принятие ответственности, и достигать большей степени выраженности – аутоагрессивных фантазий.
6. Обвинение других или экстрапунитивные (extrapunitive) реакции: агрессивное обвинение других людей или обстоятельств, проявление гнева. Вторая группа стратегий представляет собой инструментальные попытки совладания, направленные на окружающую среду:
R.S. Lazarus и S. Folkman (1987) классифицируют стратегии совладания уже в соответствии с выделенными ими двумя основными функциями копинга:
1. копинг, «сфокусированный на проблеме», направлен на устранение стрессовой связи между личностью и средой (problem focused);
2. копинг, «сфокусированный на эмоциях», направлен на управление эмоциональным стрессом (emotion focused). Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации[18, с. 10].
Трехфакторная модель копинг-механизмов состоит из копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-поведения. Копинг-стратегии – это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором. Копинг-ресурсы представляют собой относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Поведение индивида, регулируемое и сформированное посредством использовния копинг-стратегий с учетом копинг-ресурсов, определяется как копинг- поведение. Основной составляющей этой модели являются копинг-стратегии, которые обусловливают поведение и эмоциональные реакции на стресс.
В литературе существуют две модели: ни одна из них не считается достаточно подтвержденной эмпирически. Согласно первой (К. Юнг, Э. Эриксон, Д. Гуттман), становление, развитие личности или индивидуализация делают копинг-поведение более успешным, совершенствуя его стратегии. Индивиды склонны от активного копинга в ранней взрослости переходить к пассивному копингу и форме «магического мастерства (овладения)», начиная с 50 лет. Однако это не означает, что немолодые люди лишены хороших навыков совладающего поведения: пассивный копинг и магическое мастерство могут прекрасно соответствовать обстоятельствам их жизни – физическим ограничениям, уменьшающимся социальным ресурсам и хроническим болезням.
Вторая – феноменологическая, ситуационная – основана на концепции, преуменьшающей роль внутрипсихических процессов, и обычно не выделяет связанные с возрастом изменения в адаптации. Копинг воспринимается как изменяющийся процесс, необязательно относящийся к личностным чертам или устойчивым диспозициям. Эффективность или зрелость попыток совладания оцениваются в контексте ситуации, в которой возникает стресс, поэтому ни одна копинг-стратегия не называется «хорошей» или «зрелой» – их ценность исследуется в контексте требований ситуации. Возраст может влиять на оценку ситуации и, таким образом, на выбор копинг-стратегий, но взросление не считается главной детерминантой адаптивного поведения или эффективности совладания [4, с. 12].
Таким образом, копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации. По нашему мнению, копинг-поведение – это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, – это широкий спектр (репертуар) разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности.
1.2. Особенности профессиональной деятельности военнослужащих
Профессиональная деятельность российских военнослужащих сопряжена с многочисленными ситуациями экстренного реагирования, в которых постоянно проявляются определенные моменты поведения – копинг, которые определяются:
1. выполнением служебных обязанностей в условиях, сопряженных с опасностью для жизни;
2. особым регламентом служебного времени;
3. включенностью в различные управленческие системы: «человек — человек», «человек—человек—машина», «человек—техника», «человек—знак»;
4. высокой динамикой социальной и профессиональной мобильности.
На основе теоретического анализа подходов к проблеме копинг-поведения, преимущественно в стрессовых ситуациях, исходя из понимания стресса жизни и особенностей военной службы были разработаны определение и теоретическая модель стресса жизни офицеров ВС РФ.
Под стрессом жизни военнослужащих РФ понимается вид стресса, обусловленный длительным комплексным воздействием стрессогенных факторов служебной и общесоциальной сфер жизнедеятельности офицеров и опосредованный их индивидуальными и личностными характеристиками. [11, с. 39].
Основными компонентами теоретической модели стресса жизни выступают: совокупность стрессогенных факторов жизненной среды офицера (служебных и общесоциальных), индивидуальные и личностные характеристики офицера, стили реагирования офицера на стресс.
На интенсивность стресса жизни военнослужащих РФ оказывают влияние две группы факторов: служебные и общесоциальные. Служебные факторы: угроза жизни, служебная нагрузка, конфликтность, социальное отношение, разочарование. Факторы служебная нагрузка и конфликтность являются стабильно высокими для всех групп военнослужащих.
В группе общесоциальных факторов выделяются: факторы «глобальные жизненные изменения» и факторы «ежедневные бытовые проблемы». Фактор глобальных жизненных изменений обусловливает высокий стресс жизни за счет интенсивности воздействия, что увеличивает риск возникновения психосоматических заболеваний. Факторы ежедневных бытовых проблем (взаимодействие, ответственность, экономический фактор, экзистенциальный фактор, домашние заботы), приобретая хронический характер, аккумулируются и обусловливают снижение адаптивных возможностей военнослужащего[15, с. 46].
«Военная
служба - особый вид федеральной
государственной службы, исполняемой
гражданами в Вооруженных Силах
Российской Федерации (далее - Вооруженные
Силы), других войсках, воинских формированиях
и органах, воинских подразделениях
федеральной противопожарной
Специфические
качества определяются исходя из рода
его деятельности. Профессиональная
деятельность оператора боевого
расчета принадлежит к числу
наиболее трудных и динамичных, т.к.
данному контингенту лиц
Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной). Данные факторы, различаясь по интенсивности и продолжительности своего воздействия, могут быть объединены в несколько групп:
Информация о работе Особенности копинг-стратегий военнослужащих