Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:28, дипломная работа
Цель исследования: выработка рекомендаций по формированию эффективных копинг-стратегий в условиях профессиональной деятельности военнослужащих.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы формирования копинг-поведения в профессиональной деятельности.
2. Эмпирическое исследование копинг-поведения в профессиональной деятельности у женщин-военнослужащих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………..…………………………………………………………….…6
1.1.Понятие копинг-поведения в современной психологии…………………..…6
1.2.Особенности профессиональной деятельности военнослужащих…............24
1.3. Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях у женщин-военнослужащих ……………………………………………………......................37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...……...52
2.1.Процедура и методы исследования……………………………………….…..52
2.2.Полученные результаты и их интерпретация…………………….…………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….69
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77
Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Так, в ходе дозаправки в воздухе пульс летчиков достигает 160-180 уд./мин, у штурманов при бомбометании и десантировании в заданный район - 150-170 уд./мин, у операторов комплексов ПВО при отслеживании целей - такие же показатели. При этом могут отмечаться нарушения ритмичности пульса, его координированности с дыхательными движениями. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый не температурными, а эмоциональными воздействиями. На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения в диаметре зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.
Кроме этого,
эмоциональная напряженность
Различают
эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные
и эмоционально-ассоциативные
Эмоционально-сенсорные
нарушения включают в себя изменения
процессов ощущений и восприятия.
Например, солдат не может совместить
мушку с целью, оператор не видит
объекты на экране локатора, штурман
ошибается, считывая показания с
приборов, и т. д. Сокращается объем
внимания, оно становится "прилипчивым",
т. е. с трудом переключается от одного
прибора к другому. В состоянии
напряженности у летчиков могут
возникать иллюзии
Эмоционально-моторные
нарушения характеризуются
Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений. Дело в том, что в условиях бурных эмоциональных реакций участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным, а доминанта функционирует по своим особым законам - усиливается при любом воздействии, как положительном, так и отрицательном. В результате доминанта укрепляется и вместе с ней еще больше укрепляется основанное на ней суждение, а в сознании это становится подтверждением собственной правоты. Другие мысли при этом временно не принимаются, поскольку господствующая доминанта по закону отрицательной индукции гасит все воздействия. Другие очаги возбуждения мозговой ткани, отражающие иные мысли, иные мотивы, способные противостоять ошибочному суждению, оказываются заторможенными. Это обычно продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. При этом могут затормаживаться и следы памяти, способной противостоять господствующему суждению. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается, но зачастую к этому моменту ошибочные мотивы уже реализованы, негативные поступки совершены. Вот почему очень важно научиться контролировать свои эмоции и управлять ими [36, с. 68].
Как было установлено в целом ряде исследований (К. Н. Платонова, В.А.Борова, В. В. Васильевой, Р. А. Макаревича, Н. И. Наенко, Н. В. Строгонова и др.), в состоянии сильной эмоциональной напряженности ухудшаются логичность и критичность мышления, затрудняется воспроизведение в памяти, иногда наступает общая заторможенность, переходящая в полный ступор мыслительных операций. В большинстве случаев эти явления прекращаются после исчезновения эмоционального фактора, но иногда могут продолжаться несколько часов и даже несколько дней, а порой принимают характер хронических нервных расстройств. При выраженной и длительной эмоциональной напряженности целесообразно применение мероприятий по психореабилитации [11, с. 41].
Р. Кентер заметила, что там, где женщин очень мало, они находятся в особом положении. В самом деле, одна-две женщины в мужской группе только символически представляют женский пол. Кентер обнаружила 4 неформальные роли женщин-токенов:
Информация о работе Особенности копинг-стратегий военнослужащих