Особенности копинг-стратегий военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выработка рекомендаций по формированию эффективных копинг-стратегий в условиях профессиональной деятельности военнослужащих.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы формирования копинг-поведения в профессиональной деятельности.
2. Эмпирическое исследование копинг-поведения в профессиональной деятельности у женщин-военнослужащих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………..…………………………………………………………….…6
1.1.Понятие копинг-поведения в современной психологии…………………..…6
1.2.Особенности профессиональной деятельности военнослужащих…............24
1.3. Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях у женщин-военнослужащих ……………………………………………………......................37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...……...52
2.1.Процедура и методы исследования……………………………………….…..52
2.2.Полученные результаты и их интерпретация…………………….…………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….69
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 220.73 Кб (Скачать файл)

В целом большинство исследователей придерживается единой классификации  способов совладания:

1) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию;

2) когнитивные стратегии, направленные  на переоценку ситуации;

3) усилия, направленные на снятие  эмоционального напряжения.

Так, например, Л.Перлин и С.Шулер  одними из первых провели ряд исследований, в которых была сделана попытка  измерить копинг-поведение взрослых в стрессовых ситуациях. "Используя метод интервью, они выделили три основных копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности:

1) поведенческие ответы, которые  воздействуют на ситуацию;

2) ответы, которые изменяют значение  или оценку ситуации

3) ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений"[51].

Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии: сфокусированная на оценке; сфокусированная на проблеме; сфокусированная на эмоциях. также описывают три вида копинга:

1) копинг, нацеленный на оценку (установление для себя значения ситуации);

2) копинг, нацеленный на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);

3) копинг, нацеленный на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия)[49].

Итогом  исследований Р.Лазаруса явилась дефиниция понятия копинга, которое он обозначил как стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или с большим успехом), имеющей условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. На основе принятой дефиниции копинга была предложена трехфакторная модель копинг-механизмов, состоящая из:

  1.    Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором.
  2.    Копинг-ресурсы представляют собой относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий.
  3.     Поведение индивидуума, регулируемое и сформированное посредством использования копинг-стратегий с учетом личностных и средовых копинг-ресурсов определяется как копинг-поведение.

В противоположность изложенной выше позиции Д. Амирхан [3, с. 47] считал, что выбор индивидом тех или иных копинг-стратегий является достаточно стабильной характеристикой на протяжении всей жизни, мало зависящей от типа стрессора. Он обозначил их как базисные стратегии поведения человека и объединил в три группы: решение проблемы (адаптивная); поиск социальной поддержки (адаптивная); избегание проблемы (неадаптивная).

Отечественный психолог Л. Собчик [41, с. 118] также считает, что тип реагирования в стрессовых ситуациях представляет собой «продолжение ведущей индивидуально-личностной тенденции», базирующейся на типе высшей нервной деятельности, является врожденной, генетически обусловленной характеристикой.

Л. Пирлинг и С. Скулер »[34, с. 9] одними из первых провели ряд исследований, в которых была сделана попытка измерить копинг-поведение здоровых взрослых людей в стрессовых ситуациях. Используя метод интервью, они выделили три основных копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые воздействуют на ситуацию; ответы, изменяющие значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений.

Было замечено, что большинство  людей склонны применять различные  стратегии, переходя от когнитивных  стратегий к эмоционально-сфокусированным, и наоборот. При этом для успешного  выхода из стрессовой ситуации необходимо пропорциональное представительство  каждого из указанных видов копинга. Таким образом, какая из стратегий  «хороша или плоха», зависит от ситуации и может изменяться по ходу развития ситуации.

В целом, большинство исследователей придерживаются единой классификации  способов совладания со стрессом [18, с. 84]:

1) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию;

2) когнитивные стратегии, направленные  на переоценку ситуации;

3) усилия, направленные на снятие  эмоционального напряжения.

Интересной представляется расширенная  классификация копинга, которую  предложили американский исследователь  Carver С. и его сотрудники. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие: 

  1. «активный копинг» - активные действия по устранению источника стресса;
  2. «планирование» - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;
  3. «поиск активной общественной поддержки» - поиск помощи, совета у своего социального окружения;
  4. «положительное истолкование и рост» - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта; «принятие» - признание реальности ситуации [12, с. 10].

Другой блок копинг-стратегий, по мнению авторов, также может способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким стратегиям совладания относятся: 

  1. «поиск эмоциональной общественной поддержки» - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;
  2. «подавление конкурирующей деятельности» - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;
  3. «сдерживание» - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации[16; с 428].

Третью группу копинг-стратегий  составляют те, которые не являются адаптивными, однако, в некоторых  случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней. Это такие приемы преодоления  как: 

  1. «фокус на эмоциях и их выражение» -  эмоциональное реагирование в проблемной ситуации;
  2. «отрицание» - отрицание стрессового события;
  3. «ментальное отстранение» -  психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.; «поведенческое отстранение» - отказ от разрешения ситуации [12, с. 16].

В межличностном, профессиональном и  другом общении человек, попадающий в трудную ситуацию, применяет  разнообразные элементы совладания, которое реализуется через несколько разноуровневых осознанных видов поведения. Совладающее поведение имеет иерархическую структуру и состоит из:

1) простых единичных копинг-действий, детерминированных спецификой ситуации;

2) копинг-стратегий (конкретных образов действий, например, дистанцирование или поиск социальной поддержки);

3) копинг-стилей (групп стратегий, близких по смыслу, например, приближение-удаление от стрессовой ситуации) [46; 146.].

Копинг-поведение включает в себя все преднамеренные попытки личности справиться со стрессом, изменить ситуацию к лучшему, а не только успешные усилия. Две основных функции копинга  заключаются в следующем:

1) решение проблемы, создающей стресс, или попытки изменить стрессор, например, поиск информации (проблемно-фокусированный копинг);

2) регулирование эмоций, прежде всего, негативных, вызываемых стрессором, например, дистанцирование или самоконтроль (эмоционально-фокусированный копинг) [19].

Копинг обладает качествами приближения  к стрессору (агрессия, поиск информации, решение проблемы) либо избегания  стрессора (игнорирование, отвлечение, уход), проявляющимися на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Эти качества лежат в основе различных стратегий копинг-поведения.

Стратегии копинг-поведения рассматриваются  в поведенческой, когнитивной и  эмоциональной сферах и делятся  на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные. Адаптивные стратегии в поведенческой сфере направлены на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки. В когнитивной сфере адаптивность проявляется анализом трудностей, поиском путей выхода, повышением самоконтроля и самооценки, верой в собственные ресурсы. В эмоциональной сфере адаптивным считается состояние возмущения и протеста по отношению к трудностям, уверенность в наличии выхода из любой ситуации [2; с. 62].

Существуют сложности в разграничении  механизмов психологической защиты и совладания. Некоторые исследователи копинг-поведение и механизмы психологической защиты объединяют понятием «психологическая защита личности», как имеющие в основе сходные механизмы, отличающиеся только степенью ригидности. Ряд исследователей интегрируют эти понятия, большинство же отличают механизмы копинг-поведения от механизмов психологической защиты личности, неподвластных сознательному контролю и управлению. И.М. Никольская различительным критерием видит эффективность действия защиты: неудачные, основанные на самообмане механизмы защиты противопоставляются удачному, ведущему к разрешению трудной ситуации копингу.

Л.И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор  стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности  человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит термин «когнитивное оценивание», определяя его как  некую активность личности, а именно «…процесс распознавания  особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее  сторон, определение  смысла и значения происходящего»[4, с. 7].

Работы, касающиеся проблемы совладания с трудностями являются различными, что отражается вклассификации этого феномена у разных авторов (таблица 1).

Таблица 1

классификация копинг-поведения и  копинг-стратегий 

Автор(ы)

Классификация копинг-поведения

Классификация копинг-стратегий

Примечание


 

R.S. Lazarus, S.Folkman

Проблемно-ориентированный;

Эмоционально-ориентированный

Планирование решения проблемы;

Поиск социальной поддержки;

Шесть эмоционально-фокусированных стратегий: конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, позитивная переоценка, принятие ответственности, бегство-избегание.

Проблемно-ориентированный копинг связан с рациональным анализом проблемы, а эмоционально-ориентированный касается эмоционального реагирования на ситуацию

E. Heim

Выделяет три сферы психики, где  происходит реализация копинг-стратегий:

эмоциональная, когнитивная, поведенческая

Адаптивные;

Частично адаптивные;

Неадаптивные

Все виды стратегий разделяются  с учетом степени адаптивных возможностей.

E. Koplik

Когнитивная сфера психики

Стратегия поиска информации;

Стратегия закрытости от информации

Рассматривал только когнитивные  копинг-стратегии.


 

E. Frydenberg

Обращение к другим;

Непродуктивный копинг;

Продуктивный копинг

Выделено восемнадцать стратегий

Основа классификации определяется через эффективность, однако «обращение к другим» стоит отдельно, поскольку  не может быть оценена однозначно эффективно/

неэффективно.

P. Vitaliano

Проблемно-ориентированный;

Эмоционально-ориентированный

Эмоционально-ориентированные стратегии:

- самообвинение

- избегание

- предпочитаемое

истолкование

Наряду с проблемно-ориентированным копингом, выделено три эмоционально-ориентированные стратегии.


 

H. Weber

 

реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы;

поиск социальной поддержки;

перетолкование ситуации в свою пользу;

защиту и отвержение проблем;

уклонение и избегание;

сострадание к самому себе;

понижение самооценки;

эмоциональную экспрессию

Сделал акцент на психологическом  преодолении, отразившемся в восьми стратегиях.


Совладающее поведение направлено на повышение адаптации личности к среде и может складываться и определяться через совокупность копинг-стратегий – конкретных действий по совладанию. Наряду с копинг-стратегиями выделяют копинг-ресурсы личности, которые в свою очередь можно подразделить на[47, 114]:

    1. Физические (выносливость);
    2. Социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы);
    3. Психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор);
    4. Материальные (деньги, оборудование).

В преодолении трудностей важная роль отводиться внутренним ресурсам личности: локус контроля определяет степень принятия ответственности в борьбе с жизненными трудностями; высокий уровень рефлексивных способностей помогает человеку сфокусироваться на проблеме для лучшего выбора решения; социальная смелость, настойчивость, высокая нормативность поведения, высокая мотивация достижения помогают преодолевать ненужные страхи и сомнения. Важным внутренним фактором, побуждающим индивида активно противостоять трудным жизненным ситуациям, является феномен долженствования («я должен быть в форме, чтобы продолжать свою работу», «я должна держаться, чтобы растить детей» ит.д.) [45, с. 97].

Информация о работе Особенности копинг-стратегий военнослужащих