Особенности копинг-стратегий военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выработка рекомендаций по формированию эффективных копинг-стратегий в условиях профессиональной деятельности военнослужащих.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы формирования копинг-поведения в профессиональной деятельности.
2. Эмпирическое исследование копинг-поведения в профессиональной деятельности у женщин-военнослужащих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………..…………………………………………………………….…6
1.1.Понятие копинг-поведения в современной психологии…………………..…6
1.2.Особенности профессиональной деятельности военнослужащих…............24
1.3. Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях у женщин-военнослужащих ……………………………………………………......................37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...……...52
2.1.Процедура и методы исследования……………………………………….…..52
2.2.Полученные результаты и их интерпретация…………………….…………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….69
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 220.73 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  внешних и внутренних факторов может  вызывать самые различные неблагоприятные  последствия как для самого человека, так и для окружающих его людей. Различаясь по степени потенциального ущерба для человека и организации в целом (воинской части), данные факторы делятся на опасные, воздействие которых приводит к травмам, гибели человека, нарушениям в его психике, авариям, и вредные, воздействие которых ведет к  негативным психическим состояниям и профессиональным заболеваниям.

Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному  возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая состояние психической  напряженности. Напряженность - это  состояние психической активности, неадаптивности человека, вызванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий. Такое состояние возникает тогда, когда военнослужащему необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудностей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования[42, с. 22].

Социальные  отношения играют весьма важную роль в жизни людей, их влияние на психологическое  благополучие человека. Личностные факторы  и личностные предпочтения, несомненно, влияют на то, насколько люди активно  устанавливают социальные связи, на качество их отношений с другими  людьми, на то, как они используют социальную поддержку и как эта поддержка ими воспринимается.

 Групповая  социальная поддержка, включенная  в технологию формирования стрессоустойчивости,  приводит к повышению стрессоустойчивости,  а также самоактуализации личности. Самоактуализация, посредством социально-психологической поддержки в свою очередь, делает восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их стрессоустойчивость. Социальная поддержка оказывает благотворное влияние, как в обычной повседневной жизни, так и во время стресса. Действие социальной поддержки потенциально может включаться в двух случаях в ходе оценки стрессора и совладания со стрессом. Во-первых, она может срабатывать на стадии оценивания стрессора. Во-вторых, социальная поддержка может включаться на стадии преодоления стресса и срабатывать посредством редуцирования воздействия стресса на индивида.

 Социальная  поддержка может быть представлена  в нескольких формах. Эмоциональная  поддержка означает признание  и принятие чувств. Информационная  поддержка включает руководство,  инструментальная - практические навыки  борьбы со стрессом.

 Основными  этапами социальной поддержки  в формировании стрессоустойчивости являются: установление доверия; исследование причин непродуктивности в стрессе; дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства; дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере межличностного пространства; изменение привычных некоструктивных стереотипов поведения и взаимодействия; сущностная трансформация[10, с. 188].

 С  учетом существующих социально-психологических  технологий формирования стрессоустойчивости  и психологической коррекции  стрессовых состояний личности, предлагается модель их применения.

 Модель  применения технологий формирования  стрессоустойчивости с включенной  групповой социальной поддержкой  представлена личностно-ориентированными, суггестивно-эмоциональными, телесно-ориентирован-ными, когнитивно-поведенческими технологиями формирования стрессоустойчивости, реализованными в семи модулях (блоках социально-психологического тренинга).

 Реализация  модели направлена на формирование  качеств стрессоустойчивости, посредством  сочетания различных видов тренинга, как форм активного психологического  воздействия в процессе интенсивного  общения в групповом контексте.  Основными видами тренинга являются: активизация социальной позиции  участников группы, реструктуризация  и гармонизация их мотивационной  сферы, коррекция неблагоприятных  состояний, а также развитие процессов социальной перцепции, расширение «каталога деятельностей», освоение конкретных приемов и методов эффективного решения проблем в стрессовой ситуации.

 При  реализации этой модели следует  придерживаться следующих правил[13, с. 23]:

  1. Основным средством социально-психологической поддержки является обращение к индивидуальному опыту человека совладания с жизненными трудностями, сформированным в этом опыте навыкам саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях, стратегиям поведения в них, - то есть обращению к внутреннему ресурсу человека.
  2. Важным аспектом в работе с группами по формированию стрессоустойчивости выступает активизация личностной саморегуляции: оказание помощи в обнаружении новых и восстановлении прежних ценностей, которые несут в себе позитивную, содержательную нагрузку.
  3. Работа в группе должна быть сориентирована на оптимизацию деятельностного уровня саморегуляции, для чего следует осуществлять пошаговую отработку последовательных функций саморегуляции в стрессовой ситуации.
  4. Отработка умений саморегуляции производится при постоянном обращении к конкретным ситуациям индивидуального опыта.
  5. Важным этапом в работе с группой является диагностический. Диагностические процедуры, используемые в рамках тренинговой работы, не только диагностируют индивидуальные особенности, но и «запускают процессы рефлексии», помогая человеку более ясно осознавать личностные возможности разрешения стрессовой ситуации.
  6. Использование результатов диагностирования компонентов субъективного опыта и регуляторных умений позволяет сориентировать тренинговые техники на конкретных участников группы, тем самым социально-психологическая помощь формируется соответственно особенностям адресата, с учетом его индивидуально-своеобразного жизненного опыта, в котором закрепились определенные личностные смысловые установки по отношению к себе, окружающим людям, своим достижениям и неудачам.

Военнослужащие  должны обладать определенным рядом психологических качеств: ярко выраженное чувство ответственности за выполняемую работу, способность обходится без сна и регулярного питания, способность быстро оценивать изменяющуюся обстановку и адекватно реагировать на неё, наличие высокой морально-психологической устойчивости, умение правильно вести себя в стрессовой ситуации. При наборе претендентов на военную службу, каждый из них проходит военно-врачебную комиссию (ВВК). По результатом которой выставляется степень годности человека к военной службе и выполнению поставленных задач.

Для решения  многих вопросов, связанных с проблемой  эмоциональной напряженности профессионала, необходимо проведение анализа специфичности  структуры последней и особенностей ее проявления в конкретных видах  трудовой деятельности, прежде всего  отличающихся повышенной сложностью, ответственностью и опасностью. Профессия  оператора боевого расчета относится  именно к такому виду деятельности. Для повышения эффективности  работы войсковых психологов в этом направлении необходимы их методологическая и методическая вооруженность.

В условиях выполнения боевой задачи оператор не соблюдает привычный для обычного человека распорядок дня. Боевое дежурство  в войсках РТВ организовано таким  образом, что оператор работает на станции  три раза в сутки- по 4 часа через каждые 4 часа. Таким образом, за сутки он работает по 12 часов, включая и в ночное время. Периодически варианты работы оператора меняются, но обязательно остается ночной график. Например:- с 23ч. до 03ч., или 03ч. до 07ч.

При возникновении  особых событий боевого дежурства  работа оператора временем не лимитируется. Отсутствие полноценного сна, со временем сказывается на работе оператора: чаще допускаются ошибки по выдачи воздушной  обстановке, повышение утомляемости, снижение концентрации внимания. Не редки случаи, когда оператор засыпает на рабочем месте во время графика, это грозит пропуском воздушной цели, снижением оценки подразделению за боевое дежурство.

Систематическое перенапряжение нервной системы  в период несения боевого дежурства, обусловливаемое нерациональным сопряжением  человека и машины, нарушением ритма  труда и отдыха, личностными особенностями  и другими причинами, может приводить  к развитию неврозов. Такие заболевания, как неврозы, функциональные расстройства сердечнососудистой системы и гипертоническая  болезнь, встречаются у личного  состава значительно чаще, чем  в других профессиональных группах. По данным Бодрова В.А [9], лица из операторского состава в 4 раза чаще по сравнению с другими специалистами страдают вегетоневрозами, в которых ведущее значение принадлежит нервно-психическому напряжению. Д. И. Писарев [35] обнаружил наличие вегетативных неврозов у 75% стажеров и 55% операторов. В большинстве подразделений дежурство операторов организовано сутки через трое. Но и этого времени не хватает для восстановления организма после перенесенных стрессов и нагрузок.

Питание, как известно, является основой жизни, и от его качества в значительной степени зависит здоровье и качество самой жизни. B основу рационального  питания положен принцип сбалансированности потребляемой пищи, благодаря чему обеспечивается оптимальная потребность  организма в пищевых и биологически активных веществах, способны проявлять  в организм максимум своего полезного  действия. Сбалансированное питание  предусматривает наилучшие количественные и качественные взаимосвязи основных пищевых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ  и более двух десятков классов  других биологически активных веществ, которые должны присутствовать в  пище. Режим и качество питание  так же, как и режим сна очень  важен для нормального функционирования всех органов и систем человека. Часто даже в домашних условиях человеку не всегда удается полностью обеспечить потребности организма, тем более в условиях боевого дежурства. Частота приема пищи составляет 3-4 раза в сутки. Не все подразделения обеспеченны столовыми помещениями, оператор РЛС не только не может полноценно покушать, но и даже разогреть принесенную из дома пищу. Основные продукты питания, принесенные оператором на смену: лапша быстрого приготовлениями, лимонад, консервы, т. е. те продукты, которые не требуют хранения в определенных температурных режимах.

При работе в условиях лимита и дефицита времени  мобилизуются внутренние резервы человека, приводится в действие ряд механизмов, призванных обеспечить преодоление  возникающих трудностей, и происходит перестройка способа деятельности. Благодаря этому эффективность  системы «человек - машина» может  некоторое время оставаться на прежнем  уровне. Однако, если поток информации становится слишком большим и  продолжается длительное время, возможен «срыв». Невротические «срывы», возникающие  в условиях непрерывной деятельности, лимитированной во времени, а также  при раздвоении деятельности, как  показал в своем исследовании известный советский психоневролог  Ф. Д. Горбов, проявляются в пароксизмах  сознания и оперативной памяти. В  ряде случаев эти нарушения приводят к не правильной выдаче информации. Бодров В.А. писал: «Одна из великих  проблем, с которой мы неизбежно  столкнемся в будущем,- это проблема взаимоотношения человека и машины, проблема правильного распределения функций между ними»[9, с. 56]. Проблема рационального «симбиоза» человека и машины решается в русле инженерной психологии. После длительной работы, у оператора появляется чувство рассеянности и снижения внимания, по причине не возможности сконцентрироваться на одном виде деятельности. Он начинает пропускать команды оперативного дежурного. В ночных условиях это проявляется заметнее.

Исследованием особенностей копинг-поведения военнослужащих в стрессовых ситуациях занимались зарубежные и отечественные учёные.

У. Томас  и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности - это решение ею определенной ситуации [43, с. 32].

Важно, чтобы  военнослужащий нашел выход из такой  ситуации, сохранил высокий уровень  и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических  нагрузок.

В связи  с проблемой преодоления личностью  стрессовой ситуации, сохранения ею способности  к эффективным действиям в  условиях данной ситуации в психологии появился термин «копинг-поведение», которое интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека [20, с. 52].

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному  в разных психологических школах.

Первый  подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй  подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией:

1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление  стресса, включающее в себя  попытку определить значение  ситуации и ввести в действие  определенные стратегии: логический  анализ, когнитивная переоценка  и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

Информация о работе Особенности копинг-стратегий военнослужащих