Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации по их коррекции и развитию.
Объект данного исследования - воспитанники детских домов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..32
2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35
2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44
ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Плотникова Н.Е. Курсовая работа 4 курс.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ – ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Курсовая работа

 

 

Направление «050706.65 – Педагогика и психология»

 

 

 

Оценка: «________________»

Научный руководитель:

_______________________

 

«______»  ________________2012 г.

Исполнитель:

Н.Е. Плотникова - студентка 41С гр.

заочного отделения

 

Научный руководитель:

Н.А. Устинова– к. психол.н., доцент

кафедры психологии образования


 

 

 

Екатеринбург 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3

1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8

    1. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
    2. Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
    3. Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ  ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА…………………………………………………..32

2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32

2.2.  Результаты исследования  и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35

2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44

ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Количество детей-сирот в современной и, казалось бы,  развивающейся стране растет большими темпами. Мир этих детей отличается от того, что привыкли видеть  дети из семьи, сквозь призму заботы и любви родителей   и близких. Внимание исследователей концентрируется, как правило, на необходимости увеличения учреждений для детей-сирот вместо поиска вариантов предупреждения социального сиротства и путей влияния на порождающие его причины. В подавляющем большинстве случаев, исследователи изучают процесс жизнедеятельности детей-сирот в институциональной сфере, но недостаточно внимания уделяют их воспитанию и личностному развитию в условиях альтернативных форм жизнеустройства.

Личностное развитие –  детей-сирот  отличается от личностного развития  детей из благополучных  или неполных семей.  Но на сегодняшний день в психологической  науке об   особенностях  развития детей-сирот, воспитывающихся в условиях закрытых детских учреждений, очень мало.

Различные аспекты психического и личностного развития детей-сирот нашли свое отражение в работах В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровиной и др., но, опять таки, очень мало исследований посвящено изучению внутреннего мира детей-сирот, их мировоззрений, стремлений и мотиваций. Поэтому актуальным является провести исследовательскую работу по изучению и определению особенностей личностного развития детей-сирот школьного возраста,  воспитывающихся в детских домах. [24] [34]

 В младшем школьном возрасте начинают закладываться фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. В условиях социальной, эмоциональной, психической депривации у детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых, принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме. [24]

Развитие самосознания, отношения к себе, самооценки у воспитанников детских домов имеет качественно иную форму. У них складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдается неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей. Детям, воспитывающимся в учреждении для детей-сирот, труднее, чем их «обычным» сверстникам, осознавать и ценить собственную уникальность, индивидуальность, У них нет осознания  своей персоны - личности.

Прихожан А.М. и Дубровина И В. указывают, в своих исследованиях, на своеобразность, качественно иную картину личностного развития ребенка-сироты, на его отличие от ребенка, воспитывающегося в семье. Отмечено, что характер таких отличий обычно является негативным, что затрудняет адекватную социализацию развивающейся личности. [34]

Проблема - недостаточная изученность психических и личностных особенностей детей-сирот, специфической социальной ситуации развития,  являются препятствием в построении психолого-педагогического воздействия на детей-сирот, на воспитание социально-значимых качеств личности. Возможно, поиск и разработки специальных форм психологической работы, которые позволили бы создать условия, необходимые для  позитивного личностного развития и социализации таких детей, могли бы решить проблему общения и личностного развития детей в рамках детского дома.

Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот  детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации  по их коррекции и развитию.

Объект  данного исследования  - воспитанники детских домов

Предмет – личностное развитие детей-сирот воспитанников детских домов младшего школьного возраста.

Гипотеза - мы предполагаем, что уровень развития личности у детей-сирот детских домов отличается от уровня развития личности сверстников из семьи: у них повышена тревожность, они более возбудимы,  заниженная самооценка, они более агрессивны.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам особенностей личностного развития детей младшего школьного возрастов из семей
  2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам особенностей личностного развития детей-сирот детских домов младшего школьного возрастов
  3. Провести диагностику личностного развития у детей-сирот младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме
  4. Разработать рекомендации по проведению психолого-педагогических работ для коррекции  развития личности детей-сирот.

Теоретико-методологическая основа исследования - на современном этапе проблемами детей, оставшихся без попечения родителей занимались – Л.В. Бадя, В.В. Беляков, В.И. Иващенко.

Взаимодействие как педагогический процесс рассмотрен в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.П. Буевой, М.С. Качан, В.В. Краевского, В.А. Ленторский, И.Я. Лернер и др.

Теоретические и практические аспекты индивидуального личностно-ориентированного  подхода раскрыты в работах Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, С.Л. Соловейчик,  В.Ф. Шаталова и др.

Особенности общения детей со сверстниками отражены в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. В этих трудах общению как основному подтексту «социального присвоения» детьми общественно-исторического опыта человечества. Они считают, что различия в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредует все остальные связи ребенка с миром. Исследование Н.М. Неупокоевой свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи более коммуникативны и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем не знающие семьи.

Методы: изучение и анализ литературы; анкетирование, интервьюирование; беседа; наблюдение.

Практическая значимость данного исследования очень велика, т.к. знание особенностей личностного развития  детей-сирот  позволит:

  • разработать рекомендации, упражнения, средства психолого-педагогического воздействия на них, с  целью ориентировать их на оптимистическую жизнь;
  • правильно (с учетом особенностей развития) давать нравственные знания и представления, которые в дальнейшем позволили бы им выйти в социум и чувствовать себя полноценными гражданами, членами огромной семьи – Государства.

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

    1. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста

 

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет. Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту обозначается как кризис 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст, в этот период происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, перестройка его отношений с социальным окружением. Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка, которое приобретает демонстративный характер. Ребенок перестает следовать привычным нормам поведения. За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является «утрата детской непосредственности», основной причиной которой является недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Выготский отмечает, что «самой существенной чертой кризиса 7 лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка» [11. С. 198]. Утрата непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента: ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных последствий и т.д.

Еще одним существенным моментом кризиса являются изменения в эмоционально-мотивационной сфере. У ребенка впервые возникает «обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств» [11. С. 202]. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях, приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов: чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением «социальной ситуации развития ребенка» [11. С. 24-25]. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.

Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.

Возникают новые взаимоотношения с окружающими, появление новых обязанностей и прав. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

В возрасте 7 - 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.

Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.

Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.

Появление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости,  эмоциональной неустойчивости.

Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов