Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации по их коррекции и развитию.
Объект данного исследования - воспитанники детских домов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..32
2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35
2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44
ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Плотникова Н.Е. Курсовая работа 4 курс.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим важно подчеркнуть, что для сироты крайне необходимо четкое понимание личности родителей, адекватное представление о них.

Основную причину развития негативной я-концепции и спутанной самоидентичности у детей вне семьи большинство исследователей видят в том, что ребенок с раннего детства имеет дело не с одним любящим и заботливым взрослым, а с множеством постоянно меняющихся людей, очень разных по поведению и характеру эмоционального отношения к ребенку.

В условиях сиротского учреждения у ребенка формируются специфические стратегии, позволяющие ему приспосабливаться к жизни в особых условиях и тем самым как бы заменяющих ему личность.

А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых анализируют два аспекта отношения ребенка к себе:

  1. доминирование эмоциональной или оценочной стороны;
  2. сложность или простоту этого отношения. [2] [8] [34]

Именно по этим параметрам в максимальной степени различаются между собой дети, растущие в семье и вне семьи.

У ребенка, растущего в семье, ярко выражено эмоциональное отношение к себе, причем чаще всего положительное. Такой ребенок принимает, любит себя вне зависимости от оценок (своих и окружающих его людей). У ребенка из детского дома преобладает оценочное отношение к себе; общее эмоциональное отношение к себе - любовь или даже нелюбовь к себе - у него практически не выражено. [8]

У ребенка, растущего в семье, отношение к себе имеет весьма сложную структуру. Элементами этой структуры являются принятие -непринятие себя, общая самооценка, парциальные самооценки, оперативные самооценки и так далее. Эти элементы находятся в весьма сложных взаимозависимостях. Возникновение такой сложной системы, по мнению М.И.Лисиной, является результатом усвоения ребенком двух различных уровней отношения к себе со стороны взрослых, прежде всего - родителей. Последние, с одной стороны, безусловно, любят его вне зависимости от его поведения, свойств характера, а с другой стороны - объективно оценивают то, каков он в различных конкретных ситуациях.

Ребенок, растущий вне семьи с раннего детства, лишен первого из этих уровней - безусловной любви, поэтому для него характерно простое, нерасчлененное отношение к себе, сводящееся к оценке [2] [8]

Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является также отсутствие у него чувства уверенности в себе.

Отношение к себе складывается из оценки взрослых, воспитателей, чей авторитет подавляет истину.

Таким образом, научные данные свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности", подобного рода нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности. Дети-сироты детских домов – дети группы социального риска.

Таким образом, завершая теоретическую главу нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:

  1. основными новообразованиями у ребёнка младшего школьного возраста являются: произвольность, способность к рефлексии, анализу своих действий, включение в новые взаимоотношения с окружающими, появляется иерархия мотивов.
  2. Несмотря на то, что немалую роль в формировании личности ребёнка младшего школьного возраста играет школа, всё же главенствующая роль в формировании личности ребёнка играет семья. Воспитание, нормы, традиции принятые ребёнком в семье, динамика семейной жизни и эмоциональное отношение родителей к ребёнку имеет огромное значение для его развития и становления личности.
  3. Воспитанники детских домов отличаются от своих «домашних» сверстников поведением, особенностями общения, эмоционально-волевой сферой. У таких детей не удовлетворяется потребность в любви и принятии. Воспитанники детских учреждений закрытого типа страдают от депривации, прежде всего со стороны родителей, а так же от множественности социальных контактов, они вяло-эмоциональны при общении с другими людьми. У таких детей отмечают: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе, заниженная самооценка.
  4. В условиях детского дома не возможно создать механизм идентификации, полностью повторяющий семейную идентификацию.

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

2.1. Диагностика  особенностей личностного развития  детей 

младшего школьного возраста

 

Нами проводилось исследование  особенностей личностного развития детей-сирот детского дома.

Цель нашего исследования: определить специфические различия личностного развития детей младшего школьного возраста, живущих в семьях и детей-сирот-воспитанников детских домов

Исследование проводилось в приюте "Солнышко" с октября по декабрь 2012 года. В нашей работе приняли участие 30 детей младшего школьного возраста, из которых были сформированы 2 группы по 15 человек.

В первую экспериментальную группу  вошли дети младшего школьного возраста, которые воспитываются в детском  доме. Во вторую контрольную группу вошли дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в семье. В ходе психодиагностического исследования были использованы следующие методики:

Рисуночный тест «Такие разные кактусы»

(Проективная  методика предложенная М.Панфиловой).

Цель методики: исследование эмоциональной сферы младших школьников.

Испытуемому предлагается изобразить на стандартном листе А4 цветными карандашами кактус таким, какой он ему представляется. Интерпретация в нашем исследовании проводилась путем количественного анализа по 10 качествам: агрессия, неуверенность в себе, демонстративность, скрытность, тревога, экстравертированность, интровертированность, стремление к домашней защите, наличие чувства одиночества, эгоцентризм. Каждое качество оценивается по наличию или отсутствию баллов.

Опросник А.И. Захарова

«Чувство личностной неполноценности»

Цель данного опросника: выявить у учащихся младших классов чувство личностной недостаточности.

Испытуемым предлагалось ответить на 10 вопросов: положительно или отрицательно.

Интерпретация проводится по количеству положительных ответов.

Методика «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бака)

Цель методики: выявить у ребенка наличие тревожности, низкой самооценки, незащищенности и т.п.

Для выполнения теста ДДЧ испытуемому предлагается бумага, простой карандаш, листок, сложенный пополам. Ребенку дается инструкция «Нарисуй, как можно лучше дом, дерево и человека».

Для количественной оценки теста ДДЧ качественные показатели сгруппированы в симптомокомплексы:

  1. незащищенность;
  2. тревожность;
  3. недоверие к себе;
  4. чувство неполноценности;
  5. враждебность;
  6. конфликт (фрустрация);
  7. трудности в общении;
  8. депрессивность.

Выраженность каждого симптомокомплекса показывает  сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Тест тревожности

(Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Цель: выявить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста.

 Испытуемому предлагается  экспериментальный материал в  виде 14 рисунков размером 8,5 x 11 см., где каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию и дается инструкция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное». Выбор соответствующего лица фиксируется в специальном протоколе.

Интерпретация проводится на основании данных протокола. Индекс тревожности равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.

 

2.2.  Результаты исследования и их интерпретация. 

Качественный сравнительный анализ

 

Исследование эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста из полных семей и детей-сирот младшего школьного возраста детского дома проходило в три этапа.

На первом этапе нами были проведены исследования младших школьников из детского дома.

 Изучались следующие  показатели:

- тревожность;

-  агрессивность;

-  чувство личностной  неполноценности;

- эмоциональное отношение  к членам семьи;

- самооценка личности.

На втором этапе, те же показатели изучались у детей того же возраста, воспитывающихся в полной семье.

Третий этап заключался в сравнении данных, полученных в ходе психодиагностического исследования.

Качественный анализ результатов по методике «Кактус», представлен в таблице №1

 

 

 

Таблица 1

Качественный анализ результатов по методике «Кактус»

Показатели

Методики

Количество выборов в %.

Э

К

Агрессия

67%

53%

Неуверенность в себе

27%

13%

Демонстративность

33%

47%

Скрытность

33%

7%

Тревога

47%

27%

Экстравертированность

33%

47%

Интровертированность

67%

53%

Стремление к дом. защите

80%

87%

Чувство одиночества

20%

13%

Эгоцентризм

27%

47%


 

Таким образом, для детей экспериментальной группы из детского дома, характерно наличие повышенной агрессии, высокого уровня неуверенности, скрытности, осторожности, тревожности. Они более интровертированы, чаще испытывают чувство одиночества.

Для детей из контрольной группы, воспитывающихся в полной семье, характерна открытость, демонстративность, экстравертированность, эгоцентризм.

Общей тенденцией обоих групп, является стремление к домашней защите.

Качественный анализ опросника «Чувство личностной неполноценности» представлен в таблице №2.

Таблица 2

Качественный анализ опросника 

«Чувство личностной неполноценности»

Вопросы опросника

Число выборов в %.

Э

К

1.Часто ли у тебя  получается не так, как ты хочешь?

73%

47%

2. Считаешь ли ты, что  многое делаешь неправильно?

67%

73%

3.Смог бы ты сделать  больше, если бы был более уверен  в себе?

87%

67%

4. Многое ли тебе мешает  быть собой?

33%

33%

5. Возникают ли у тебя  мысли, что ты не такой как  все?

53%

47%

6. Часто ли ты бываешь  недоволен собой?

53%

47%

7. Хотел ли бы ты  быть другим?

60%

47%

8. Можно ли сказать, что  к тебе плохо относятся?

60%

47%

9. Трудно ли тебе защитить  себя?

60%

40%

10. Считаешь ли ты себя  некрасивым?

20%

7%


Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов