Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации по их коррекции и развитию.
Объект данного исследования - воспитанники детских домов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..32
2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35
2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44
ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Плотникова Н.Е. Курсовая работа 4 курс.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся дeтей-сирот, младших классов. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.

По мнению И. В. Дубровиной, можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере. [30]

      Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому, относя ребенка к данной группе, стоит обратить внимание, прежде всего на степень проявления агрессивной реакции у ребенка, длительность ее действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение учащегося. [30]

      Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно, если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. [30]

  Стоит отметить важную деталь, что характер проявления эмоциональных реакций у ребенка, безусловно, связан с типом его темперамента. Так, дети, относящиеся ко второй группе, являются скорее холериками, а представители третьей группы — меланхоликами или флегматиками. Общим же для всех намеченных групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные аффективные реакции (проявляющиеся по-разному у различных типов детей) у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер [18]

  Таким образом, взрослый при взаимодействии с ребенком-сиротой должен постоянно помнить об особенностях его эмоциональной сферы, способствуя аффективной регуляции ребенка и оптимальным способам его социализации. И выполнять некоторые рекомендации:

  • необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды;
  • не надо пытаться в процессе занятий с «трудными» детьми полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие;
  • чувства ребенка нельзя оценивать — невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции ребенка — это результат длительного сдерживания эмоций.
  • создать специальные тренинги, упражнения в игровых формах, где дети могли бы раскрыть тревожащие их темы, обыграть возможные пути решении см. Приложение 1
  • проводить разные виды терапий (игротерапия и т.п.) см. Приложение 2
  • изменить  стиль взаимоотношения у воспитателей детского дома к детям-сиротам, проявление заботы, любви (искренность, эмпатия, доброжелательность, небезразличие к внутренним переживаниям и внешним интересам ребенка)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя психолого-педагогическое научное исследование, хочется отметить, что дети-сироты, воспитанники детских домов, в отличие от детей из семьи, очень возбудимы, повышенно тревожны,  агрессивны. Заниженная самооценка отличает их скованностью и закрытостью.

Вышеотмеченные качества, мешают детям-сиротам  объективно оценивать окружающую действительность, что подтверждает факт дезадаптации в социуме.

Закрытая среда воспитания, авторитарный тип общения взрослых с воспитанниками вызывают и закрепляют агрессию  в (и без того) тревожной и озлобленной на весь мир, но при этом хрупкой и беззащитной душе маленьких школьников.

Мы разработали некоторые рекомендации, которые могли бы сделать более  эффективным коррекцию патологических личностных качеств и повысить уровень взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что поможет в адаптации в социуме.

Подобраны так же упражнения, игры, терапии, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми-сиротами младшего школьного возраста в последующей исследовательской работе, с гипотезой – специальные коррекционные упражнения, игры, терапии  позволят устранить или смягчить антисоциальные качества у воспитанников детских домов и повысить адаптационные способности.

Таким образом, гипотеза подтверждена, а цель данной  курсовой работы  достигнута, задачи соответственно решены.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2007. – 204 с.
  2. Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме//Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия.Под ред. В.С.Мухиной. М.: Просвещение, 2004.
  3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2005.
  4. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы//«Вестник МГУ» Сер.14:Психология. 1985. №2.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Питер, 2008. – 400 с.
  6. Викниксор: ''Еще о трудных детях''/Сиресина Н.Н.//Науч. зап. психологов-педагогов г. Твери и обл. 2004. № 6.
  7. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери.- М.: Класс, 2007 – 80 с.
  8. Выговская Л.П. Эмпатические отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи//Психологический журнал. 1996. № 5
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Речь». 2007.
  10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 224с.
  11. Выготский Л.С. Собрание соч. Том 4. М. 2003.
  12. Г.А. Широкова. Справочник школьного психолога.-Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006
  13. Г.А. Широкова. Справочник школьного психолога.-Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 436 с.
  14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб.: Речь, 2003. – 655с.
  15. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464с.
  16. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 3-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009. - 352 с.
  17. Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 2009.
  18. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005.-940с
  19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования-- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 2003. - 175
  20. Л.А. Семчук, А.И. Янчий. Возрастная психология: учебно-методический комплекс – Гродно: ГрГУ, 2006. - 226 с.
  21. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006.
  22. Липкина А. И. : Самооценка школьника и его память. М., 2005/ М., 3 с.79
  23. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002. – 1314с.
  24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004.
  25. Неймарк М. С. Некоторые проблемы личности школьника. М., 2007.
  26. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М.: Владос, 1998.
  27. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 2002.
  28. Осорина М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2008.-304с.
  29. Палей, И.М. Методические вопросы диагностики в дифференциально-психологическом исследовании /И.М. Палей. – СПб.: Питер, 2009. – 580 с..
  30. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2008.
  31. Пертенава Г. Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
  32. Послесловие // Воспитание детей в неполной семье / перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. — М.: Прогресс, 2003. - с. 195-204
  33. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд.АПН СССР, 2009. — 500 с. 
  34. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. №3. – 200 с.
  35. Психология человека от рождения до смерти. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Под ред. А.А. Реана.
  36. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в воспитании детей-сирот. М., 2012. – 200 с.
  37. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод.Руководство. М., 2010. – 352 с.
  38. Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности детей в детском доме: проективные методики. - М., ТЕИС, 2012. – 150 с.
  39. Цукрман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Открытый институт /Развивающее образование. 2010
  40. Шванцара, Й. Диагностика психического развития воспитанников детского дома /Й.Шванцара. - Прага, 2012. - С. 137-158.
  41. Яньшин П.В. Практикум по психологии детей-сирот. Методы исследования личности.— СПб.: Питер, 2010. – 300 с.
  42. http://gimnaziya-2.ru

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым  способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. 

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие 
методы и способы:

•     комкать и рвать бумагу;

•     бить подушку или боксерскую грушу;

•     топать ногами;

•     громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

•     пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);

•     написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

•     втирать пластилин в картонку или бумагу;

•     использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрессивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса 
травмирующих переживаний.

 

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

Цель: отреагирование гнева.

Форма игры: групповая. Возраст: любой.

Ход игры: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и  страшным голосом завывать: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: «Молодцы! Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!» 

 

БОКС 

Цель: развитие саморегуляции, высвобождение накопившейся энергии.

Форма игры: индивидуальная. Возраст: 5-7 лет.

Материал: необходимо заранее приготовить экипировку: боксерские перчатки (можно сделать из старых варежек, а из подушки — боксерскую грушу).

Ход игры: Ребенку нужно объяснить, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем дать команду о начале «тренировки». В ней необходимо чередовать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течение 4-5 минут «боксирует», а затем 5 минут  отдыхает, расслабляется 

ЩИТ И МЕЧ 

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.

Форма игры: групповая. Возраст: 5-7 лет.

Ход игры: Психолог держит щит, дети бьют об него мечами. 

 

АПЕЛЬСИН (ИЛИ ЛИМОН)  

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Форма игры: групповая. Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»  Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

 

СДВИНЬ КАМЕНЬ 

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Форма игры: групповая. Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплаяя, мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

ЧЕРЕПАХА 

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Форма игры: групповая. Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Гучки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и нояски стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).  

 

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ 

 

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Форма игры: групповая. Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1-4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Коррекция трудностей поведения и характера в младшем школьном возрасте.

 

     Трудности межличностных отношений могут проявляться в особых формах конфликтного поведения с одной стороны, а также — являться причиной формирования негативных черт характера — с другой. В специальной психологической помощи нуждаются дети с наиболее типичными для младших школьников вариантами проблем поведенческого характера. Среди них повышенная агрессивность, конфликтность, обидчивость, застенчивость и тревожность. [7]

 

ПОХВАЛИЛКИ 

 

Цель: повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе.

Ход игры: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к  
обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов