Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации по их коррекции и развитию.
Объект данного исследования - воспитанники детских домов
ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..32
2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35
2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44
ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54
Таким образом, у детей, воспитывающихся в детском доме, чаще получается не так как ожидают, проявляют неуверенность в себе, недовольство собой. Они испытывают потребность быть другими – открытыми, уверенными, любимыми. Такие дети чаще имеют трудности в общении, не могут защитить себя, в отличие от детей контрольной группы.
Всё это свидетельствует, на наш взгляд, о низком уровне принятия себя, ощущении собственной неуверенности, недовольстве собой, плохом отношении к ним со стороны окружающих, заниженной самооценке внешних данных.
Общей тенденцией является то, что младшему школьнику многие моменты мешают быть самим собой.
Качественный анализ теста «ДДЧ» представлен в таблице №3.
Таблица 3
Качественный анализ теста «ДДЧ»
Симптомокомплекс |
Число выборов в % | |
Э |
К | |
1. Незащищённость |
16% |
10% |
2. Тревожность |
13% |
10% |
3. Недоверие к себе |
25% |
19% |
4. Чувство неполноценности |
13% |
8% |
5. Враждебность |
11% |
9% |
6. Конфликтность |
12% |
10% |
7. Трудности общения |
14% |
13% |
8. Депрессивность |
7% |
6% |
Таким образом, для детей экспериментальной группы из детского дома, характерна незащищённость, недоверие к себе.
По другим показателям: тревожности, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности общения, депрессивности – результаты находятся приблизительно на одинаковых уровнях, но всё равно, преобладание этих показателей находится у младших школьников, живущих в детском доме.
Качественный анализ теста тревожности В. Амена представлен в таблице №4.
Таблица 4
Качественный анализ теста тревожности
Показатели |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Очень высокий | ||||
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К | |
Абсолютные |
- |
5 |
4 |
6 |
10 |
4 |
1 |
- |
В % |
- |
33% |
27% |
40% |
67% |
27% |
7% |
- |
Данные, полученные в результате исследования уровня тревожности, показывают преобладание высокого уровня тревожности у младших школьников, воспитывающихся в детском доме, а у их сверстников из полной семьи преобладание среднего уровня тревожности.
Таким образом, для младших школьников, воспитывающихся в семье, характерным является:
- средний уровень тревожности;
- демонстративность;
- открытость;
- экстравертированность;
- стремление к домашней защите;
- благоприятная семейная ситуация;
- эгоцентризм;
- отсутствие чувства личностной недостаточности.
Для младших школьников, воспитывающихся в детском доме, характерно:
- повышенное чувство тревожности
- чувство неполноценности;
- неуверенность в себе;
- агрессивность;
- скрытность, осторожность;
- чувство личностной
- интровертированность;
- заниженная самооценка.
Внесем данные по группам в таблицу:
Таблица 5
Сравнительный анализ данных по Т – критерию Стьюдента.
№ |
Результаты группы №1 (дети сироты) |
№ |
Результаты группы №2 (детей из семей) |
1 |
30 |
16 |
46 |
2 |
45 |
17 |
49 |
3 |
41 |
18 |
52 |
4 |
38 |
19 |
55 |
5 |
34 |
20 |
56 |
6 |
36 |
21 |
40 |
7 |
31 |
22 |
47 |
8 |
30 |
23 |
51 |
9 |
49 |
24 |
58 |
10 |
50 |
25 |
46 |
11 |
51 |
26 |
46 |
12 |
46 |
27 |
56 |
13 |
41 |
28 |
53 |
14 |
37 |
29 |
57 |
15 |
36 |
30 |
44 |
Результаты группы №1 |
Результаты группы №2 |
M1=40 |
M2=50 |
X1=6,4 |
X2=5,8 |
N1=15 |
N2=15 |
Математическая обработка полученных данных по Т – критерию Стьюдента выявила значительные различия между экспериментальной и контрольной группами испытуемых.
Таким образом, для детей, воспитывающихся в условиях в детском доме, в отличие от детей, воспитывающихся в полной семье, характерно:
- чувство неполноценности, которое влияет на самооценку младшего школьника, побуждая при этом недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению со сверстниками.
- незащищённость, при которой
ребёнок испытывает чувство
- тревога, которая порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.
- конфликтность, которая
связана у ребёнка с
- враждебность к семейной ситуации. Она невротизирует младших школьников, развивает у них агрессивность, неуверенность, чувство вины, приводит к изоляции и озлобленности.
- тревожность, связанная
с бессодержательным
Следовательно, младшие школьники из детского дома имеют ряд особенностей эмоционально-личностной сферы. Это подтверждает, на наш взгляд, необходимость осуществления индивидуально-личностного подхода к этим детям, проведения своевременной коррекции имеющихся нарушений, оказания им психологической поддержки.
Полученные данные полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу в начале исследования о том, что у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений закрытого типа, имеется ряд специфических особенностей, влияющих на эмоционально-личностную сферу и осложняющих их социальную адаптацию.
2.3. Коррекция эмоционально-
В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности, определяющей как структуру личности, так и ее генез, является диффузность самоидентичности — комплекс переживаний ребенка, связанный с чувством неполноценности и потери своего «Я» . Такая особая структура самосознания ребенка другими авторами называется расколотой. [3] [5]
Расколотое самосознание состоит из двух «Я»: внешнего — защитно-идеализированного и глубинного — неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых выполняет механизм разъединения «внешнего Я» и «Я реального». При этом «внешнее Я» доминирует, а «реальное Я» составляет угнетенную структуру, несформированную из-за значительной фрустрации ребенка в раннем детстве. [3]
Противоречивая двойственность «Я» проявляется во всех формах психического становления проблемного ребенка, начиная с этапа его среднего детства. Так, например, негативное влияние «внешнего Я» имеет место при значительном доминировании социальных целей и принципов. Сложности в общеобразовательном обучении или приобщении ребенка к какой-либо профессии возникают преимущественно потому, что мотивация успеха или достижения не связана с деятельностью, а чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе связанных с признанием значительности ребенка и с восхищением им окружающих.
Аналогично в том, что касается взаимодействий с другими, «внешнее Я» приводит вначале к идеализации, а далее к дискредитации таких ценностей [5] В силу слабости «реального Я», инфантильности в самопроявлениях и потребностях у такого ребенка возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии, воспринимается «инфантильным Я» как отказ в том, на что имеется право. При фрустрации таких потребностей стереотипно возникают ярость и ненависть. Кроме того, таким личностям свойственна патологическая нетерпимость и непереносимость критики. [3]
Психологи разных направлений, теоретики и практики едины в признании отрицательного влияния фактора нарушенных внутрисемейных отношений на психическое и нравственное развитие детей.
Объединяет специалистов также мнение, что в результате наличия в семье множества различных проблем у ребенка крайне трудно сформировать и развить позитивное отношение к себе. И несмотря на то что последующие, внесемейные формы взаимодействия ребенка с окружающими могут внести существенную коррекцию в изначальное его самоотношение, первичное восприятие и оценивание ребенком себя непременно проявится в последующих его «Я-образах». [4]
Кроме того, дети, лишенные материнской любви во младенчестве, раздражительны, более возбудимы и агрессивны со сверстниками, менее избирательны и постоянны с объектами привязанности. При этом самооценка таких детей не отличается позитивным потенциалом, столь необходимым для успешной социализации и благополучного личностного развития ребенка. Бесспорно суждение Р. Бернса о том, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяет его поведение и успеваемость. [3]
Принимая во внимание глубину личностных деформаций или специфику личностного развития детей-сирот, можно предположить, что даже решение внешних, организационно-поведенческих сложностей в судьбах таких детей не будет достаточным для их социальной и личностной реабилитации. Эти дети нуждаются в комплексной психологической помощи и в том числе в глубинной психотерапии их личностной структуры.
Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов