Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации по их коррекции и развитию.
Объект данного исследования - воспитанники детских домов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..32
2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35
2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44
ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Плотникова Н.Е. Курсовая работа 4 курс.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, у детей, воспитывающихся в детском доме, чаще получается не так как ожидают, проявляют неуверенность в себе, недовольство собой. Они испытывают потребность быть другими – открытыми, уверенными, любимыми. Такие дети чаще имеют трудности в общении, не могут защитить себя, в отличие от детей контрольной группы.

Всё это свидетельствует, на наш взгляд, о низком уровне принятия себя, ощущении собственной неуверенности, недовольстве собой, плохом отношении к ним  со стороны окружающих, заниженной самооценке внешних данных.

Общей тенденцией является то, что младшему школьнику многие моменты мешают  быть самим собой.

Качественный анализ теста «ДДЧ» представлен в таблице №3.

Таблица 3

Качественный анализ теста «ДДЧ»

Симптомокомплекс

Число выборов в %

Э

К

1. Незащищённость

16%

10%

2. Тревожность

13%

10%

3. Недоверие к себе

25%

19%

4. Чувство неполноценности

13%

8%

5. Враждебность

11%

9%

6. Конфликтность

12%

10%

7. Трудности общения

14%

13%

8. Депрессивность

7%

6%


 

Таким образом, для детей экспериментальной группы из детского дома, характерна незащищённость, недоверие к себе.

По другим показателям: тревожности, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности общения, депрессивности – результаты находятся приблизительно на одинаковых уровнях, но всё равно, преобладание этих показателей находится у младших школьников, живущих в детском доме.

Качественный анализ теста тревожности В. Амена представлен в таблице №4.

Таблица 4

Качественный анализ теста тревожности

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Абсолютные

-

5

4

6

10

4

1

-

В %

-

33%

27%

40%

67%

27%

7%

-


 

Данные, полученные в результате исследования уровня тревожности, показывают преобладание высокого уровня тревожности у младших школьников, воспитывающихся в детском доме, а у их сверстников из полной семьи преобладание среднего уровня тревожности.

Таким образом, для младших школьников, воспитывающихся в семье, характерным является:

- средний уровень тревожности;

- демонстративность;

- открытость;

- экстравертированность;

- стремление к домашней  защите;

- благоприятная семейная  ситуация;

- эгоцентризм;

- отсутствие чувства личностной  недостаточности.

Для младших школьников, воспитывающихся в детском доме, характерно:

- повышенное чувство тревожности;

- чувство неполноценности;

- неуверенность в себе;

- агрессивность;

- скрытность, осторожность;

- чувство личностной недостаточности;

- интровертированность;

- заниженная самооценка.

Внесем данные по группам в таблицу:

Таблица 5

Сравнительный анализ данных по Т – критерию Стьюдента.

Результаты группы №1

(дети сироты)

 

Результаты группы №2

(детей из семей)

1

30

16

46

2

45

17

49

3

41

18

52

4

38

19

55

5

34

20

56

6

36

21

40

7

31

22

47

8

30

23

51

9

49

24

58

10

50

25

46

11

51

26

46

12

46

27

56

13

41

28

53

14

37

29

57

15

36

30

44


 

Результаты группы №1

Результаты группы №2

M1=40

M2=50

X1=6,4

X2=5,8

N1=15

N2=15


 

Математическая обработка полученных данных по Т – критерию Стьюдента выявила значительные различия между экспериментальной и контрольной группами испытуемых.

 Таким образом, для  детей, воспитывающихся в условиях  в детском доме, в отличие от  детей, воспитывающихся в полной  семье, характерно:

- чувство неполноценности, которое влияет на самооценку  младшего школьника, побуждая при этом недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению со сверстниками.

- незащищённость, при которой  ребёнок испытывает чувство одиночества, дискомфорта, недоверие ко всему  новому.

- тревога, которая порождается  конфликтностью самооценки, наличием в ней  противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.

- конфликтность, которая  связана у ребёнка с невротическими  расстройствами, чувством одиночества, трудностями в общении.

- враждебность к семейной  ситуации. Она невротизирует младших школьников, развивает у них агрессивность, неуверенность, чувство вины, приводит к изоляции и озлобленности.

- тревожность, связанная  с бессодержательным беспокойством, прогнозированием неудачи в различных  ситуациях.

Следовательно, младшие школьники из детского дома имеют ряд особенностей эмоционально-личностной сферы. Это подтверждает, на наш взгляд, необходимость осуществления индивидуально-личностного подхода к этим детям, проведения своевременной коррекции имеющихся нарушений, оказания им психологической поддержки.

Полученные данные полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу в начале исследования о том, что у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений закрытого типа, имеется ряд специфических особенностей, влияющих на эмоционально-личностную сферу и осложняющих их социальную адаптацию.

 

2.3. Коррекция эмоционально-личностной  сферы детей-сирот детских домов  младшего школьного возраста

 

В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности, определяющей как структуру личности, так и ее генез, является диффузность самоидентичности — комплекс переживаний ребенка, связанный с чувством неполноценности и потери своего «Я» . Такая особая структура самосознания ребенка другими авторами называется расколотой. [3] [5]

Расколотое самосознание состоит из двух «Я»: внешнего — защитно-идеализированного и глубинного — неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых выполняет механизм разъединения «внешнего Я» и «Я реального». При этом «внешнее Я» доминирует, а «реальное Я» составляет угнетенную структуру, несформированную из-за значительной фрустрации ребенка в раннем детстве. [3]

Противоречивая двойственность «Я» проявляется во всех формах психического становления проблемного ребенка, начиная с этапа его среднего детства. Так, например, негативное влияние «внешнего Я» имеет место при значительном доминировании социальных целей и принципов. Сложности в общеобразовательном обучении или приобщении ребенка к какой-либо профессии возникают преимущественно потому, что мотивация успеха или достижения не связана с деятельностью, а чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе связанных с признанием значительности ребенка и с восхищением им окружающих.

Аналогично в том, что касается взаимодействий с другими, «внешнее Я» приводит вначале к идеализации, а далее к дискредитации таких ценностей [5] В силу слабости «реального Я», инфантильности в самопроявлениях и потребностях у такого ребенка возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии, воспринимается «инфантильным Я» как отказ в том, на что имеется право. При фрустрации таких потребностей стереотипно возникают ярость и ненависть. Кроме того, таким личностям свойственна патологическая нетерпимость и непереносимость критики. [3]

  Психологи разных направлений, теоретики и практики едины в признании отрицательного влияния фактора нарушенных внутрисемейных отношений на психическое и нравственное развитие детей.

Объединяет специалистов также мнение, что в результате наличия в семье множества различных проблем у ребенка крайне трудно сформировать и развить позитивное отношение к себе. И несмотря на то что последующие, внесемейные формы взаимодействия ребенка с окружающими могут внести существенную коррекцию в изначальное его самоотношение, первичное восприятие и оценивание ребенком себя непременно проявится в последующих его «Я-образах». [4]

Кроме того, дети, лишенные материнской любви во младенчестве, раздражительны, более возбудимы и агрессивны со сверстниками, менее избирательны и постоянны с объектами привязанности. При этом самооценка таких детей не отличается позитивным потенциалом, столь необходимым для успешной социализации и благополучного личностного развития ребенка. Бесспорно суждение Р. Бернса о том, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяет его поведение и успеваемость. [3]

Принимая во внимание глубину личностных деформаций или специфику личностного развития детей-сирот, можно предположить, что даже решение внешних, организационно-поведенческих сложностей в судьбах таких детей не будет достаточным для их социальной и личностной реабилитации. Эти дети нуждаются в комплексной психологической помощи и в том числе в глубинной психотерапии их личностной структуры.

Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов