Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации по их коррекции и развитию.
Объект данного исследования - воспитанники детских домов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..32
2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35
2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44
ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Плотникова Н.Е. Курсовая работа 4 курс.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Подробный анализ методики «Такие разные кактусы»

Интерпретация результатов по данной методике производится исходя из наличия на рисунках детей определённых деталей (признаков). Рассмотрим их значения:

  • Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
  • Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
  • Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
  • Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
  • Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
  • Интровертированность: изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
  • Чувство одиночества: изображен дикорастущий кактус.
  • Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

Данные, выявленные в процессе проведения методики представлены в таблице №6

Таблица№6

Результаты методики «Такие разные кактусы»

Имя ребёнка

   Признак

Агрессия

Неуверенность

Демонстративность

Скрытность

Тревога

Экстровертивность

Интровертивность

Стремление к домашней защите

Чувство одиночества

Эгоцентризм

1

Игорь О.

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

2

Маша Б.

 

+

 

+

   

+

+

   

3

Алина Я.

 

+

 

+

   

+

 

+

 

4

Семён Б.

+

 

+

   

+

 

+

 

+

5

Настя Ш.

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

6

Семён А.

 

+

 

+

   

+

+

   

7

Дарина Ф.

 

+

     

+

 

+

 

+

 

8

Женя У.

 

+

       

+

+

   

9

Эвелина Г.

+

 

+

 

+

+

 

+

   

10

Арсений К.

+

     

+

 

+

+

   

11

Алёша К.

 

+

 

+

   

+

 

+

 

12

Миша Г.

+

 

+

 

+

+

 

+

   

13

Илья М.

+

         

+

+

   

14

Матвей Р.

+

     

+

 

+

+

 

+

15

Андрей П.

+

   

+

   

+

+

   

16

Кирилл Л.

+

 

+

   

+

 

+

 

+

17

Настя М.

 

+

 

+

   

+

 

+

 

18

Николь З.

+

 

+

   

+

 

+

 

+

19

Даша Ш.

+

     

+

 

+

+

   

20

Дима С.

           

+

+

   

21

Ваня Б.

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

22

Ева Ш.

+

 

+

   

+

 

+

   

23

Настя К.

           

+

+

   

24

Алиса С.

   

+

   

+

 

+

 

+

25

Егор П.

+

         

+

+

   

26

Аня П.

+

     

+

 

+

+

 

+

27

Гриша Г.

           

+

+

   

28

Серёжа К.

   

+

   

+

 

+

 

+

29

Саша Л.

           

+

 

+

 

30

Соня Х.

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+




Из приведённой выше таблицы хорошо видно соотношение данных свойств личности у детей-сиртот и «домашних» детей.

Анализ детских рисунков показал, что:

  • Агрессивность свойственна 10 испытуемым из экспериментальной группы и 8 из контрольной.
  • Неуверенность свойственна 4 детям из экспериментальной группы и из контрольной
  • Демонстративность, открытость ярко выражена у 5 детей-сирот и у 7 детей из семей
  • Скрытность свойственна 5 испытуемым из экспериментальной группы и 1 испытуемому из контрольной
  • Тревожность видна на рисунках у 7 испытуемых-воспитанников детских домов и у 4 младших школьников, воспитывающихся в семье
  • Экстровертированность  свойственна 5 воспитанникам детских домов и 7 испытуемым из семей
  • Интровертированность свойственна 10 воспитанникам детских домов и 8 испытуемым из семей
  • Стремление к домашней защите судя по рисунку и последующей после проведения методики беседы с детьми свойственно 12 испытуемым из экспериментальной группы и 13 испытуемым из контрольной группы.
  • Чувство одиночества свойственно 3 воспитанникам детских домов и 2 школьникам из семьи
  • Эгоцентризм выявляется, судя по рисункам у 4 сирот и у 7 «домашних» детей.

Процентное соотношение данных свойств личности у детей сирот и детей из семей приведено в таблице №1.

 

Примечание: приведённые в таблице имена детей не соответствуют их именам в действительности, а зашифрованы в целях соблюдения пункта о конфиденциальности этического кодекса психологов. Голубым цветом отмечены дети – сироты, персиковым – дети из семей.

 

Приложение №4

Сводная таблица с ответами детей на опросник А.И. Захарова «Чувство личностной не полноценности»

Имя ребёнка

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Игорь О.

+

+

   

+

         

2

Маша Б.

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

3

Алина Я.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Семён Б.

   

+

             

5

Настя Ш.

+

 

+

             

6

Семён А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

7

Дарина Ф.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

8

Женя У.

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

9

Эвелина Г.

 

+

+

             

10

Арсений К.

+

 

+

 

+

+

+

+

   

11

Алёша К.

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Миша Г.

 

+

+

             

13

Илья М.

+

 

+

         

+

 

14

Матвей Р.

+

+

       

+

+

+

 

15

Андрей П.

+

 

+

   

+

+

+

+

 

16

Кирилл Л.

       

+

   

+

   

17

Настя М.

+

+

+

+

 

+

+

+

 

+

18

Николь З.

       

+

   

+

   

19

Даша Ш.

+

+

+

   

+

+

+

   

20

Дима С.

+

+

+

+

 

+

+

     

21

Ваня Б.

 

+

 

+

+

+

+

+

   

22

Ева Ш.

   

+

 

+

         

23

Настя К.

+

+

+

+

       

+

 

24

Алиса С.

 

+

               

25

Егор П.

+

+

+

   

+

+

     

26

Аня П.

+

+

+

 

+

   

+

   

27

Гриша Г.

 

+

+

   

+

+

     

28

Серёжа К.

   

+

 

+

         

29

Саша Л.

 

+

+

+

 

+

+

+

   

30

Соня Х.

+

+

   

+

     

+

 

 

Примечание: приведённые в таблице имена детей не соответствуют их именам в действительности, а зашифрованы в целях соблюдения пункта о конфиденциальности этического кодекса психологов. Голубым цветом отмечены дети – сироты, персиковым – дети из семей.

 

Приложение №5

Сводная таблица с анализом результатов по методике

«Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)»

 

Имя ребёнка

Индекс тревожности 
(%)

Уровень тревожности

1

Игорь О.

50

Высокий

2

Маша Б.

71

Высокий

3

Алина Я.

92

Очень высокий

4

Семён Б.

28

Средний

5

Настя Ш.

50

Высокий

6

Семён А.

57

Высокий

7

Дарина Ф.

64

Высокий

8

Женя У.

28

Средний

9

Эвелина Г.

57

Высокий

10

Арсений К.

71

Высокий

11

Алёша К.

57

Высокий

12

Миша Г.

57

Высокий

13

Илья М.

35

Средний

14

Матвей Р.

50

Высокий

15

Андрей П.

42

Средний

16

Кирилл Л.

14

Низкий

17

Настя М.

57

Высокий

18

Николь З.

14

Низкий

19

Даша Ш.

50

Высокий

20

Дима С.

50

Высокий

21

Ваня Б.

64

Высокий

22

Ева Ш.

14

Низкий

23

Настя К.

21

Средний

24

Алиса С.

14

Низкий

25

Егор П.

28

Средний

26

Аня П.

57

Высокий

27

Гриша Г.

21

Средний

28

Серёжа К.

7

Низкий

29

Саша Л.

35

Средний

30

Соня Х.

42

Средний


 

Примечание: приведённые в таблице имена детей не соответствуют их именам в действительности, а зашифрованы в целях соблюдения пункта о конфиденциальности этического кодекса психологов. Голубым цветом отмечены дети – сироты, персиковым – дети из семей.

 


 

 



Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов