Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей использования моделирования для развития и коррекции словесно-логического мышления у детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.
Задачи:
1. Изучить особенности моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.
2. Провести экспериментально-психологическое исследование для изучения особенностей моделирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Сравнить данные исследования особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Теоретический аспект проблемы моделирования у детей с задержкой психического развития………………………………………………..…………..6
1.1 Понятие мышления в психологии………………………...………………….6
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте………………………………13
1.3 Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..21
1.4 Моделирование как средство развития абстрактного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...31
2. Экспериментальное исследование особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………………………35
2.1 Организация и методы исследования особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………35
2.2 Характеристика развития мышления и описание результатов, полученных при исследовании особенностей моделирования……………….38
2.3 Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43
Глоссарий………………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Особенности моделирования у детей с ЗПР.docx

— 79.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО «Марийский государственный  университет»

факультет педагогики и психологии

кафедра специальной дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Особенности  моделирования у детей с задержкой психического развития».

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка ФПП о/о СД-42

Ю.А. Махова

Научный руководитель

К.п.н. доцент Е. П. Чернова

 

 

 

 

Йошкар-Ола,2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Теоретический аспект  проблемы моделирования у детей  с задержкой психического развития………………………………………………..…………..6

1.1 Понятие мышления в психологии………………………...………………….6

1.2 Развитие мышления в  дошкольном возрасте………………………………13

1.3 Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..21

1.4 Моделирование как средство развития абстрактного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...31

2. Экспериментальное исследование особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………………………35

2.1 Организация и методы исследования особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………35

2.2 Характеристика развития мышления  и описание результатов, полученных при исследовании особенностей моделирования……………….38

2.3 Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования………………………………………………………..39

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованных источников…………………………………………...43

Глоссарий………………………………………………………………………...45

Приложение………………………………………………………………………46

 

Введение

Актуальность  проблемы выбранной темы курсовой работы заключается в изучении и экспериментальном исследовании особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормой в психическом развитии и детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это нарушение нормального  темпа психического развития, когда  отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая  сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для  данного возраста.

Вопросами этиологии и  классификации задержки психического развития занимались Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер.

Дошкольный возраст - это  возраст образных форм сознания, и  основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные  модели. Как показали психологические  исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где  предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования:

1. Действия замещения.

В младшем возрасте замещение  осуществляется по внешним признакам  заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.

2. Использование самих  моделей, которые дает взрослый  в готовом виде.

С их помощью ребенок решает познавательные задачи.

3. Построение модели.

Сначала - на основе анализа  уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.

Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения  и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

Объект исследования – моделирование сказок детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности использования метода моделирования в коррекции словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования – выявление особенностей использования моделирования для развития и коррекции словесно-логического мышления у детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.

Задачи:

1. Изучить особенности  моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.

2. Провести экспериментально-психологическое  исследование для изучения особенностей  моделирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

3. Сравнить данные исследования  особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.

4. Разработать рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в дошкольных учреждениях общего типа.

Гипотеза исследования: у детей 6-7 лет с задержкой психологического развития имеются различия в особенностях моделирования по сравнению со здоровыми детьми их возраста.

Практическая  значимость: разработать рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования.

База исследования: МДОУ № 76 г. Йошкар-Олы. Количество обследованных детей – 20 человек, возраст 6-7 лет.

Наша исследовательская  работа состояла из следующих этапов:

    • выделение проблемы исследования;
    • анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы;
    • определение методики исследования;
    • проведение исследования;
    • анализ результатов диагностики;
    • сравнение и оформление результатов исследования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический аспект проблемы моделирования у детей с задержкой психического развития 

1.1 Понятие мышления в психологии

В широком смысле мышление человека понимается как его активная познавательная деятельность, а также  как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы мыслим, с  этой точки зрения, означает, как  мы видим, представляем и понимаем окружающий мир и себя в нем и как  используем эти знания для управления своим поведением. Такое понимание  мышления позволяет учитывать его  связь с другими психическими процессами[1].

В психологии принято различать  виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное  мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени  новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Наглядно-действенное  мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются  как этапы развития мышления в  филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а законов до теориям".

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет  место обобщение абстрактных  понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем  сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании  трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление  на этапы) и уровня течения (осведомленности  или неосведомленности) - выделяют интуитивное  и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление, наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение  уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с  уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного  уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно  проявляются интеллектуальные способности  человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение  в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи Г. С. Костюк и Д. Гилфорд пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности  оригинальность решения проблемы, семантическая  гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта  с развитием потребности в  его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных  идей относительно неопределенных ситуаций [21].

Всестороннее и глубокое познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое  является познавательным высшим процессом.

Информация о работе Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития