Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей использования моделирования для развития и коррекции словесно-логического мышления у детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.
Задачи:
1. Изучить особенности моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.
2. Провести экспериментально-психологическое исследование для изучения особенностей моделирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Сравнить данные исследования особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Теоретический аспект проблемы моделирования у детей с задержкой психического развития………………………………………………..…………..6
1.1 Понятие мышления в психологии………………………...………………….6
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте………………………………13
1.3 Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..21
1.4 Моделирование как средство развития абстрактного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...31
2. Экспериментальное исследование особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………………………35
2.1 Организация и методы исследования особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………35
2.2 Характеристика развития мышления и описание результатов, полученных при исследовании особенностей моделирования……………….38
2.3 Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43
Глоссарий………………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Особенности моделирования у детей с ЗПР.docx

— 79.21 Кб (Скачать файл)

Доступность метода моделирования  для дошкольников показана была психологами  А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Подьяковым, Д.Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит  принцип замещения: реальный предмет  может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а)     чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б)    ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в)     быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г)     должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;

д)    не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е)     нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно. Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостоятельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей), ребёнок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими) [15].

Итак, использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления .

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальное исследование  особенностей моделирования у  детей с задержкой психического  развития и у детей с нормальным  психическим развитием

2.1 Организация  и методы исследования особенностей  моделирования у детей с задержкой  психического развития и у  детей с нормальным психическим  развитием

В исследовании особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и в норме приняли участие дети из подготовительной группы МДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы в количестве 20 человек.

Мы провели диагностику способностей моделирования у детей 6-7 лет, в виде игры «Сочиняем сказку»,  в которой детям выдавалось по 3 цветных кружка, и предлагалось сочинить каждому свою сказку, про своих героев, придумать кем они могут быть. Далее детям предлагалось построить своим персонажам дом и забор вокруг дома по образцу. (см. Приложение 1).

С помощью этой диагностики мы выявили уровень способностей моделировать у каждого ребенка.

12 - 14 баллов - высокий уровень

9 - 11 - выше среднего

6 - 8 - средний уровень

3 - 5 - ниже среднего

0 - 2 – низкий

Результаты исследования способностей моделировать у детей с задержкой психического развития подготовительной группы.

Ф.И. ребенка

«Сочиняем сказку»

«Строим дом»

«Заборчик»

Всего баллов

Уровень развития моделирования

В. Б.

2

2

1

5

Ниже среднего

Е.Е.

1

2

1

4

Ниже среднего

Е.К.

0

0

1

1

Низкий 

И. К.

0

1

1

2

Низкий

Н.Н.

1

1

2

4

Ниже среднего

Д.О.

1

2

2

5

Ниже среднего

Ю.О.

0

1

1

2

Низкий

А. П.

1

2

1

4

Ниже среднего

Д. П.

0

1

1

2

Низкий

Р. Х.

1

1

2

4

Ниже среднего


 

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты. Способность моделировать у 60 % детей с задержкой психического развития находится на уровне ниже среднего, и у 40 % детей на низком уровне.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что способность моделировать у детей находится на низком уровне.

 

Результаты исследования способностей моделировать у детей с нормальным психическим развитием подготовительной группы.

Ф.И. ребенка

«Сочиняем сказку»

«Строим дом»

«Заборчик»

Всего баллов

Уровень развития моделирования

А.Ж.

4

4

5

13

Высокий

Б.И.

5

4

4

13

Высокий

Г.П.

5

4

5

14

Высокий

Д.А.

4

4

4

12

Высокий

Д.О.

5

4

4

13

Высокий

И.М.

4

4

4

12

Высокий

К.У.

5

4

5

14

Высокий

М.К.

5

4

4

13

Высокий

М.Щ.

4

4

4

12

Высокий

О.К.

5

4

5

14

Высокий


 

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты. Способность моделировать у детей с нормальным развитием находится на высоком уровне.

Таким образом, исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать  вывод о том, что дети 6-7 лет  с задержкой психического развития демонстрируют результаты намного  ниже результатов детей 6-7 лет в  норме.

На основании этого  можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена. Да, у детей 6-7 лет с  задержкой психологического развития имеются различия в особенностях моделирования по сравнению со здоровыми  детьми их возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика  развития мышления  и описание  результатов, полученных при исследовании  особенностей моделирования

Мы исследовали  особенности моделирования у детей 6-7 с задержкой психического развития и детей 6-7 с нормальным психическим развитием с помощью методик «Сочиняем сказку», «Построй дом», «Заборчик». Дети активно приняли участие в исследовании.

Проведя исследование, мы выяснили, что у детей с нормальным психическим  развитием сформированность мыслительной деятельности соответствует возрастному  уровню психического развития и наблюдается  высокий уровень способности к моделированию.

У большинства детей с  задержкой психического развития способность к моделированию находится на низком уровне,  демонстрируются трудности в выполнении заданий:

  • сочиняем сказку
  • построй дом
  • построить забор по образцу

Исходя из результатов  сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 6-7 лет с задержкой  психического развития

демонстрируют результаты намного  ниже результатов детей 6-7 лет в  норме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования

При обучении детей с задержкой  психического развития необходимо применять  специфические коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно  оздоровительными мероприятиями. При  этом нужно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом характерных  для каждого ребенка затруднений.

Рекомендации воспитателям:

  1. Известно, что дети с задержкой психического развития быстро утомляются, поэтому не стоит слишком долго заниматься моделированием.
  2. Необходимо использовать моделирование  как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.
  3. Отбирать такие варианты моделирования, которые обеспечивают развитие у детей словесно-логического мышления.
  4. Необходимо активно использовать предметную обогащенность среды (пространственно-временная модель к         произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров);
  5. Воспитателям надо учитывать, что речь детей с задержкой психического развития недостаточно развита. Это в первую очередь связано с выраженным в той или иной степени недоразвитием речи, отмечаемым у большинства детей с задержкой психического развития. Поэтому воспитателю необходимо применять многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);
  6. В процессе групповых занятий осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом отклонений в его развитии и личностно-психологических особенностей.
  7. Проводить моделирование совместно с несколькими детьми ("бригадный метод"); ребенку с задержкой психического развития поручать при этом выполнение какие-либо несложные  задания.
  8. Воспитателю следует дать ребенку проявит свою творческую активность и  самостоятельность.
  9. Организовать индивидуальную и групповую "опеку" ребенка с задержкой психического развития со стороны других детей, имеющих определенные "педагогические задатки".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Отличие детей с задержкой  психического развития от нормальных детей в том, что дети с задержкой психического развития не могут включиться в деятельность, воспринимать задания и выполнять их. Они ведут себя так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье [7]. Для учителя важно знать особенности характера и эмоциональных реакций детей возрастной нормы, детей с задержкой психического развития. Это позволяет выбирать правильную тактику при решении сложных и сравнительно простых вопросов воспитания.

Использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления .

При выполнении исследования на основе применения совокупных методов  исследования решены поставленные задачи:

1. Изучены особенности моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.

2. Проведено экспериментально-психологическое исследование для изучения особенностей моделирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

3. Сравнены данные исследования особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.

4. Разработаны рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.http://murzim.ru/nauka/psihologija/24470-ponyatie-myshleniya-v-psihologii.html

2. Калмыкова, З.И.Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3

3. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971г.

Информация о работе Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития