Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей использования моделирования для развития и коррекции словесно-логического мышления у детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.
Задачи:
1. Изучить особенности моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.
2. Провести экспериментально-психологическое исследование для изучения особенностей моделирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Сравнить данные исследования особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Теоретический аспект проблемы моделирования у детей с задержкой психического развития………………………………………………..…………..6
1.1 Понятие мышления в психологии………………………...………………….6
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте………………………………13
1.3 Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..21
1.4 Моделирование как средство развития абстрактного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...31
2. Экспериментальное исследование особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………………………35
2.1 Организация и методы исследования особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………35
2.2 Характеристика развития мышления и описание результатов, полученных при исследовании особенностей моделирования……………….38
2.3 Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43
Глоссарий………………………………………………………………………...45
Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Подьяковым, Д.Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно. Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостоятельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей), ребёнок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими) [15].
Итак, использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления .
2.1 Организация
и методы исследования
В исследовании особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и в норме приняли участие дети из подготовительной группы МДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы в количестве 20 человек.
Мы провели диагностику способностей моделирования у детей 6-7 лет, в виде игры «Сочиняем сказку», в которой детям выдавалось по 3 цветных кружка, и предлагалось сочинить каждому свою сказку, про своих героев, придумать кем они могут быть. Далее детям предлагалось построить своим персонажам дом и забор вокруг дома по образцу. (см. Приложение 1).
С помощью этой диагностики мы выявили уровень способностей моделировать у каждого ребенка.
12 - 14 баллов - высокий уровень
9 - 11 - выше среднего
6 - 8 - средний уровень
3 - 5 - ниже среднего
0 - 2 – низкий
Результаты исследования способностей моделировать у детей с задержкой психического развития подготовительной группы.
Ф.И. ребенка |
«Сочиняем сказку» |
«Строим дом» |
«Заборчик» |
Всего баллов |
Уровень развития моделирования |
В. Б. |
2 |
2 |
1 |
5 |
Ниже среднего |
Е.Е. |
1 |
2 |
1 |
4 |
Ниже среднего |
Е.К. |
0 |
0 |
1 |
1 |
Низкий |
И. К. |
0 |
1 |
1 |
2 |
Низкий |
Н.Н. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Ниже среднего |
Д.О. |
1 |
2 |
2 |
5 |
Ниже среднего |
Ю.О. |
0 |
1 |
1 |
2 |
Низкий |
А. П. |
1 |
2 |
1 |
4 |
Ниже среднего |
Д. П. |
0 |
1 |
1 |
2 |
Низкий |
Р. Х. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Ниже среднего |
Проведя диагностику, мы получили следующие результаты. Способность моделировать у 60 % детей с задержкой психического развития находится на уровне ниже среднего, и у 40 % детей на низком уровне.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что способность моделировать у детей находится на низком уровне.
Результаты исследования способностей моделировать у детей с нормальным психическим развитием подготовительной группы.
Ф.И. ребенка |
«Сочиняем сказку» |
«Строим дом» |
«Заборчик» |
Всего баллов |
Уровень развития моделирования |
А.Ж. |
4 |
4 |
5 |
13 |
Высокий |
Б.И. |
5 |
4 |
4 |
13 |
Высокий |
Г.П. |
5 |
4 |
5 |
14 |
Высокий |
Д.А. |
4 |
4 |
4 |
12 |
Высокий |
Д.О. |
5 |
4 |
4 |
13 |
Высокий |
И.М. |
4 |
4 |
4 |
12 |
Высокий |
К.У. |
5 |
4 |
5 |
14 |
Высокий |
М.К. |
5 |
4 |
4 |
13 |
Высокий |
М.Щ. |
4 |
4 |
4 |
12 |
Высокий |
О.К. |
5 |
4 |
5 |
14 |
Высокий |
Проведя диагностику, мы получили следующие результаты. Способность моделировать у детей с нормальным развитием находится на высоком уровне.
Таким образом, исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 6-7 лет с задержкой психического развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 6-7 лет в норме.
На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена. Да, у детей 6-7 лет с задержкой психологического развития имеются различия в особенностях моделирования по сравнению со здоровыми детьми их возраста.
Мы исследовали особенности моделирования у детей 6-7 с задержкой психического развития и детей 6-7 с нормальным психическим развитием с помощью методик «Сочиняем сказку», «Построй дом», «Заборчик». Дети активно приняли участие в исследовании.
Проведя исследование, мы выяснили, что у детей с нормальным психическим развитием сформированность мыслительной деятельности соответствует возрастному уровню психического развития и наблюдается высокий уровень способности к моделированию.
У большинства детей с задержкой психического развития способность к моделированию находится на низком уровне, демонстрируются трудности в выполнении заданий:
Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 6-7 лет с задержкой психического развития
демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 6-7 лет в норме.
При обучении детей с задержкой
психического развития необходимо применять
специфические коррекционно-
Рекомендации воспитателям:
Заключение
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Отличие детей с задержкой психического развития от нормальных детей в том, что дети с задержкой психического развития не могут включиться в деятельность, воспринимать задания и выполнять их. Они ведут себя так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье [7]. Для учителя важно знать особенности характера и эмоциональных реакций детей возрастной нормы, детей с задержкой психического развития. Это позволяет выбирать правильную тактику при решении сложных и сравнительно простых вопросов воспитания.
Использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления .
При выполнении исследования на основе применения совокупных методов исследования решены поставленные задачи:
1. Изучены особенности моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.
2. Проведено экспериментально-
3. Сравнены данные исследования особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.
4. Разработаны рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования.
Список литературы:
1.http://murzim.ru/nauka/
2. Калмыкова, З.И.Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3
3. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971г.
Информация о работе Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития