Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей использования моделирования для развития и коррекции словесно-логического мышления у детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.
Задачи:
1. Изучить особенности моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.
2. Провести экспериментально-психологическое исследование для изучения особенностей моделирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Сравнить данные исследования особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Теоретический аспект проблемы моделирования у детей с задержкой психического развития………………………………………………..…………..6
1.1 Понятие мышления в психологии………………………...………………….6
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте………………………………13
1.3 Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..21
1.4 Моделирование как средство развития абстрактного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...31
2. Экспериментальное исследование особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………………………35
2.1 Организация и методы исследования особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………35
2.2 Характеристика развития мышления и описание результатов, полученных при исследовании особенностей моделирования……………….38
2.3 Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43
Глоссарий………………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Особенности моделирования у детей с ЗПР.docx

— 79.21 Кб (Скачать файл)

4.Астапов В. Хрестоматия.  Дети с нарушениями развития. М.1985г.

5.Пиаже Ж. Речь и  мышление ребенка С-П. 1997г.

6.Актуальные проблемы  нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие  под ред.  Цветковой, Л.С. М.2001г.

7.Поддъяков, К.И. Мышление  дошкольников. М.1977г.

8.Корнева, В.Д. Эти загадочные  малыши. Ярославль. Академия развития.1999г.

9.Особенности умственного  развития учащихся вспомогательной  школы. Под ред. Шиф,  Ж. И.  М., 1965.

10.Дети с ограниченными  возможностями проблемы и инновационные  тенденции и воспитание и обучение. Хрестоматия по курсу Коррекционная  педагогика и социальная психология / Сост. Соколова, Н.Д. М.2001г.

11.Рубинштейн, С. Я. Психология  умственно отсталого школьника.  М: Просвещение, 1979 г.

12.Венгер, Л.А. Овладение  опосредственным решением познавательных  задач и развитие когнитивных  способностей ребенка// вопросы психологии 1983г.

13.Хомская, Е.Д. Нейропсихология  М.2002г.

14.Лурия, А.Р. Высшие  корковые функции человека и  их нарушение при локальных  поражениях мозга. М.2000г.

15. http://pedagogpro.ru/311

16. http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/30-lekczii-po-17. obshhej-psixologii/52-razvitie-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste

18. http://www.detskiysad.ru/psih/603.html

19.http://psixologiya.org/detskaya/myshlenie/1587-razvitie-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste.html

20. http://psyera.ru/2335/razvitie-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste

21. http://psyznaiyka.net/view-michlenie.html?id=vidy-myshleniya

22. http://www.studmed.ru/kursovaya-rabota-razvitie-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste_1a5f185646c.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Графические модели – обобщённо предающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы).

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Модель в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.

Репродуктивное  мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Дидактическая игра «Сочиняем  сказку».

Дидактическая задача: учить  детей придумывать различные  ситуации с помощью моделей.

Материал: разноцветные круги (по 3 круга разных цветов на каждого  ребенка).

Руководство: дети получают цветные кружки. Кружки должны быть разных цветов. Например у одного ребенка  – красный, коричневый и желтый, а у другого – синий, зеленый  и желтый, а у третьего – белый, красный, зеленый и т.д.

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказку, причем каждый придумает сказку про своих героев. Предлагается всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. При этом следует еще раз напомнить детям, что круги у всех разные, поэтому и сказки должны быть разные.

Детям дается 5-7 минут на придумывание истории, а затем начинается опрос. При затруднении можно  придумывать вместе с ребенком.

Оценка результатов:

5 баллов – ребенок  самостоятельно сочиняет сказку с тремя персонажами, с интересным сюжетом и описанием персонажей, придумывает ей название, соблюдает структуру сказки (зачин, кульминация, развязка).

4 балла – ребенок самостоятельно  сочиняет сказку с тремя персонажами, сюжет простой, придумывает ей название, соблюдает структуру сказки.

3 балла – ребенок самостоятельно  сочиняет сказку с тремя персонажами,  но не соблюдает структуры  сказки.

2 балла – ребенок самостоятельно  сочиняет сказку с двумя персонажами,  придумывает название.

1 балл – ребенок не  может сочинить сказку без  помощи взрослого.

Методика «Строим дом».

Назначение: оценка способности  к моделированию.

Стимульный материал: набор  для стройки.

Методика заключается  в том, что ребенку предлагается построить дом, из набора для стройки.

Оценка результатов:

4 балла – ребенок строит  большой дом самостоятельно и  связывает его со сказкой, давая  каждому персонажу отдельное  место.

3 балла – ребенок строит  самостоятельно дом, но очень  простой. Связывает его со сказкой.

2 балла – ребенок строит  самостоятельно дом, но не связывает  его со сказкой.

1 балл – ребенок не  может самостоятельно построить  дом, и справляется с заданием только с помощью.

Методика «Заборчик».

Назначение: оценка способности  к моделированию.

Стимульный материал: набор  счетных палочек разного цвета.

Ребенку предлагается продолжить построенный воспитателем забор  из счетных палочек в определенной последовательности.

Оценка результатов:

5 баллов – ребенок  правильно выполняет последовательность.

4 балла – ребенок делает  ошибку в одном месте.

3 балла – ребенок делает  ошибку в двух местах.

2 балла – ребенок делает  несколько ошибок.

1 балл – ребенок не  может сделать забор без помощи  взрослого.

 


Информация о работе Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития