Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей использования моделирования для развития и коррекции словесно-логического мышления у детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.
Задачи:
1. Изучить особенности моделирования у детей 6-7 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.
2. Провести экспериментально-психологическое исследование для изучения особенностей моделирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Сравнить данные исследования особенностей моделирования у детей 6-7 лет с нормальным психическим развитием и у детей с задержкой психического развития.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Теоретический аспект проблемы моделирования у детей с задержкой психического развития………………………………………………..…………..6
1.1 Понятие мышления в психологии………………………...………………….6
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте………………………………13
1.3 Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..21
1.4 Моделирование как средство развития абстрактного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...31
2. Экспериментальное исследование особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………………………35
2.1 Организация и методы исследования особенностей моделирования у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным психическим развитием…………………………………………………………35
2.2 Характеристика развития мышления и описание результатов, полученных при исследовании особенностей моделирования……………….38
2.3 Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития в процессе моделирования………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43
Глоссарий………………………………………………………………………...45
4.Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. М.1985г.
5.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г.
6.Актуальные проблемы
нейропсихологии детского
7.Поддъяков, К.И. Мышление дошкольников. М.1977г.
8.Корнева, В.Д. Эти
9.Особенности умственного
развития учащихся
10.Дети с ограниченными
возможностями проблемы и
11.Рубинштейн, С. Я. Психология
умственно отсталого школьника.
12.Венгер, Л.А. Овладение
опосредственным решением
13.Хомская, Е.Д.
14.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.2000г.
15. http://pedagogpro.ru/311
16. http://www.vseodetishkax.ru/
18. http://www.detskiysad.ru/psih/
19.http://psixologiya.org/
20. http://psyera.ru/2335/
21. http://psyznaiyka.net/view-
22. http://www.studmed.ru/
Глоссарий
Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.
Графические модели – обобщённо предающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы).
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Модель в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.
Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов.
Приложение 1
Дидактическая игра «Сочиняем сказку».
Дидактическая задача: учить детей придумывать различные ситуации с помощью моделей.
Материал: разноцветные круги (по 3 круга разных цветов на каждого ребенка).
Руководство: дети получают цветные кружки. Кружки должны быть разных цветов. Например у одного ребенка – красный, коричневый и желтый, а у другого – синий, зеленый и желтый, а у третьего – белый, красный, зеленый и т.д.
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказку, причем каждый придумает сказку про своих героев. Предлагается всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. При этом следует еще раз напомнить детям, что круги у всех разные, поэтому и сказки должны быть разные.
Детям дается 5-7 минут на придумывание истории, а затем начинается опрос. При затруднении можно придумывать вместе с ребенком.
Оценка результатов:
5 баллов – ребенок самостоятельно сочиняет сказку с тремя персонажами, с интересным сюжетом и описанием персонажей, придумывает ей название, соблюдает структуру сказки (зачин, кульминация, развязка).
4 балла – ребенок
3 балла – ребенок
2 балла – ребенок
1 балл – ребенок не может сочинить сказку без помощи взрослого.
Методика «Строим дом».
Назначение: оценка способности к моделированию.
Стимульный материал: набор для стройки.
Методика заключается в том, что ребенку предлагается построить дом, из набора для стройки.
Оценка результатов:
4 балла – ребенок строит
большой дом самостоятельно и
связывает его со сказкой,
3 балла – ребенок строит
самостоятельно дом, но очень
простой. Связывает его со
2 балла – ребенок строит
самостоятельно дом, но не
1 балл – ребенок не
может самостоятельно
Методика «Заборчик».
Назначение: оценка способности к моделированию.
Стимульный материал: набор счетных палочек разного цвета.
Ребенку предлагается продолжить построенный воспитателем забор из счетных палочек в определенной последовательности.
Оценка результатов:
5 баллов – ребенок
правильно выполняет
4 балла – ребенок делает ошибку в одном месте.
3 балла – ребенок делает ошибку в двух местах.
2 балла – ребенок делает несколько ошибок.
1 балл – ребенок не
может сделать забор без
Информация о работе Особенности моделирования у детей с задержкой психического развития