Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:38, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Экспериментальным путем выявить особенности образа «Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………...12
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………30
2.3. Интерпретация………………………………...................................32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………………. …37
Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северный (Арктический)
Федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Гуманитарный институт
Направление 050717
Профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Курсовая работа студентки 4 курса ЗФО СДПП
Федотовой Варвары Сергеевны
Научный руководитель - кандидат биологических наук, доцент кафедры психофизиологии и специальной психологии и педагогике
Комаровская Елена Владимировна.
Северодвинск 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных
понятий курсовой работы………………………………………………………………
1.2.Психолого - педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………30
2.3. Интерпретация……………………………….....
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение.
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Экспериментальным путем
выявить особенности образа «Я»
На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь «ядром личности» ,самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
В работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов – условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в младшем школьном возрасте, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознания решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы.
Изучение самосознания у дошкольников с ЗПР имеет чрезвычайно важное значение, т.к. самосознание занимает центральное место в процессе развития личности, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включено во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями.
В психологии проблемы изучения личности детей с задержкой психического развития отражены в исследованиях Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, В.Г.Петровой, М.С.Певзнер, Э.Л.Альбрехт, Г.Е.Сухаревой и др.
Возможности обновления педагогической практики связаны с обеспечением полноценных условий реализации индивидуальности формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Н.И. Непомнящая, К.Н. Поливанова, Д.Н. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, и мн.др.): Самосознание - осознание человеком себя- как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Эта проблема актуальна, однако на уровне практической помощи детям с отставанием, в интеллектуальном развитии ее решение затруднено в связи с тем; что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно.
В настоящее время нет апробированных программ психолого-педагогического сопровождения, облегчающих формирование самосознания дошкольников с ЗПР. В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная-идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. В каждом элементе самосознания выделяются когнитивный и аффективный компоненты. От своевременности развития указанных структурных элементов самосознания зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Е.И': Ефремовой, В.В: Кисовой и др.). Экспериментальная проверка сопряженности саморегуляции с формированием самосознания у детей этой категории не проводилась.
Недостаточно изучены индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания дошкольников с ЗПР, так как большинство исследований по этой проблеме не носило лонгитюдно-го характера. В литературе нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, как может осуществляться работа по формированию самосознания ребенка с ЗПР и по распределению функций специалистов, участвующих в этом процессе. Актуальность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор темы нашего исследования.
1.1.Характеристика основных понятий курсовой работы
Задержка психического развития (ЗПР) ― вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально - волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.
Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временной характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периода его жизни. Задержка психологического развития возникает и в результате ослабленности ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушение эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, ограниченная недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную и главную причину ЗПР.
В 1966 году М. С. Певзнер была
опубликована классификация ЗПР, включающая
следующие клинические
1)психофизический инфантилизм
с недоразвитием у детей
2)психофизический инфантилизм
с недоразвитием
3)психофизический инфантилизм
с недоразвитием
4)психофизический инфантилизм
с недоразвитием
Позже появилась еще один
вариант классификации, предложенный
К. С. Лебединской(1980), который отражает
не только механизмы нарушения
ЗПР конституционного происхождения― так называемый гармонический инфантилизм, то есть равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего детства. У таких детей эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживаются.
ЗПР соматогенного происхождения
с явлениями стойкой
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация). Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия ― безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве.
При отсутствии органической и выраженной функциональной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно когда педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дефференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).
Последняя, четвертая, группа― самая многочисленная― это задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дискуссия). «Причины― различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, астфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а так же травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни» [10;с.86]. Эта форма «вызывает у детей наиболее выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом»[7;с.66].
Таким образом, мы выяснили, что задержка психического развития― парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении , носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Существуют четыре группы задержки психического развития: задержка психического развития конституционального происхождения, задержка психического развития соматогенного происхождения, задержка психического развития психогенного происхождения и последняя группа― сама многочисленная― задержка психического развития церебрально - органического происхождения.
Детям с задержкой психического
развития конституционального
Детям с ЗПР соматогенного происхождения вместе с психолого- педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, временное пребывание в санатории.
Задержку психогенного происхождения надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в органических знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации.
Задержка психического развития церебрально - органического генеза делится на два клинико - психологического варианта. При первом варианте у детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. При втором варианте ― доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебростенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы.
Я - концепция (Я - образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
«Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):