Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Экспериментальным путем выявить особенности образа «Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………...12
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………30
2.3. Интерпретация………………………………...................................32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………………. …37

Файлы: 1 файл

доработка.docx

— 98.18 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический)

Федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Гуманитарный институт

Направление 050717

Профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»

 

Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

 

 

Курсовая работа студентки  4 курса ЗФО СДПП

Федотовой Варвары Сергеевны

Научный руководитель - кандидат биологических наук, доцент кафедры психофизиологии и специальной психологии и педагогике

Комаровская Елена Владимировна.

 

 

Северодвинск 2012

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6

1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………...12

1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22

2. Своеобразие  образа «Я» у детей старшего  дошкольного возраста с ЗПР

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29

2.2.  Описание выборки и методики исследования……………………30

2.3.  Интерпретация………………………………...................................32

Заключение……………………………………………………………………..35

Список использованной литературы………………………………………………………. …37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Основные задачи:

1.Дать определение основных  понятий.

2.Дать психолого-педагогическую  характеристику детей с задержкой  психического развития.

3.Выявить особенности  образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4. Экспериментальным путем  выявить особенности образа «Я»  у детей дошкольного возраста  с ЗПР.

На современном этапе  развития психологической науки  в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь «ядром личности» ,самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.

В работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов – условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в младшем школьном возрасте, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознания решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы.

Изучение самосознания у  дошкольников с ЗПР имеет чрезвычайно  важное значение, т.к. самосознание занимает центральное место в процессе развития личности, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включено во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями.

В психологии проблемы изучения личности детей с задержкой психического развития отражены в исследованиях  Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, В.Г.Петровой, М.С.Певзнер, Э.Л.Альбрехт, Г.Е.Сухаревой  и др.

Возможности обновления педагогической практики связаны с обеспечением полноценных условий реализации индивидуальности формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Н.И. Непомнящая, К.Н. Поливанова, Д.Н. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, и мн.др.): Самосознание - осознание человеком себя- как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Эта проблема актуальна, однако на уровне практической помощи детям с отставанием, в интеллектуальном развитии ее решение затруднено в связи с тем; что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно.

В настоящее время нет  апробированных программ психолого-педагогического  сопровождения, облегчающих формирование самосознания дошкольников с ЗПР. В  дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная-идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. В каждом элементе самосознания выделяются когнитивный и аффективный компоненты. От своевременности развития указанных структурных элементов самосознания зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Е.И': Ефремовой, В.В: Кисовой и др.). Экспериментальная проверка сопряженности саморегуляции с формированием самосознания у детей этой категории не проводилась.

Недостаточно изучены  индивидуальные различия в сроках появления  и совершенствования основных элементов  самосознания дошкольников с ЗПР, так  как большинство исследований по этой проблеме не носило лонгитюдно-го характера. В литературе нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, как может осуществляться работа по формированию самосознания ребенка с ЗПР и по распределению функций специалистов, участвующих в этом процессе. Актуальность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор темы нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Характеристика основных понятий курсовой работы

Задержка психического развития (ЗПР) ― вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально - волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются  педагогами и психологами как  «задержка психического развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временной характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Основной причиной ЗПР  являются слабовыраженные органические повреждения мозга ребенка или  врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периода его жизни. Задержка психологического развития возникает и в результате ослабленности ЦНС  инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушение эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, ограниченная недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную и главную причину ЗПР.

В 1966 году М. С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:

1)психофизический инфантилизм  с недоразвитием у детей эмоционально-волевой  сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

2)психофизический инфантилизм  с недоразвитием познавательной  деятельности;

3)психофизический инфантилизм  с недоразвитием познавательной  деятельности, осложненный нейродинамическими  нарушениями;

4)психофизический инфантилизм  с недоразвитием познавательной  деятельности, осложненный недоразвитием  речевой функции.

Позже появилась еще один вариант классификации, предложенный К. С. Лебединской(1980), который отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и причинную обусловленность. На основе этого принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально - органического генеза. Каждой из форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии.

ЗПР конституционного происхождения― так называемый гармонический инфантилизм, то есть равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего детства. У таких детей эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживаются.

ЗПР соматогенного происхождения  с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности  различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и другое). Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое пребывание в санатории. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация). Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия ― безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве.

При отсутствии органической и выраженной функциональной недостаточности  центральной нервной системы  отставание в развитии детей, относящихся  к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно когда педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дефференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Последняя, четвертая, группа―  самая многочисленная― это задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дискуссия). «Причины― различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, астфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а так же травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни» [10;с.86]. Эта форма «вызывает у детей наиболее выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом»[7;с.66].

Таким образом, мы выяснили, что задержка психического развития―  парциальное недоразвитие высших психических  функций, которое может, в отличие от олигофрении , носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Существуют четыре группы задержки психического развития: задержка психического развития конституционального происхождения, задержка психического развития соматогенного происхождения, задержка психического развития психогенного происхождения и последняя группа― сама многочисленная― задержка психического развития церебрально - органического происхождения.

Детям с задержкой психического развития конституционального происхождения  практически не нужна специальная  помощь, поскольку со временем отставание сглаживается.

Детям с ЗПР соматогенного  происхождения вместе с психолого- педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, временное пребывание в санатории.

Задержку психогенного происхождения  надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в органических знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Задержка психического развития церебрально - органического генеза делится на два клинико - психологического варианта. При первом варианте у детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. При втором варианте ― доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебростенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы.

 

Я - концепция (Я - образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

 «Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает  4 компонента (по В.С. Мерлину):

Информация о работе Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития