Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Экспериментальным путем выявить особенности образа «Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………...12
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………30
2.3. Интерпретация………………………………...................................32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………………. …37

Файлы: 1 файл

доработка.docx

— 98.18 Кб (Скачать файл)

Результаты изучения половозрастной идентификации у детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показывают, что дети с более выраженной задержкой не только не хотят двигаться вперед по возрастной линии, но предпочитают быть младенцами, получать все от окружающих без малейших усилий [7; с. 128].

В незаконченных высказываниях  половина детей с ЗПР характеризует  свое социальное Я, как «плохого», поясняя  свой ответ следующим образом: «Воспитателя не слушаюсь… балуюсь…».Эту ситуацию можно объяснить тем, что гиперактивность является неотъемлемой составляющей дефекта при ЗПР, а такие дети всегда доставляют воспитателям массу дополнительных проблем, отсюда огромное количество замечаний, которые выслушивают такие дети.

Качественные особенности  самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются  недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабости рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе (персонифицирование своего “Я”, или недооценка), отсутствием позитивного отношения к себе, ограниченностью способов познания себя, слабостью осознания связи с миром природы, предметами.

Дети с ЗПР к шести  годам способны идентифицировать себя с обобщенным образом на картинке без дополнительных разъяснений, помощи. Эти дети располагают определенными  сведениями о себе и умеют ими  воспользоваться, чтобы соотнести  обобщенный образ младенца со своим  прошлым. Они могут действовать  и в воображаемой ситуации, представляя  какими, будут в дальнейшем. В  качестве непривлекательного образа дети с ЗПР называют образ старости, а в качестве привлекательного образы будущего: школьника (школьницы), юноши (девушки) [2; с.102].

У детей с выраженной ЗПР медленно вырабатывается положительное отношение к заданиям, требующим волевых и интеллектуальных усилий, самооценка формируется нестойко.

К шести годам у детей  с ЗПР формируется по отношению  к себе личное местоимение, возникают  эмоциональные реакции определенного  типа на успех и неудачу, формируется  отношение к себе и окружающим, отношение к оценочным ситуациям.

Исследование становления  структурных элементов самосознания у дошкольников с ЗПР показало наличие не только темповой задержки становления самосознания при ЗПР, но и качественных типических особенностей, заключающихся в менее позитивном отношении к взрослению, отрицании  старения и невозможности выделения  интереса к себе в качестве системообразующего фактора становления самосознания.

В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его  эмоции недостаточно яркие, он не умеет  выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

Итак, при рассмотрении особенностей развития самооценки детей с ЗПР  наблюдается общий подход: первичные  нарушения при ЗПР затрудняют формирование личности ребенка, в самооценке и оценке других у детей с ЗПР  отмечается преобладание контрастных  крайних оценок личности, недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей. Все это замедляет процесс формирования у них морально - этических представлений, социально - эмоциональной зрелости, осознания детьми своего отношения к другим и самим себе, своего положения среди сверстников и в более широком социальном окружении [14; с. 33].

Изучив литературу по вопросу  особенностей образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и  детей старшего дошкольного возраста без патологий можно сделать  следующий вывод:

Структурные элементы самосознания (когнетивный и аффективный компоненты образа “Я”, потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Представление о себе, о своём прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно аморфно, слабо дифференцированно и неустойчиво. [15; c.66].

Сходство между старшими дошкольниками с ЗПР и их нормально  развивающимися сверстниками заключается  в лучшем развитии когнитивного компонента образа “Я” (половозрастная идентификация  и возможность самоописания) по сравнению с аффективным (эмоциональное отношение к себе, выделение уникального в собственной личности). Различия заключаются в том что, у большинства старших до школьников с ЗПР и лишь у небольшой части детей в норме отмечается отрицательное отношение к взрослению и отсутствие позитивного интереса к себе.

Стимуляция интереса к  себе, расширение представлений о  социальном окружении, развитии социальных эмоций, возможностей самооценки, работа, направленная на осознание своей  позиции в ситуациях межличностного взаимодействия и эмоциональной  децентрации, способствуют совершенствованию самосознания детей с ЗПР. [15, c.82].

Таким образом, качественные особенности самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются  недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе, отсутствие позитивного отношения к себе.

Структурные элементы самосознания у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с  нормальным интеллектуальным развитием. Представление о себе, о своём  прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с  ЗПР преимущественно аморфно, слабо  дифференцировано и неустойчиво.

2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента.

 

На основе теоретического анализа литературы по проблеме, нами была организована экспериментальная  работа, цель которой― выявление особенностей образа «Я» детей старшего дошкольного возраста без патологий и детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель: определить особенности самооценки ребенка.

Для проведения диагностики  определяется круг практических задач:

  1. определить критерии оценки самосознания у старших дошкольников с задержкой психического развития и старших дошкольников без патологий;
  2. выявить уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и старших дошкольников без патологий;
  3. выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди;
  4. выявить особенности самосознания у старших дошкольников с задержкой психического развития и старших дошкольников без патологий.

2.2. Описание выборки и методики исследования

Данное исследование проводилось  в детском саду «Ручеек» города Северодвинска  и детского сада «Светлячок» деревни  Бурцевкая, Архангельской области. Общий объем выборки составляет 20 человек: 10 детей без патологии и 10 детей с ЗПР.

Психодиагностический инструментарий. Психологические особенности проявления самооценки определялись при помощи методики: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка  из картона, протокол, ручка.

Процедура проведения методики

Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного  возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые  качества.

Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой  он сам помещает себя и сказочного героя.

Сказочный герой является вспомогательным звеном, возможностью убедиться, что ребенок понимает инструкцию, что от него хотят, а  также может объяснить, что такое  хорошо и что такое плохо. Но эти  данные можно использовать и для  отдельного исследования о том, кто  сейчас является для детей образцом положительного или отрицательного поведения.

Ребенку показывают рисунок  лестницы, состоящий из шести ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка мальчика или девочки, ( в зависимости от пола тестируемого ребенка) которую можно двигать по лесенке.

Шести ступенькам соответствует  шести уровням самооценки.

1уровень¾ неадекватно- завышенная самооценка;

2 уровни¾ завышенная самооценка;

3 и 4 уровни¾ адекватная самооценка;

5 и 6 уровни¾ заниженная самооценка;

Инструкция 

Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит  мальчик (или девочка). На ступеньку  выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему? А кого из сказочных героев или героев из мультиков ты поставишь на самую верхнюю ступеньку? Почему? Кого на самую нижнюю? Почему?»

Важно проследить, правильно  ли понял ребенок объяснение взрослого. В случае необходимости следует  повторить его. По мере ответов ребенка  психолог фиксирует названые позиции  в протоколе. Беседа с одним ребенком занимает 7-10 минут.

Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного  возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень  рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом  себе.

Полученные данные подвергались количественному и качественному  анализу.

2.3. Интерпретация

 

Группа

уровень

взрослые

сами

сверстники

общее

Экспериментальная

1

6 %

5, 7 %

3, 5 %

15, 2 %

2

2, 1 %

2, 5 %

4, 1 %

8, 7 %

3

0, 6 %

0, 5 %

0, 8 %

1, 9 %

4

0, 1 %

0, 1 %

-

0, 2 %

5

-

0, 2 %

0, 3 %

0, 5 %

6

-

-

0, 3 %

0, 3 %

Контрольная

1

5, 6 %

5, 2 %

3 %

13, 8 %

2

2, 5 %

2, 4 %

4, 1 %

9 %

3

0, 6 %

0, 9 %

0, 8 %

2, 3 %

4

-

-

-

-

5

0, 2 %

0, 2 %

0, 8 %

1, 2 %

6

0, 1 %

0, 1 %

0, 3 %

0, 5 %


 

Дети старшего дошкольного  возраста в обеих группах были обследованы при помощи методики «Лесенка» В.Г. Щур, с помощью оценивания детьми своих личностных качеств, таких  как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества (Приложение А и Приложение В).

Нами было выяснено, что  зависимыми критериями для детей  старшего дошкольного возраста в  данной выборке являются все перечисленные  выше личностные качества: доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества; старание. В предоставленных  группах детей наибольшая зависимость  была выявлена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая ― между ребенком и сверстниками.

Так, в таких качествах  как здоровье, сила и смелость проявлялась  зависимость личных оценок детей  от того, как они думали их, оценят сверстники. Видимо, в данной группе детей среди сверстников наибольшую значимость имеют именно эти личностные качества.

Однако большая взаимосвязь  проявляется между оценкой ребенка  и предполагаемой оценкой взрослого, и именно родителя. Такая взаимосвязь  наблюдается между всеми личностными  качествами ребенка.

В большинстве объяснений своего выбора дети, особенно дети с  ЗПР часто подчеркивали роль взрослого  в их жизни. То есть, наиболее значимое влияние на формирование детской  самооценки оказывают родители, а  осознаваемые ребенком суждения взрослых, закрепляются в его сознании и  становятся его собственными знаниями о себе. Поэтому так часто в  своих оценках дети опираются  на суждения родителей.

Наибольшее распределение  выборки детей без патологии  по переменным «красота, доброта, счастье, старание» сосредоточено на первой ступени. Это показывает на высокую  оценку самих себя. Мы можем предположить, что для  данной выборки испытуемых значимыми качествами являются внешность, доброта, старание и счастье.

Мы видим, что 15,2 % выборки детей старшего дошкольного возраста без патологии принимает значение 1, то есть значительная часть детей ставит себя на первую ступень, что соответствует неадекватно- завышенному уровню самооценки. В то же время, необходимо отметить, что 8,7 % детей поставили себя на вторую ступень. Это может указывать на завышенную самооценку.

На 4 и 3 ступени поставили 2,1 % детей, что говорит об адекватной самооценке. Так же 0,8 % испытуемых поставили себя на 6 и 5 ступень, что говорит о неадекватном уровне самооценки .

Испытуемые старшего дошкольного возраста с ЗПР поставили себя на первую ступень и составляет 13,8 %, что может указывать на неадекватно- завышенный уровень самооценки.

Информация о работе Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития