Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:38, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Экспериментальным путем выявить особенности образа «Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………...12
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………30
2.3. Интерпретация………………………………...................................32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………………. …37
При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: « текущее Я» и « личностное Я». « Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. « Личностное Я»― это устойчива» я структурная схема самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.
«В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдельных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств ( « Реальное Я» и « Идеальное Я») ; 3)познавательные, когнетивные представления о себе ( «Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе» [9; с. 228]. Таким образом, самосознание включает в себя:
В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:
- непосредственно – чувственный уровень ― самоощущение, самопереживание, в результате которого достигается простейшая самоидентификация личности;
- целостно – образный,
личностный уровень ―
- рефлексивный, интеллектуально
- аналитический уровень ―
- целенаправленно –
деятельный уровень ― синтез
трех рассмотренных уровней, в
результате выполняются
Существует четыре критерия самосознания:1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды; 2) осознание своей активности ― «Я, управляю собой»; 3) осознание себя « через другого»; 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии ― осознание своего внутреннего опыта.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
Итак, все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа - Я. Образ - Я — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я - образа.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей являются слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникнуть во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы, ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжении довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что , в свою очередь, проявляется в области процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных процессах.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжении довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают затруднения при пространственном анализе и синтезе ситуации.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания Л. П. Переслени, З. Тржесоглава, Г. И. Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич отметили его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Снижение способности
распределять и концентрировать
внимание особенно проявляется в
условиях, когда выполнение задания
осуществляется при наличии одновременно
действующих речевых
Неустойчивость внимания снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, т.е. этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Исследованиями памяти детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Т. В. Егорова, Н. Г. Поддубная, Н. Г. Лутонян, В. Л. Подобед. У детей этой категории отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приемы запоминания; недостаточный объем и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим; среди нарушений кратковременной памяти- повышенная тормозность следов под воздействием помех и внутренней интерференции; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживаются и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Развитием мышления детей с ЗПР занимались Т. В. Егорова, У. В. Уленкова, Т. Д. Пускаева. На этапе начала систематического обучения эти дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлением другим, в переключении с одного принципа классификации на другой.
Дети с ЗПР не владеют иерархией понятий. Задания на классификацию они выполняют на уровне речевого наглядно - образного мышления, а не конкрето - понятийного, как это должно быть в данном возрасте. «Однако совместно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, основанном на житейском опыте детей, решаются ими на более высоком уровне, чем простые задания, в основе которых лежит наглядный материал, с которым дети ранее не сталкивались»[6; с.181].
«Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности ( исследования Н. А. Менчинской)»[6; с.181]. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующий вывод. Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-логического мышления. «Наглядно-действенное мышление протекает у них почти на ровне с нормально развивающимися детьми, а наглядно - образное мышление доступно не всем детям»[ 5 ; с.380].
Отклонения же в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. «Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других»[7; с. 110].
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком - либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. Внимание у детей этой категории неустойчивое, снижена не только концентрация и избирательность, но и объем, распределение внимания, повышенная отвлекаемость.
У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
Деятельность детей с
задержкой психического развития характеризуется
общей неорганизованностью, импульсивностью,
недостаточной
У детей данной категории
нарушен и необходимый
Старших дошкольников с задержкой психического развития по особенностям их деятельности И.А.Коробейников условно разделил на две группы.
К первой группе были отнесены
дети, у которых наблюдаются интерес
к выполняемой работе; вместе с
тем при столкновении с трудностями
нарушается целенаправленность деятельности,
снижается активность, действия становятся
нерешительными. В большинстве случаев
внешняя стимуляция и создание ситуации
успеха улучшают продуктивность работы.
Результаты деятельности во многом зависят
от того, насколько педагог поможет
ребенку мобилизировать свои усилия,
найти новые стимулы для
Ко второй группе были отнесены дети с менее выраженным интересом к работе, невысокой активностью. При возникновении трудностей в решении задачи указанные особенности становятся более выраженными, и требуется значительная внешняя стимуляция для продолжения работы. Даже при оказании большого объема помощи разного вида уровень достижений у детей этой группы остается низким.
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Новый человек привлекает их внимание значительно в меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться ко взрослому за помощью. Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своем они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.
Ряд зарубежных исследователей, в частности З. Тржесоглава, в качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому, большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различии важнейших черт межличностных отношений. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей этой категории оказываются несформированными все компоненты сюжетно - ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, игровые роли бедны, охватывают небольшое игровые роли бедны, охватывают небольшое игровое общество на короткий срок. Усложнение правил игры зачастую приводит к ее фактическому распаду. Самостоятельно дети с ЗПР не проявляют активности в совместной игровой деятельности.
Психическое недоразвитие у детей с задержкой психического развития проявляется прежде всего в снижении уровня обучаемости по сравнению с нормаль развивающимися детьми. Но в отличии от умственно отсталых они обладают относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.