Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Экспериментальным путем выявить особенности образа «Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………...12
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………30
2.3. Интерпретация………………………………...................................32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………………. …37

Файлы: 1 файл

доработка.docx

— 98.18 Кб (Скачать файл)

Мы видим, что 9% выборки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР принимает значение 2, что соответствует завышенной самооценке. В то же время, необходимо отметить, что 2,3 % детей поставив себя на третью ступень. Это может указывать на адекватную самооценку.

1,70% выборки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по двум переменным принимает значение от 5 до 6, то есть эта часть детей ставит себя на пятую и шестую ступени, что соответствует неадекватному уровню самооценки.

 

 

Заключение

 

В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс  познания человеком самого себя, в  результате которого образуется представление  о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально – ценностное отношение. Самосознание представляет собой сложное  психическое образование, состоящее  из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.

В заключении подведем итоги  проведенного исследования и сформулируем следующие выводы:

1. Сопоставительное исследование  становления структурных элементов  самосознания у дошкольников  с ЗПР по сравнению с нормально  развивающимися сверстниками показало  наличие не только темповой  задержки становления самосознания  при ЗПР, но и качественных  типических особенностей. Индивидуальные  варианты формирования структуры  самосознания у дошкольников  с ЗПР проявляются в виде  степени преобладания «социального  Я» над индивидуальным, выраженности отставания в становлении элементов самосознания

2. Когнитивный и аффективный  компоненты образа «Я», потребность  в социальном признании взрослого,  психологическое время и социальное  пространство личности у детей  с ЗПР обнаруживают сходство  с нормально развивающимися сверстниками  по параметрам завышенной самооценки, высокого уровня притязаний на  социальное признание со стороны  взрослого. Высказывания и поведение  ряда детей с ЗПР заставляет  предполагать наличие внутриличностного конфликта, требующего специальной коррекции.

3. Без целенаправленного  формирования недостатки самосознания  дошкольников с ЗПР не преодолеваются, а при его наличии компенсируются  в разной мере. При реализации  системы комплексной коррекционно-развивающей  работы, основанной на взаимодействии  специалистов и учитывающей специфические  особенности дошкольников с ЗПР,  их самосознание обнаруживает  значимую динамику, наиболее выраженную  к концу дошкольного возраста.

4. Система коррекционно-развивающей  работы должна включать стимуляцию  интереса к себе, формирование  образа физического «Я», воспитание  адекватного самоотношения, самооценки, расширение представлений о социальном окружении, развитие социальных эмоций, обучение социально нормативному поведению. Объективизация представлений о школьной жизни, выработка позитивного отношения к школе уменьшает степень внутриличностного конфликта и создает положительное отношение к взрослению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Белобрыкина О.А. Диагностика  развития самосознания в детском  возрасте. ―СПб.: Речь, 2006―320с.

2.Белопольская Н.Л. Психологическая  диагностика личности детей с  задержкой психического развития.―  М.: Изд-во УРАО,1999.-148 с.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. ―М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-136 с.

4.Борозинец Н.М. Развитие  самосознания детей старшего  дошкольного возраста в условиях преддошкольной подготовки: Монография.― Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.-125 с.

5.Настольная книга педагога-дефектолога/  Серия «Сердце отдаю детям»  –Ростов н / Д: « Феникс», 2005. –576 с.

6.Обучение детей с нарушениями  интеллектуального развития: ( Олегофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений// Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 272с.

7.Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. завед./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.-480 с.

8.Смирнова Е.О. Детская  психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.― М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.―368 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы  психологии. 4-е изд., перераб. и  доп. «Учебники, учебное пособие» 2001―672 с.

10.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. И. Лубовский, Т. Т. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского.- М.: Издательский центр»Академия»,2003.-464с.

11. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник для студ. учеб.заведений/ Г.А. Урунтаева. 6-е изд., перераб. и доп.― М.: Издательский центр « Академия» , 2006.―368 с.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.― сост. Б.Д. Эльконин.― 2-е изд., стер.― М.: Издательский центр « Академия», 2005.― 384 с.

13. Гордеева Т.В., Мишина  Г.А. Роль близкого взрослого  в становлении образа «Я» у  ребенка с задержкой психического  развития// Дефектология.―2005.-№ 1.

14.Сычевич И.В. Особенности  представлений о себе и значимых  других у младших школьников  с ЗПР в разных условиях  обучения// Дефектология.―2008.-№ 3.

15.Шевченко А.В., Нодельман В.И. Психолого – педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития// Дефектология. – 2007. - №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

Таблица 1. Данные по методике Лесенка Шур. В.Г. ( оценка детей, как, по их мнению, их оценивают взрослые (родители)).

Имя ребенка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

Старшие дошкольники без  патологии

Семен А.

2

2

1

3

3

3

2

1

1

Влад. В

1

3

1

1

1

1

2

1

1

Даша. Г

1

2

1

1

1

1

1

2

1

Ваня. Л

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Арина. М

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Катя. М

1

2

1

1

1

1

4

2

2

Алена. П

1

1

1

1

1

1

1

2

1

Полина. Ф

1

2

1

2

2

2

5

3

1

Ангелина. Щ

2

1

1

2

1

2

3

2

1

Сережа. Ю

2

2

2

1

2

1

1

1

1

 

 

Старшие дошкольники с  ЗПР

Олег. Б

2

2

3

1

2

3

2

3

2

Рома. В

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Ваня. Д

1

1

1

1

1

2

2

3

2

Кристина. Ж

2

2

5

1

1

1

1

6

1

Вика. З

1

1

2

1

2

1

3

1

2

Вероника. К

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Настя. Я

2

1

1

1

2

1

5

1

1

Максим. Щ

1

1

1

1

2

2

2

1

1

Оля. Л

1

1

1

1

1

2

1

2

3

Катя. В

1

1

2

1

2

1

1

2

1


 

Таблица 2. Данные по  методике Лесенка Шур В.Г.(ребенок оценивает  сам себя).

Имя ребенка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

Старшие дошкольники без  патологии

Семен А.

1

1

5

1

1

1

1

1

1

Влад. В

2

1

3

1

1

2

1

1

1

Даша. Г

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Ваня. Л

1

1

1

1

1

2

2

3

2

Арина. М

1

2

2

1

2

2

2

1

1

Катя. М

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Алена. П

3

3

1

1

2

1

1

1

1

Полина. Ф

1

2

2

1

2

2

5

4

2

Ангелина. Щ

2

1

2

1

2

1

1

3

1

Сережа. Ю

2

2

2

1

2

1

1

1

1

Старшие дошкольники с  ЗПР

Олег. Б

2

2

3

1

2

3

2

3

2

Рома. В

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Ваня. Д

1

1

1

1

1

2

2

3

2

Кристина. Ж

2

2

5

1

1

1

1

6

1

Вика. З

1

1

2

1

2

1

3

1

2

Вероника. К

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Настя. Я

2

1

1

1

2

1

5

1

1

Максим. Щ

2

2

3

1

1

1

1

1

1

Оля. Л

1

3

1

1

2

2

3

1

1

Катя. В

2

1

2

1

1

1

3

2

1


 

Таблица 3. Данные по методике Лесенка Шур В.Г.( оценка детей как, по их мнению, их оценивают сверстники).

Имя ребенка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

Старшие дошкольники без  патологии

Семен А.

5

2

2

2

2

2

3

2

2

Влад. В

3

3

5

2

1

1

1

2

2

Даша. Г

2

1

2

1

1

1

1

1

1

Ваня. Л

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Арина. М

2

1

2

2

2

2

2

2

2

Катя. М

2

1

2

2

2

2

2

2

2

Алена. П

6

3

2

3

3

2

1

3

6

Полина. Ф

2

1

2

2

1

1

6

1

1

Ангелина. Щ

2

2

5

1

1

2

1

2

2

Сережа. Ю

2

2

3

1

2

1

1

1

1

Старшие дошкольники с  ЗПР

Олег. Б

2

2

2

1

2

2

2

2

2

Рома. В

2

2

1

2

1

2

1

1

2

Ваня. Д

3

2

2

5

5

3

5

3

6

Кристина. Ж

2

3

1

2

2

2

5

6

2

Вика. З

2

1

2

1

2

2

1

2

1

Вероника. К

1

1

5

1

1

1

1

1

1

Настя. Я

2

2

3

2

1

1

5

5

2

Максим. Щ

2

2

1

1

2

2

2

2

2

Оля. Л

2

3

1

1

1

2

2

1

1

Катя. В

1

3

2

3

2

1

1

5

6

Информация о работе Особенности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития