Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:38, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ особенностей образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1.Дать определение основных понятий.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
3.Выявить особенности образа «Я» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Экспериментальным путем выявить особенности образа «Я» у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы образа «Я» детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
1.1 Характеристика основных понятий курсовой работы…………………………………………………………………………… 6
1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………...12
1.3.Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.. … ....22
2. Своеобразие образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента............29
2.2. Описание выборки и методики исследования……………………30
2.3. Интерпретация………………………………...................................32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………………. …37
Мы видим, что 9% выборки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР принимает значение 2, что соответствует завышенной самооценке. В то же время, необходимо отметить, что 2,3 % детей поставив себя на третью ступень. Это может указывать на адекватную самооценку.
1,70% выборки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по двум переменным принимает значение от 5 до 6, то есть эта часть детей ставит себя на пятую и шестую ступени, что соответствует неадекватному уровню самооценки.
Заключение
В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально – ценностное отношение. Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.
В заключении подведем итоги проведенного исследования и сформулируем следующие выводы:
1. Сопоставительное исследование
становления структурных
2. Когнитивный и аффективный
компоненты образа «Я»,
3. Без целенаправленного
формирования недостатки
4. Система коррекционно-
Список литературы
1.Белобрыкина О.А.
2.Белопольская Н.Л.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. ―М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-136 с.
4.Борозинец Н.М. Развитие
самосознания детей старшего
дошкольного возраста в
5.Настольная книга педагога-
6.Обучение детей с
7.Основы специальной
8.Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.― М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.―368 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы
психологии. 4-е изд., перераб. и
доп. «Учебники, учебное
10.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. И. Лубовский, Т. Т. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского.- М.: Издательский центр»Академия»,2003.-464с.
11. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник для студ. учеб.заведений/ Г.А. Урунтаева. 6-е изд., перераб. и доп.― М.: Издательский центр « Академия» , 2006.―368 с.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.― сост. Б.Д. Эльконин.― 2-е изд., стер.― М.: Издательский центр « Академия», 2005.― 384 с.
13. Гордеева Т.В., Мишина
Г.А. Роль близкого взрослого
в становлении образа «Я» у
ребенка с задержкой
14.Сычевич И.В. Особенности
представлений о себе и
15.Шевченко А.В., Нодельман В.И. Психолого – педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития// Дефектология. – 2007. - №3.
Приложение А.
Таблица 1. Данные по методике Лесенка Шур. В.Г. ( оценка детей, как, по их мнению, их оценивают взрослые (родители)).
Имя ребенка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
Старшие дошкольники без патологии | |||||||||
Семен А. |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Влад. В |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Даша. Г |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Ваня. Л |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Арина. М |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Катя. М |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
Алена. П |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Полина. Ф |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
1 |
Ангелина. Щ |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
Сережа. Ю |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Старшие дошкольники с ЗПР | |||||||||
Олег. Б |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Рома. В |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ваня. Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Кристина. Ж |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
Вика. З |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Вероника. К |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Настя. Я |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
Максим. Щ |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Оля. Л |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Катя. В |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Таблица 2. Данные по методике
Лесенка Шур В.Г.(ребенок
Имя ребенка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
Старшие дошкольники без патологии | |||||||||
Семен А. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Влад. В |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Даша. Г |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ваня. Л |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Арина. М |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Катя. М |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Алена. П |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Полина. Ф |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
4 |
2 |
Ангелина. Щ |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
Сережа. Ю |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Старшие дошкольники с ЗПР | |||||||||
Олег. Б |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Рома. В |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ваня. Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Кристина. Ж |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
Вика. З |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Вероника. К |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Настя. Я |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
Максим. Щ |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Оля. Л |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
Катя. В |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Таблица 3. Данные по методике Лесенка Шур В.Г.( оценка детей как, по их мнению, их оценивают сверстники).
Имя ребенка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
Старшие дошкольники без патологии | |||||||||
Семен А. |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Влад. В |
3 |
3 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Даша. Г |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ваня. Л |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Арина. М |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Катя. М |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Алена. П |
6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
6 |
Полина. Ф |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
Ангелина. Щ |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Сережа. Ю |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Старшие дошкольники с ЗПР | |||||||||
Олег. Б |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Рома. В |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Ваня. Д |
3 |
2 |
2 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
6 |
Кристина. Ж |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
6 |
2 |
Вика. З |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Вероника. К |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Настя. Я |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Максим. Щ |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Оля. Л |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Катя. В |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
5 |
6 |