Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:20, дипломная работа

Описание работы

Память - одна из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность - основаны на том, что образ воспринятого сохранился в памяти. Человек же, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком, ведь память - одна из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокий уровень интеллектуального развития.

Содержание работы

Введение ....................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта
1.1 Особенности развития памяти .................................................................5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...........12
1.3Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта............................................................................21
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной группы...................26
2.2 Содержание и структура исследования.....................................................31
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.................................................................38
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования
3.1 Анализ результатов особенностей изучения памяти.............................
3.2 Основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта..........................50
Заключение.................................................................................................
Список литературы……….........................................................................

Файлы: 1 файл

Аттестац. работа.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Институт развития образования

Кафедра коррекционной  педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

На тему: Особенности памяти у детей младшего школьного возраста

  с нарушением интеллекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работу выполнил:

Слушатель КПП по специальности

«Олигофренопедагогика»                                     

                

 

 Научный руководитель:

 Кандидат психологических наук,                                                       

 заведующая кафедрой ППО, доцент                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

 Содержание

Введение  ....................................................................................................3

Глава 1.  Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей памяти  школьников с нарушением интеллекта

 

1.1 Особенности развития памяти .................................................................5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...........12  

1.3Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта............................................................................21

 Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.1   Краткая характеристика детей экспериментальной группы...................26

2.2 Содержание и структура исследования.....................................................31

2.3 Анализ результатов  констатирующего эксперимента по  развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.................................................................38

 Глава 3. Анализ  результатов экспериментального  исследования 

3.1  Анализ результатов особенностей изучения памяти.............................

3.2     Основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта..........................50

Заключение.................................................................................................

Список литературы……….........................................................................

 

      Введение

Память - одна из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность - основаны на том, что образ воспринятого сохранился в памяти. Человек же, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком, ведь память - одна из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокий уровень интеллектуального развития.

Продуктивность памяти во многом зависит  от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

С давних времён люди интересовались устройством и механизмом человеческой памяти. Данным вопросом занимались такие  именитые учёные как П.П. Блонский [6], Г.М. Дульнев [21], С.Д. Забрамная [24, 25], Х.С. Замский [27], Л.В. Занков [28, 29], А.Р. Лурия [51], Р.С. Немов [58], С.Л. Рубинштейн [70] и другие.

Экспериментальное исследование памяти умственно отсталых детей  в нашей стране было начато под влиянием идей Л.С. Выготского. В свете выдвинутой им теории культурно-исторического развития психики были проведены работы по изучению непосредственного запоминания (Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев). Авторы указывают на то, что в основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Расстройство памяти вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры головного мозга.

Память учащихся с  интеллектуальной недостаточностью характеризуется  нарушениями и запоминания (недостаточная  осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведение (неточность). Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти. Проблема памяти умственно отсталых детей и школьников относится к числу наиболее разработанных вопросов специальной психологии.

  Как показали исследования (Х.С. Замский[27] ), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Особенности воспроизведения материала умственно отсталыми детьми изучались многими психологами (Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, А.И. Липкина, М.М. Нудельман, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев и др.). Многочисленные исследования показали недостаточность памяти, как в отношении запоминания, так и сохранения и воспроизведения информации (Г.М. Дульнев [21], Л.В. Занков [28, 29] и др.).

Таким образом, особенности  памяти умственно отсталых учащихся изучены недостаточно. Нас заинтересовали эти проблемы, которые и послужили выбору нашей темы. Важность данной проблемы определяет актуальность исследования и выбор темы: «Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта». 
Актуальность проблемы исследования определили цель данной работы: выявление особенностей памяти   школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования: память детей младшего школьного возраста с

       Предмет исследования: специфические нарушения памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.

       В соответствии с целью объекта, предмета исследования были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Выявить особенности памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
  3. Проанализировать полученные результаты.
  4. Определить основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта.

      Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в выявлении особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта, а так же в разработке рекомендаций по развитию памяти умственно отсталых учащихся.

      Базой нашего экспериментального исследования стала Завьяловская СКОУ VIII вида Удмуртской республики.

    Наша квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.

     Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных коррекционных учреждениях VIII вида.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности развития памяти

Память - это способность  сохранять и воспроизводить в  сознании прежние впечатления, опыт, а также словарный запас, хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. 
       Мнемические процессы – это запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Предметы и явления окружающего мира, которые человек воспринимает, не исчезают из нашего сознания бесследно. [10, с. 45]. Их образы можно мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов перед человеком нет. Именно благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми видами деятельности. И.М. Сеченов указывал, что без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере их возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. [69,с.340]. 
       Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания. Запоминаемый материал может потребоваться для выполнения какой-либо конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить надолго. В связи с этим, будут иметь место разные виды памяти.

 

 

Все виды памяти можно  условно разделить на три группы:

1.  Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, образная, эмоциональная и словесно-логическую память;

2.  Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3. Как долго сохраняется запомненное. Это иконическая, кратковременная, долговременная и оперативная и генетическая память.

В процессе развития человека относительная  последовательность становления видов  памяти выглядит  примерно так:

Двигательная             Непроизвольная        Кратковременная

Эмоциональная          Произвольная              Оперативная

Образная                  Долговременная           Смысловая

Словесно-логическая  Генетическая

     Память подразделяется по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности: 
     - Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо вождение автомобиля и др.). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно развита у спортсменов [69, с. 344]. 
Двигательная память достигает полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю жизнь. 
     - Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимающихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая. 
Особенность зрительной памяти состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:

  1. Упрощение (опускание деталей)
  2. Некоторое преувеличение отдельных деталей;
  3. Преобразование фигуры в более симметричную, однообразную;
  4. Округление сохраненной в памяти формы предмета, расширение;
  5. Изменение положения, ориентации;
  6. Трансформация образа по цвету

      С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу – превратить образ в общую схему, которая лучше запоминается. [69, с. 347]. Зрительная память плохо поддается управлению. Образная память ярче проявляется у детей и подростков. Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов и писателей. 
     - Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, испытывать чувство стыда за неловкий поступок. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования характера, привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок [69,с.347]. 
      - Словесно-логическая память – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных. Одной из основных характеристик словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания[69, с. 349].

      По времени сохранения материала память состоит:

- мгновенная память (иконическая память) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память-образ. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды; 
- кратковременная память – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объем. Говоря об объеме кратковременной памяти, следует отметить ее малую емкость. Миллер приводил по этому поводу такую аналогию: «Это, похоже, на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами…» [16;с.69].  
     Обобщение, схематизация, наглядность - естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание [69,с.356]. 
     Оперативная память – обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Когда человек выполняет какую-либо сложную деятельность, тот делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. Хранение информации происходит в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти. 
      Объем оперативной памяти складывается из двух составляющих: материала кратковременной памяти, поступившего из окружающего мира в данный момент, и материала, касающегося выполнения данного действия, поступившего из долговременной памяти. По длительности хранения информации и своим свойствам этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью [69, с. 357]. 
      Долговременная память – способна хранить информацию в течении неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной и трудовой и пр.), знания эти хранятся в преобразованном виде: более обобщенном и систематизированном. Они нужны человеку не только в данный момент, а в его жизни и деятельности вообще. При необходимости знания актуализируются в сознании человека и потом снова переходят в долговременную память. 
      Генетическая память - информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память не возможно оказывать влияние через обучение и воспитание [69, с. 357]. 
      Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение. Это часто касается неудачных поступков, тяжелых поступков. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. 
       Произвольная память – процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели. Л.В. Черемушкина предлагает выделять два основных вида памяти: 
1. Природная память – это непосредственная кратковременная непроизвольная память, основа нашей памяти, наиболее развитая у детей 6-7 летнего возраста; 
2.   Культурная память – это опосредованная долговременная произвольная память, надстройка над природной памятью, ее усовершенствование возможно за счет приемов запоминания [83, с. 360].

Информация о работе Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта