Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:20, дипломная работа
Память - одна из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность - основаны на том, что образ воспринятого сохранился в памяти. Человек же, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком, ведь память - одна из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокий уровень интеллектуального развития.
Введение ....................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта
1.1 Особенности развития памяти .................................................................5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...........12
1.3Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта............................................................................21
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной группы...................26
2.2 Содержание и структура исследования.....................................................31
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.................................................................38
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования
3.1 Анализ результатов особенностей изучения памяти.............................
3.2 Основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта..........................50
Заключение.................................................................................................
Список литературы……….........................................................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Институт развития образования
Кафедра коррекционной педагогики
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Особенности памяти у детей младшего школьного возраста
с нарушением интеллекта
Работу выполнил:
Слушатель КПП по специальности
«Олигофренопедагогика»
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой ППО, доцент
Москва, 2013
Содержание
Введение ..............................
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта
1.1 Особенности развития памяти ..............................
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...........12
1.3Психолого-педагогическая характеристика
младших школьников с нарушением интеллекта....................
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной группы...................26
2.2 Содержание и структура исследования..................
2.3 Анализ результатов
констатирующего эксперимента
Глава 3. Анализ
результатов
3.1 Анализ результатов особенностей изучения
памяти........................
3.2 Основные направления психолого-педагогической
работы по развитию памяти младших школьников
с нарушением интеллекта....................
Заключение....................
Список литературы………..........
Введение
Память - одна из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность - основаны на том, что образ воспринятого сохранился в памяти. Человек же, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком, ведь память - одна из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокий уровень интеллектуального развития.
Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
С давних времён люди интересовались устройством и механизмом человеческой памяти. Данным вопросом занимались такие именитые учёные как П.П. Блонский [6], Г.М. Дульнев [21], С.Д. Забрамная [24, 25], Х.С. Замский [27], Л.В. Занков [28, 29], А.Р. Лурия [51], Р.С. Немов [58], С.Л. Рубинштейн [70] и другие.
Экспериментальное исследование памяти умственно отсталых детей в нашей стране было начато под влиянием идей Л.С. Выготского. В свете выдвинутой им теории культурно-исторического развития психики были проведены работы по изучению непосредственного запоминания (Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев). Авторы указывают на то, что в основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Расстройство памяти вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры головного мозга.
Память учащихся с
интеллектуальной недостаточностью характеризуется
нарушениями и запоминания (недостаточная
осмысленность и
Как показали исследования (Х.С. Замский[27] ), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Особенности воспроизведения материала умственно отсталыми детьми изучались многими психологами (Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, А.И. Липкина, М.М. Нудельман, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев и др.). Многочисленные исследования показали недостаточность памяти, как в отношении запоминания, так и сохранения и воспроизведения информации (Г.М. Дульнев [21], Л.В. Занков [28, 29] и др.).
Таким образом, особенности
памяти умственно отсталых учащихся
изучены недостаточно. Нас заинтересовали эти
проблемы, которые и послужили выбору
нашей темы. Важность данной проблемы
определяет актуальность исследования
и выбор темы: «Особенности памяти у детей
младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта».
Актуальность проблемы исследования определили цель данной работы: выявление
особенностей памяти школьников
с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования: память детей младшего школьного возраста с
Предмет исследования: специфические нарушения памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.
В соответствии с целью объекта, предмета исследования были определены следующие задачи:
Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в выявлении особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта, а так же в разработке рекомендаций по развитию памяти умственно отсталых учащихся.
Базой нашего экспериментального исследования стала Завьяловская СКОУ VIII вида Удмуртской республики.
Наша квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных коррекционных учреждениях VIII вида.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития памяти
Память - это способность
сохранять и воспроизводить в
сознании прежние впечатления, опыт, а также словарный запас, хранящихся
в сознании впечатлений, опыта. Человек,
лишенный памяти, по сути дела перестает
быть человеком. Память – это одно из необходимых
условий развития интеллектуальных способностей.
Мнемические процессы
– это запоминание, сохранение и воспроизведение
в головном мозге информации, полученной
при взаимодействии человека с окружающим
миром. Предметы и явления окружающего
мира, которые человек воспринимает, не
исчезают из нашего сознания бесследно.
[10, с. 45]. Их образы можно мысленно воспроизводить
в то время, когда самих предметов перед
человеком нет. Именно благодаря этому
человек может накапливать знания и использовать
прошлый опыт в овладении новыми видами
деятельности. И.М. Сеченов указывал, что
без памяти, наши ощущения и восприятия
исчезая бесследно по мере их возникновения,
оставляли бы человека вечно в положении
новорожденного. [69,с.340].
Выполняя ту или иную
деятельность, человек может запоминать
предметы, явления, других людей, их отношения,
движения, мысли, чувства. Все это – объекты
запоминания. Запоминаемый материал может
потребоваться для выполнения какой-либо
конкретной деятельности, на короткое
время, а может быть использован и в других
видах деятельности или при повторении
данной деятельности через продолжительный
период времени. Следовательно, нужно
будет запомнить надолго. В связи с этим,
будут иметь место разные виды памяти.
Все виды памяти можно условно разделить на три группы:
1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, образная, эмоциональная и словесно-логическую память;
2. Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
3. Как долго сохраняется запомненное. Это иконическая, кратковременная, долговременная и оперативная и генетическая память.
В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:
Двигательная Непроизвольная Кратковременная
Эмоциональная Произвольная Оперативная
Образная Долговременная Смысловая
Словесно-логическая Генетическая
Память подразделяется по содержанию
психической активности, преобладающей
в мнемической деятельности:
- Двигательная память –
это запоминание, сохранение и воспроизведение
различных движений и их систем. Эта память
служит для формирования различных двигательных
умений и навыков (ходьба, письмо вождение
автомобиля и др.). Признаками хорошей
двигательной памяти являются физическая
ловкость, сноровка. Различия в уровне
двигательной памяти ведут к разному уровню
развития навыков письма, трудовой деятельности.
Память на движения особенно развита у
спортсменов [69, с. 344].
Двигательная память достигает полного
развития раньше иных форм памяти. У некоторых
людей этот вид памяти остается ведущим
на всю жизнь.
- Образная память – запоминание,
сохранение и воспроизведение образов
ранее воспринимающихся предметов и явлений.
Подвидами образной памяти являются зрительная,
слуховая, осязательная, обонятельная
и вкусовая память. В наибольшей степени
у всех людей проявляются такие виды памяти,
как зрительная и слуховая.
Особенность зрительной памяти состоит
в том, что в период удержания образа в
памяти он претерпевает определенную
трансформацию. Обнаружены следующие
изменения, совершающиеся со зрительным
образом в процессе сохранения:
С одной стороны, указанные преобразования
образа в памяти делают его менее точным
по сравнению с образом словесной памяти.
С другой стороны, эти преобразования
могут принести пользу – превратить образ
в общую схему, которая лучше запоминается.
[69, с. 347]. Зрительная память плохо поддается
управлению. Образная память ярче проявляется
у детей и подростков. Высокого уровня
развитие образной памяти достигает у
людей, занимающихся искусством: художников,
музыкантов и писателей.
- Эмоциональная память –
память на пережитые чувства. Человек
может вновь радоваться, вспомнив счастливое
событие, испытывать чувство стыда за
неловкий поступок. Эмоциональная память
– важнейшее условие нравственного развития
человека. Кроме того, может быть мотивом
для повторения действий и поступков и
лежит в основе формирования характера,
привычек. На эмоциональной памяти непосредственно
основана прочность запоминания материала:
то, что у человека вызывает эмоциональные
переживания, запоминается им без особого
труда и на более длительный срок [69,с.347].
- Словесно-логическая
память – выражается в запоминании, сохранении
и воспроизведении мыслей, понятий. Этот
вид памяти специфически человеческий.
Двигательная, образная и эмоциональная
память в своих простейших формах есть
и у животных. Одной из основных характеристик
словесно-логической памяти является
то, что запоминание может происходить
в той же словесной форме, которая была
воспринята (дословно), но может быть осуществлено
и в другом речевом выражении (своими словами).
Это зависит от задачи, которая стоит перед
человеком, и от сформированных у него
способов заучивания[69, с. 349].
По времени сохранения материала память состоит:
- мгновенная память (иконическая память)
– удержание точной и полной картины только
что воспринятого органами чувств без
какой бы то ни было переработки полученной
информации. Это память-образ. Ее длительность
от 0,1 до 0,5 секунды;
- кратковременная память – память, обеспечивающая
сохранение и воспроизведение материала
спустя несколько секунд после однократного
и непродолжительного восприятия. Воспроизведение
при этом характеризуется высокой точностью,
однако после непродолжительного времени
впечатления исчезают, и человек обычно
оказывается неспособным что-либо вспомнить
из воспринятого. Длительность удержания
мнемических следов составляет в среднем
около 20 секунд (без повторения). Кратковременную
память характеризует такая величина,
как объем. Говоря об объеме кратковременной
памяти, следует отметить ее малую емкость.
Миллер приводил по этому поводу такую
аналогию: «Это, похоже, на то, как если
бы нам пришлось носить все наши деньги
в кошельке, который может вместить только
семь монет. Кошельку совершенно безразлично,
будут ли эти монеты пенсами или серебряными
долларами…» [16;с.69].
Обобщение, схематизация,
наглядность - естественные способы расширения
оперативного поля кратковременной памяти,
через нее поступает вся информация в
долговременное хранение. Из мгновенной
памяти в кратковременную попадает только
та информация, которая осознается, соотносится
с интересами и потребностями человека,
привлекает к себе внимание [69,с.356].
Оперативная память – обслуживает
непосредственно осуществляемые человеком
действия или операции. Когда человек
выполняет какую-либо сложную деятельность,
тот делает это по частям (одно действие
за другим). При этом в памяти удерживаются
некоторые промежуточные цели и результаты.
Хранение информации происходит в диапазоне
от нескольких секунд до нескольких дней.
Срок хранения рассчитан на решение поставленной
задачи. После чего информация может быть
стерта из оперативной памяти.
Объем оперативной памяти
складывается из двух составляющих: материала
кратковременной памяти, поступившего
из окружающего мира в данный момент, и
материала, касающегося выполнения данного
действия, поступившего из долговременной
памяти. По длительности хранения информации
и своим свойствам этот вид памяти занимает
промежуточное положение между кратковременной
и долговременной памятью [69, с. 357].
Долговременная память
– способна хранить информацию в течении
неограниченного срока. Она характеризуется
длительностью и прочностью сохранения
воспринятого материала. В долговременной
памяти происходит накопление знаний,
приобретенных человеком в процессе выполнения
им различных видов деятельности (игровой,
учебной и трудовой и пр.), знания эти хранятся
в преобразованном виде: более обобщенном
и систематизированном. Они нужны человеку
не только в данный момент, а в его жизни
и деятельности вообще. При необходимости
знания актуализируются в сознании человека
и потом снова переходят в долговременную
память.
Генетическая память
- информация хранится в генотипе, передается
и воспроизводится по наследству. На генетическую
память не возможно оказывать влияние
через обучение и воспитание [69, с. 357].
Непроизвольная память
– запоминание и воспроизведение происходит
автоматически, без особых усилий, без
постановки мнемической задачи на запоминание,
узнавание, сохранение и воспроизведение.
Это часто касается неудачных поступков,
тяжелых поступков. Следует особо подчеркнуть,
что непроизвольно лучше запоминается
тот материал, с которым связана интересная,
сложная умственная работа и который для
человека имеет большое значение.
Произвольная память
– процесс запоминания или воспроизведения
требует волевых усилий. Человек намеренно,
по своему усмотрению, что-то запоминает
и воспроизводит, то есть направляет свою
активность на достижение поставленной
цели. Л.В. Черемушкина предлагает выделять
два основных вида памяти:
1. Природная память – это непосредственная
кратковременная непроизвольная память,
основа нашей памяти, наиболее развитая
у детей 6-7 летнего возраста;
2. Культурная память – это опосредованная
долговременная произвольная память,
надстройка над природной памятью, ее
усовершенствование возможно за счет
приемов запоминания [83, с. 360].
Информация о работе Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта