Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:20, дипломная работа
Память - одна из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность - основаны на том, что образ воспринятого сохранился в памяти. Человек же, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком, ведь память - одна из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокий уровень интеллектуального развития.
Введение ....................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта
1.1 Особенности развития памяти .................................................................5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...........12
1.3Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта............................................................................21
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной группы...................26
2.2 Содержание и структура исследования.....................................................31
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.................................................................38
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования
3.1 Анализ результатов особенностей изучения памяти.............................
3.2 Основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта..........................50
Заключение.................................................................................................
Список литературы……….........................................................................
ВикаЧеткарёва
Она показала
средний результат по двум методикам
«Запомни и повтори»и "Воспроизведение
рассказов". Она внимательна, сконцентрирована
на задании, сосредоточенна. Развита слуховая
и кратковременная зрительная память.
Определенно видна динамика процессов
заучивания. Развита произвольная память.
Также результаты показали средний уровень
процесса узнавания.
Влад Ожегов. По двум методикам у него низкие показатели.
Уровень динамики процесса заучивания
достаточно низкий. Ему надо быть внимательнее
при выполнении заданий.
Вера Ч. Средний результат
по двум методикам "Запомни и повтори",
«Воспроизведение рассказов». Зрительная
память развита хорошо. Активно внимание,
произвольное запоминание. Можно сделать
вывод, что у неё хорошо развита память
на узнавание и произвольное запоминание
и средний уровень процесса заучивания.
Она активна, внимательна.
Рома К. Средний результат
по двум методикам. У него хорошо развита
кратковременная зрительная память, произвольное
запоминание, слуховая память. Хорошо
воспроизводит слова после их повторения.
Он активен, внимателен.
Маша П. Выявлен средний
уровень узнавания и заучивания, запоминания
и воспроизведения. В большей степени
развита кратковременная зрительная память
и произвольное запоминание. Заинтересована
в правильном выполнении заданий.
Галя Ф. У этого
ребёнка наблюдается хорошее развитие
кратковременной зрительной памяти, активно
внимание. Она сосредоточенна и уверенна.
Выявлен средний результат по двум методикам
Лиза Ш. Низкий результат по двум методикам
"Запомни и повтори" и «Воспроизведение
рассказов». Уровень динамики процесса
заучивания достаточно низкий, поэтому
зрительная память развита плохо. Активно
внимание, произвольное запоминание.
Можно сделать вывод, что у неё плохо развита
память на узнавание и произвольное запоминание
и низкий уровень процесса заучивания.
Она активна но невнимательна.
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Анализ результатов особенностей изучения памяти
Исследование, проведенное нами с использованием набора из двух вербальных психологических методик, позволило получить материалы, характеризующие особенности мнемической деятельности учащихся 3 класса коррекционной школы-интернат VIII вида.
Важными особенностями памяти умственно отсталых учащихся являются: замедленное и плохое запоминание, неустойчивое сохранение и низкая продуктивность воспроизведения словесного материала.
Выяснилось, что уровень развития кратковременной памяти и скорости заучивания вербального материала у умственно отсталых учащихся существенно ниже среднего.
В группе испытуемых объем непосредственной памяти на слова оказался значительно ниже при увеличении числа предъявлений. В редких случаях увеличение числа предъявлений положительно влияло на объем воспроизводимых слов.
В то время как уровень развития кратковременной памяти, а также процессов заучивания, у умственно отсталых школьников оказался невысоким, уровень развития логического запоминания (его относительно простой формы) и сформированность способности к запоминанию небольшого по объему связного материала оказались заметно выше.
Таким образом, исследование позволило определить ряд тенденций в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, учет которых поможет значительно повысить успешность в их обучении. Мы пришли к выводу, что в коррекционном обучении детей-олигофренов, пи изучении словесного материала, необходимо широкое использование игровых приемов, наглядных средств, а также сочетание речевых средств обучения с предметной практической деятельностью школьников.
Важную роль в развитии вербальной памяти играет способ его восприятия. Прослушивание, громкое и молчаливое чтение являются основными способами знакомства школьников со школьным материалом. Положительно влияет и использование вопросного плана, непроизвольность запоминания, эмоциональная насыщенность фрагментов, структуризация и характер восприятия. Велика роль отдыха в вербальном запоминании материала, постановки задачи перед учащимися, их собственной активности, предварительной инструкции.
Актуальным является разработка игровых форм развития вербальной памяти. В них используются упражнения с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Можно использовать сюжетно-ролевые игры, заучивание стихотворений, соревнование с товарищами.
Принимая во внимание особенности мнемической деятельности умственно отсталых школьников и выполняя выше указанные рекомендации, мы будем положительно влиять на память умственно отсталых школьников. В следствии мы повысим уровень их обучения.
на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.
В процессе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель нашей аттестационной работы.
3.2. Основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.
Поиск путей развития памяти умственно отсталых школьников должен начинаться с уяснения особенностей нарушения памяти и мышления у этой категории школьников. Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
В 50-60 годы были продолжены исследования памяти умственно отсталых школьников. В этот период внимание психологов было направлено на воплощение в конкретных исследованиях принципа единства сознания и деятельности, на определение факторов, влияющих на эффективность мнемической деятельности. В эти годы в русле проблемы памяти вели свои исследования Х.С. Замский [20], Б.И. Пинский и другие [55].
Лучшим способом тренировки памяти у детей младшего школьного возраста служат игры. В развитии памяти игровые приемы играют огромную роль. Отечественные педагоги внесли большой вклад в разработку проблемы игры, используемой в процессе обучения. Работы отечественных дефектологов также содержат указания на роль игры на уроках. Особо подчеркивается коррекционное значение этого вида деятельности (А.Н. Граборов, М.М. Нудельман, М.Ф. Гнездилова и др.). Как показывает исследование, введение игрового компонента в содержание занятия полезно и оказывает заметное влияние на развитие памяти учащихся. Получая во время игры много эмоциональных впечатлений, дети начинают воспринимать учебный материал более сознательно. Игра вызывает у детей приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную деятельность. Также, игровые приемы позволяют индивидуализировать работу на уроках и занятиях, давать задания посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических способностей.
Существует множество упражнений, методик и игр по развитию памяти умственно отсталых учащихся, мы хотели бы заострить внимание на них.
"Слушаем и рисуем".
Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания. прочитать детям рассказ и предложить их нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание. Детей разделить на два варианта.
Вариант 1
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. слепил их из комков снега. один получился большой, другой - поменьше, третий совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, у третьего из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.
Вариант 2
Матрёшек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять-
Всех больше первая матрёшка.
Зелёный сарафан, кокошник,
А за ней сестра- вторая,
В жёлтом платье выступает.
«ХАМЕЛЕОН».
Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы ее не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на желтом песке, то он станет желтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные ответы.
Игра проводится в виде соревнования. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, нор затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.
В этой игре
развивается умение
«ЗЕРКАЛО».
Двое играющих встают друг против друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движение другого.
«СОСЕД ПОДНИМИ РУКУ».
Играющие, стоят или сидят (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встанет внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «руки». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто – то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют
установленное время.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
«СОКОЛ И ЛИСА».
Выбирается сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какие – нибудь более сложные движения руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
«ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ НЕ БЕРИТЕ,«ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИТЕ». Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Черный, белый не берите,
После этого он ведет с участником игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто – то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет». Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.
Все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий ведет примерно такой разговор:
- Что продается в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
- Мягкий.
- А какой хлеб ты больше всего любишь: черный или белый?
- Всякий.
-Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной.
И т.д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, что – то рисуют и т. д.
ПРАВИЛА ИГРЫ. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Информация о работе Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта