Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:20, дипломная работа
Память - одна из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность - основаны на том, что образ воспринятого сохранился в памяти. Человек же, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком, ведь память - одна из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокий уровень интеллектуального развития.
Введение ....................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта
1.1 Особенности развития памяти .................................................................5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...........12
1.3Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта............................................................................21
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной группы...................26
2.2 Содержание и структура исследования.....................................................31
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.................................................................38
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования
3.1 Анализ результатов особенностей изучения памяти.............................
3.2 Основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта..........................50
Заключение.................................................................................................
Список литературы……….........................................................................
Все дети владеют санитарно - гигиеническими навыками. Но контроль за их выполнением нужен всем
В течение года работали над выполнением следующих задач:
В таблице 1 отражены данные, полученные в результате использования биографического метода (анализ протоколов ПМПК). Всем участникам эксперимента выставлен диагноз: легкая умственная отсталость.
Таблица1
Состав участников исследования.
№ п/п |
|
|
|
1 |
Вика Ч. |
23.03. 2002 |
Умеренная умственная отсталость |
2 |
Влад О. |
|
Легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи средней степени. |
3 |
|
|
Легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи легкой степени. |
4 |
Рома К. |
3.06. 2002 |
Легкая умственная отсталость |
5 |
Маша П. |
|
Легкая умственная отсталость |
6 |
Галя Ф. |
|
Легкая умственная отсталость. |
7 |
Лиза Ш. |
|
Легкая умственная отсталость |
Во многих исследованиях показано, что память учащихся с интеллектуальной недостаточностью под воздействием специального обучения развивается. Учащиеся специальных школ VIII вида успешнее припоминают тот материал, запоминание которого происходит с использованием разных вспомогательных средств и приёмов (картинок, плана, схем и т.д).
2.2 Содержание и структура исследования
Данный эксперимент проходил на базе Завьяловской СКОУ VIII вида Удмуртской республики. Участие в эксперименте принял 3 класс, всего учащихся 7 человек, из них 2 мальчика и 5 девочек.
Для эксперимента мы применили методику «Воспроизведение рассказов» (С.Я.Рубинштейн), предназначенную для исследования понимания и запоминания вербального материала, особенностей устной речи испытуемых. Мы заготовили 8 текстов, напечатанных на компьютере 24 шрифтом Times New Romаn и наклеили на картонки. Подобрали тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они предоставляют возможность последующего обсуждения.
Ход выполнения задания:
Детям давали прочитать рассказ, а потом они устно пересказывают прочитанное.
Оценка:
1 балл - воспроизведены все основные смысловые звенья;
0,5 балла - смысловые звенья рассказа воспроизведены с незначительными сокращениями;
0,25 балла - пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, наблюдается включение посторонней информации;
0 баллов - невыполнение.
. Рассказы для детей младшего школьного возраста (заимствованы из исследования Л.С. Славиной). Порядок проведения эксперимента может быть различен.
Рассказ 1
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Рассказ 2
Жила-была девочка Маша. Один раз хотела она пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.
Рассказ 3
Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.
Рассказ 4
Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.
Рассказ 5
Плохой сторож. У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
Рассказ 6
Галка и голуби.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
Рассказ 7
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
Рассказ 8
Строители.
Задумали звери построить мост. Каждый из них подал свое предложение. Заяц сказал: «Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а во-вторых, дешевле обойдется». «Нет,— возразил медведь,— если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний». «Разрешите, - вмешался осел в разговор.— Какой мост строить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить—вдоль или поперек реки?»
В ходе исследования по данной методике получили следующие результаты, которые показаны в таблице 2.
Уровни развития вербальной памяти по методике «Воспроизведение рассказов».
Испытуемые |
Уровни | |||
Класс |
количество |
высокий |
средний |
низкий |
3 |
7 |
1 уч-ся |
4 уч-ся |
2 уч-ся |
Т.е. мы обнаружили, что высокий уровень вербальной памяти имеет 1 учащийся 3 класса, 4 - имеют средний уровень и 2 ученика- низкий, т.е. большая часть класса может самостоятельно запомнить словесный материал. Однако, умственно отсталые дети репродуцировали смысловых единиц меньше, чем было в тексте. Понимание общего смысла текстов, в основном было правильным. Вместе с тем у части испытуемых наблюдались ошибки: искажение деталей сюжета сразу по нескольким направлениям, привнесение посторонних элементов и неполное понимание существа рассказа (невоспроизведение конфликта и вывода).
Анализ того, как умственно отсталые дети понимают содержание рассказа, выявил, что при воспроизведении текста испытуемые допускают искажения, неточности как значительные, так и менее существенные.
Итак, мы можем отметить, что уровень развития вербальной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью низок. Количество точно воспроизводимого материала было значительно меньшим. В ходе экспериментального изучения процесса выявили, что вербальной памяти мы выявили, что уровень произвольной умственно отсталые школьники не умеют пользоваться рациональными приемами запоминания.
Следующая методика "Сюжетная картинка Лето".
Перед ребёнком на 20 секунд кладётся картинка. Инструкция: "Рассмотрите внимательно картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать её". После чего эталон убирается и ребёнку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (указывается левый нижний угол). Там нарисован пруд; что находится в пруду и рядом с ним? Какие ещё животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (отмечается крестиком на чистом листе бумаги).
Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20 минут. Перед ребёнком кладём чистый лист бумаги. Инструкция: " Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне её, можно схематически, а можно просто ставить крестики и очертить границы той или иной фигуры или фрагмента"
Оценка:
1 балл - правильный ответ на все пять вопросов (произведены все детали картинки);
0,5 балла - правильный ответ на три вопроса из пяти эталонных после стимулирующей помощи;
0,25 балла - неточные ответы на два из пяти эталонных вопросов после подсказки или самокоррекции;
0 баллов - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Протоколы обследования зрительной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта представлены в виде водных таблиц ( таблица 3) по группе детей 3 класса к данной методике обследования.
Таблица 3
Состояние зрительной памяти, обследуемое по методике "Сюжетная картинка Лето".
Вопросы/ Ф.И испытуемого |
Какое время года на картинке? |
Сколько на картинке нарисовано человек? |
Какие животные и растения есть на картинке? |
Где на картинке заяц и птица с гнездом(отметить крестиком на чистом листе бумаги) |
1. Вика |
"Осень" |
"На картинке нарисовано три |
Много: собака, утка. Остальных |
"Заяц у воды". Отмечено правильно точкой на листке бумаги. Птицу ищет глазами, не может найти |
2. Влад |
Отказ от выполнения |
"Три" |
"На картинке нарисовано дерево, трава, цветочек, грибы, ёлки. В воде плавает утка. Собака бегает" остальных животных не называет. |
Отмечает крестиком лист чистой бумаги не |
3. Вера |
Невозможность ответить на вопрос |
"Два" |
"Растёт трава, деревья, грибы. В лесу живут зайцы |
Отмечает неуверенно зайца и птицу. |
4. Рома К. |
"Лето" |
"Пять" |
"Собака, утка, заяц. Цветок, деревья. остальных животных и растения не называет |
Рисует отвлечённые к рисунку предметы. а после исправления отказывается от выполнения. |
5. Маша П. |
Не называет |
"Три" |
"Собака, заяц" |
Верно отмечает птицу с гнездом крестиком на чистом листе бумаги. Не может вспомнить где находится заяц. |
6. Галя Ф. |
"Лето" |
"Три" |
Не называет |
Не отвечает |
7. Лиза Ш. |
"Лето" |
"Три" |
"Собака, заяц" |
Отмечает зайца и птицу на листке бумаги |
В результате диагностики состояния зрительной памяти по методике "Сюжетная картинка Лето" было выявлено, что у детей с нарушением интеллекта затруднено запоминание зрительных образов. Приведём количественную и процентную оценку воспроизведённых фигур в общем по группе. Вся группа младших школьников с нарушением интеллекта (даёт неточные ответы на два из пяти эталонных вопросов после подсказки или самокоррекции (100%).
Таким образом, можно сделать вывод, что большое количество умственно отсталых учащихся 3 класса не могут сохранять и воспроизводить материал достаточно полно. Изучение процессов памяти учащихся с интеллектуальной недостаточностью позволило сделать вывод о том, что для более полного воспроизведения предъявленного материала испытуемые нуждаются в помощи. Так же данное исследование позволяет сделать вывод, что вербальная память у учащихся данной категории находится на уровне ниже нормы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что память умственно отсталых учащихся 3 класса нуждается в коррекции и развитии.
2.3 Анализ результатов
констатирующего эксперимента
Из проведенного исследования
по двум методикам по развитию памяти младших
школьников можно сделать вывод о развитии
памяти у каждого ребенка. Данные представлены
в сводной таблице №4.
Анализ результатов констатирующего эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.
№ |
Имя |
«Воспроизведение рассказов» |
""Сюжетная картинка Лето" |
1 |
Вика |
7 (средний) |
|
2 |
Влад |
5 (низкий) |
|
3 |
Вера |
7 (средний) |
|
4 |
Рома |
7 (средний) |
|
5 |
Маша |
7 (средний) |
|
6 |
Галя Ф |
7 средний) |
|
7 |
Лиза Ш |
5 (низкий) |
В результате диагностики состояния зрительной памяти по методике "Сюжетная картинка Лето" было выявлено, что у детей с нарушением интеллекта затруднено запоминание зрительных образов. Приведём количественную и процентную оценку воспроизведённых фигур в общем по группе. Четыре младших школьника с нарушением интеллекта(...)дают правильные ответы на три вопроса из пяти эталонных после стимулирующей помощи (66,7%). Два младших школьника(...) дают неточные ответы из пяти эталонных вопросов после подсказки (33,3 %).
Информация о работе Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта