Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:20, дипломная работа
Память - одна из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность - основаны на том, что образ воспринятого сохранился в памяти. Человек же, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком, ведь память - одна из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует ее обладателю высокий уровень интеллектуального развития.
Введение ....................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей памяти школьников с нарушением интеллекта
1.1 Особенности развития памяти .................................................................5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...........12
1.3Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта............................................................................21
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной группы...................26
2.2 Содержание и структура исследования.....................................................31
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением интеллекта.................................................................38
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования
3.1 Анализ результатов особенностей изучения памяти.............................
3.2 Основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта..........................50
Заключение.................................................................................................
Список литературы……….........................................................................
«Фотоаппараты»
Игра на развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Вариант 1: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны, как можно подробнее описать его.
Вариант 2: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
«Игра в слова»
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Назови слова, которые ты запомнил.
«Птичка»
Каждому игроку дается название дерева. Ведущий начинает игру и говорит: "Прилетела птичка и села на дуб". Дуб должен ответить: "На дубу не была, улетела на елку". Елка вызывает следующее дерево и т.д. Кто прозевает, отдает фант. Когда игра закончится, фанты разыгрываются.
Вариант 11 «Запрещенное движение»
Игра развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними. Дети образуют круг. Руководитель заранее договаривается с ними, какое движение нельзя делать, например: присесть, захлопать в ладоши, помахать руками. Затем под музыку ведущий показывает различные движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра. Неожиданно ведущий показывает запрещенное движение. Тот, кто повторит его, должен будет спеть, сплясать, прочесть стихотворение и т.д. Можно усложнить игру, увеличивая количество запрещенных движений или заменяя запрещенные движения другими по договоренности, например, вместо запрещенного движения - поднять руки вверх, учащиеся должны присесть. До начала игры обязательна репетиция.
«Пиктограмма»
Еще одной методикой, применяющейся для исследования вербальной памяти может быть пиктограмма. Методика впервые была предложена Л.С. Выготским; ее описание было дано А.Р. Лурия (1930) [1, 8, 15, 25, 32].
Разработка методики принадлежит С.В. Логиновой (1972) [2, 8, 17, 44]. Представляет собой вариант изучения детей, страдающих нарушениями интеллекта. Для проведения эксперимента нужны чистая бумага и карандаши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: «вкусный ужин», «тяжелая работа», «счастье», «развитие», «печаль» и т. п.
Ребенку объясняют, что будет проверяться его память, можно сказать «зрительная память». Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово.
Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.
Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана необходимая помощь.
Дети с нарушением целенаправленности мышления часто не могут вспомнить ни одного слова (при воспроизведении называют картинки, а не слова), так как еще во время образования связи они как бы теряют основную цель работы – необходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова.
У детей с нарушениями интеллекта трудности образования связей проявляются уже в замедленном темпе выбора. Связи часто отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда же, напротив, имеют место излишняя детализация, обстоятельность в перечислении подробностей рисунка, которые как бы маскируют ту же бедность мысли. Иногда, сделав адекватный слову выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь.
Заключение
Таким образом, память умственно отсталых учащихся можно развивать различными упражнениями и играми. Игры и упражнения нужно подбирать так, чтобы учащимся было интересно выполнять предложенные задания. Игры, упражнения - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С их помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Учащийся может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать свои способности. Так же игры формируют у ребенка с нарушением интеллекта умение анализировать предметы, умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
На основании экспериментальной работы
у младших школьников с нарушением интеллекта
достаточно хорошо развита кратковременная
зрительная память и хорошо видна динамика
процесса заучивания, что говорит о том,
что дети были активны, внимательны и сосредоточены
во время выполнения заданий.
В целом анализ данных показал, что память
испытуемых по всем показателям достаточно
хорошая. Так же можно выделить характерные особенности
памяти умственно отсталых школьников.
Расстройства памяти у умственно отсталых
детей имеют определенные особенности,
которые проявляются в нарушении зрительной,
слуховой, эмоциональной, кратковременной,
долговременной памяти, а так же в нарушении
произвольного и непроизвольного запоминания.
Память учащихся с
интеллектуальной недостаточностью можно
значительно улучшить при условии
систематической и
Таким образом, изучив работы отечественных и зарубежных специалистов, мы выяснили, что психическое развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большими отклонениями. Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти, т.к. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у олигофренов имеют определенные особенности.
Психическое развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большими отклонениями. Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти, т. к. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у умственно отсталых учащихся имеют определенные особенности. Различные упражнения, игры и методики способствуют развитию психических процессов, а именно развитию памяти, мышления, воображения.
Использование стихотворных текстов для изучения памяти умственно отсталых младших школьников подтвердило то, что различными методиками можно развивать, диагностировать, усовершенствовать и получать достоверную информацию о вербальной памяти умственно отсталых школьников. Так же, методики помогают учащимся развивать не только память, но и связную речь это поможет им в дальнейшем обучении. С помощью этих методик учащиеся обогащают свой словарный запас, что поможет им адаптироваться в обществе, правильно общаться и подбирать нужные слова при общении с другими людьми.
Можно сделать вывод, что большое количество умственно отсталых учащихся 3 класса не могут сохранять и воспроизводить материал достаточно полно. Изучение процессов памяти учащихся с интеллектуальной недостаточностью позволило сделать вывод о том, что для более полного воспроизведения предъявленного материала испытуемые нуждаются в помощи. Так же данное исследование позволяет сделать вывод, что вербальная память у учащихся данной категории находится на уровне ниже нормы.
В результате проведения нашего исследования были реализованы поставленные цель и задачи работы. Исследуя данную проблему, мы исходим из важности развития памяти учащихся с нарушением интеллекта, как одного из важных психических процессов в овладении учебным материалом. На наш взгляд, данное исследование представляет собой особый интерес, а так же является актуальной.
Список литературы:
Информация о работе Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта