Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 02:05, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы и состояние научной разработки проблемы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня наука под названием «психология девиантного поведения» только начинает формироваться. Мы еще не имеем общепринятого определения и критериев девиантного поведения с точки зрения психологии, поэтому используем основные категориальные понятия социологии, криминологии, медицины. На наш взгляд, для характеристики девиантного поведения в психологии мы можем уверенно оперировать только совокупностью личностных качеств, определяющих ребенка со склонностью к девиантному поведению или с проявлениями определенных ее форм.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы курсовой работы и состояние научной разработки проблемы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня наука под названием «психология девиантного поведения» только начинает формироваться. Мы еще не имеем общепринятого определения и критериев девиантного поведения с точки зрения психологии, поэтому используем основные категориальные понятия социологии, криминологии, медицины. На наш взгляд, для характеристики девиантного поведения в психологии мы можем уверенно оперировать только совокупностью личностных качеств, определяющих ребенка со склонностью к девиантному поведению или с проявлениями определенных ее форм.
Вопрос о применении методов и форм профилактики девиантного поведения в педагогическом процессе до сих пор остается нерешенным по определенным причинам, важнейшими из которых являются отсутствие специалистов и целевых психолого-педагогических программ работы по профилактике девиантного поведения.
Изучение отклонений в поведении имеет свою многовековую историю. Несмотря на это интерес современных ученых к проблемам девиации является устойчивым и оправданным.
Формами социально-психологической помощи в работе с девиантными подростками является профилактика и коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сочетании когнитивных и суггестивных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений и т.п.. Комплексные коррекционные программы способствуют повышению уровня психического развития подростков, особенно в сфере индивидуальных качеств, однако имеют один существенный недостаток - они применяются лишь на той стадии, когда ребенок уже не скрывает анти-социальной направленности своего поведения - курение, употребление алкогольных напитков, сексуальные перверсии, дромомания, суицидальные попытки, мелкие кражи и т.п.. Мы же считаем, что ранняя профилактика, то есть предупреждение девиантного поведения может дать более эффективный результат.
Психолого-педагогические средства профилактики и коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме соединенного суггестивного и когнитивного воздействия. Такой влияние может применяться как в виде прямого внушения, так и упражнений, игр с элементами внушения и когнитивных действий, а также традиционных средств воспитания, адекватных возрасту подростков с коррекционными упражнениями, отвечающих индивидуально-типичным особенностям этой возрастной группы. Девиантность проявляется в различных формах социальной агрессии, тревожности, дезадаптации, враждебности.
Поведение, характеризующееся отклонением от принятых в обществе норм (девиантное поведение), по степени и географией распространения для огромной части населения Крыма является скорее социальной нормой.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании критериев разработки развивающих упражнений и коррекционных методик для активизации интеллектуальной деятельности в подростковом возрасте с использованием индивидуальной, групповой коррекционной работы.
Практическая ценность заключается в комплексном подходе к исследованию, развитию и коррекции личностных особенностей подростка, способствующие формированию девиантного поведения в подростковом возрасте.
Объектом курсовой работы является девиантное поведение.
Предметом исследования являются специфика проявления девиантного поведения подростков.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование форм девиантного поведения подростков.
Реализация основной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие девиантного поведения;
2. Проанализировать
формы проявления нарушения
3. Исследовать
девиантное поведение
4. Охарактеризовать
условия и причины
5. Выявить
особенности возникновения
Структура курсовой работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, выводы и список использованных источников.
Для диагностики нами были использованы следующие методики:
- Методика К.Леонгарда
- 16 PF - 16 личностных факторов - Р. Кеттела
- ПДО - Патохарактерологический диагностический опросник на выявление акцентуаций характера.
В переводе с латинского «девиация» означает отклонение. Исходным для понимания сущности девиантного поведения является понятие «норма».
Социальные нормы - это основанные на ценностях правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие действия и поступки людей, социальных групп, укрепляя стабильность и единство общества. Нормы воплощаются в юридических законах, морали, этикете. Выход за эти нормы расценивается обществом как девиантное поведение. В большинстве случаев она подлежит социальным санкциям - от общественного осуждения к уголовному наказанию [2, с. 63].
Социальные отклонения - это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе. Для того чтобы индивидуальные негативные отклонения получили качества социальных, нужны следующие условия:
- Одинаковая направленность таких отклонений в подобных групп людей в одинаковых условиях;
- Близость причин, вызывающих эти отклонения;
- Повторяемость,
устойчивость указанных
Следует заметить, что не всегда просто квалифицировать тот или иной поступок как девиацию. Дело в том, что нормы, стандарты в обществе подвижны, относительны, по-разному воспринимаются различными группами. В любом обществе есть поведение, которое отклоняется от общественных норм. Причем она бывает не только со знаком «-», но и со знаком «+», как прогрессивная, опережающий это состояние общества. В последнем случае она выступает как средство развития общества (например, диссидентство).
Отрицательные формы отклонений - это социальная патология (преступность, наркомания и т.д.). Эти проявления отклонений - дисфункциональные, наносят вред обществу и личности.
Больше девиация проявляется в периоды преобразований общественных систем, когда рушатся старые нормы, ценности, стереотипы, и люди теряют ориентиры. Именно поэтому эта отрасль социологии очень актуальна для современного состояния общества. Она должна устанавливать общие причины тех или иных видов девиации, чтобы помочь обществу восстановить контроль за поведением, предотвратить распад общества, нейтрализовать центробежные тенденции.
Социальные отклонения имеют для общества различное значение. Положительные является средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных, реакционных стандартов поведения. Это социальное творчество - научная, техническая, художественная, общественно-политическая. Отрицательные отклонения дезорганизуют систему, подрывая иногда ее основы. К ним относятся социальная патология - преступность, наркомания, проституция, алкоголизм. Границы между положительной и отрицательной девиантным поведением подвижны во времени и пространстве. Одновременно сосуществуют различные «нормативные субкультуры» [6, с. 19].
Девиантное поведение удачно классифицировал, по мнению социологов, Р. Мертон, который выделил несколько типов приспособления к аномии (патологического состояния общества):
- Конформизм
- пассивное принятие стандартов
поведения, безусловное признание
существующих порядков, норм, правил,
преклонение перед
- Инновация
- допускает согласие с
- Ритуализм - отрицает цель определенной культуры, но согласна использовать средства, которые одобряются социальное;
- Ретретизм (бегство от действительности) - наблюдается, когда человек одновременно отрицает цели и социальное одобрены средства их достижения. Лица, которые прибегают к этому средству, находясь в обществе, но не принадлежат ему;
- Мятеж - выражается в неприятии актов гражданского неповиновения.
Деформация социальных норм является основным фактором формирования различных форм девиантного поведения и соответствующих им поведенческих установок. Эта деформация может проявляться в:
- Отрыве социальной нормы от конкретных условий жизнедеятельности;
- Устарелости
или несовпадения их с
- Искаженном
или неполном отражении в
- Нестабильности,
неустойчивости и
- Разрушении
взаимосвязи ее структурных
- Ослаблении
или неприменении санкций, функциональной
неэффективности социальных
Социальные нормы деформируются под давлением трансформационных процессов в обществе, в связи с искривлением ценностных ориентаций в различных слоев населения.
Целью социологии девиантного поведения является анализ сущности девиантного поведения в условиях трансформации современного крымского общества, причин и факторов, детерминирующих этот вид поведения.
В связи с целью социология девиантного поведения решает следующие задачи:
- Выявить
и обозначить основные
- Рассмотреть сущность и содержание отклоняющегося поведения, как социального явления;
- Проанализировать
изменения в современной
- Проанализировать негативную девиантное поведение в условиях трансформации социума;
- Сравнить
виды и особенности
- Апликуваты
теоретические исследования
- Разработать пути снижения девиантного поведения в условиях трансформации общества.
Объектом социологии девиантного поведения является член общества в системе социальных изменений.
Предметом социологии девиантного поведения причины, факторы, обстоятельства, механизмы, детерминирующие девиантное поведение; особенности проявления различных видов отклоняющегося поведения.
Общепринятой точки зрения на причины девиации нет. Есть несколько теоретических подходов в объяснении этого феномена.
Биологический подход. В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо (1835 - 1909) установил связь между криминальным поведением и специфическими анатомо-физиологическими признаками преступника. На основе антропологических измерений осужденных он пришел к выводу о существовании «прирожденных преступников», которые составляют до 40 процентов общего количества осужденных (другие - это случайные преступники).
Им свойственны особые физические черты: сплющенный нос, редкая бородка, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы («атавистические» черты личности, возвращение к более ранней стадии эволюции человека). Эта теория была популярной в начале XX в., Но впоследствии ее вытеснили другие теории (таблицы, составленные Ломброзо, не подтвердились последующими исследованиями).
Известный американский врач и психолог У. Шелдон установил связь между строением тела и характерными личными качествами.
Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с другими людьми и потворство своим желаниям.
Мезоморф (тот, чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.
Эктоморф (отличается тонкостью и хрупкостью телосложения) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Из этих трех типов наиболее подверженными девиации считали мезоморфы.
В последнее время биологический подход проявляется в попытках объяснения девиации аномалиями половых хромосом девианта.
Активно разрабатывался психологическое направление в объяснении девиации. Уже в XIX в. обращалось внимание на значение таких состояний и характеристик личности, как «умственные дефекты", "дегенеративность», «дебильность», «психопатия».
З. Фрейд предложил гипотезу, согласно которой девиация обусловлено внутренней конфликтностью, присущей самой личности. Он ввел понятие «потенциальный преступник с чувством вины». Есть люди, которые хотят, чтобы их поймали и наказали, поскольку они чувствуют себя виноватыми. Однако вряд ли среди преступников найдется много таких, которые по своей воле стремились бы попасть в тюрьму [9, с. 73].
Теперь психологи утверждают, что особенности личности и мотивы ее действий влияют на все виды девиации (хотя есть и тесную связь с социальными факторами).Одним из механизмов формирования девиации является аддиктивная модель поведения (аддикция - пагубная страсть к чему-либо).
Сущность ее в том, что человек стремится изменить свое психическое состояние, принимая некоторые вещества или фиксируя внимание на каких-то предметах, видах деятельности. Процесс употребления таких веществ (алкоголь, наркотики), страсть к какому-либо предмету или деятельности (азартная игра и т.д.) сопровождается развитием интенсивных эмоций и приобретает таких размеров, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противостоянию аддикции.
Такая форма поведения характерна для людей с низкой способностью переносить психологические трудности, таких, которые трудно адаптируются к быстрой смене обстоятельств. Таким образом они стремятся просто и быстро достичь психофизического комфорта. Аддикция для людей - универсальное средство убежать от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивного типом поведения используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желанию. В результате нарушаются межличностные отношения, люди отчуждаются от общества.
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков