Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 02:05, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы и состояние научной разработки проблемы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня наука под названием «психология девиантного поведения» только начинает формироваться. Мы еще не имеем общепринятого определения и критериев девиантного поведения с точки зрения психологии, поэтому используем основные категориальные понятия социологии, криминологии, медицины. На наш взгляд, для характеристики девиантного поведения в психологии мы можем уверенно оперировать только совокупностью личностных качеств, определяющих ребенка со склонностью к девиантному поведению или с проявлениями определенных ее форм.
Таблица 2.2.
Коэффициенты корреляции общего числа акцентуации характера с отдельными их типами в основной и контрольной группах подростков | ||
Тип акцентуации |
Основная группа |
Контрольная группа |
Гипертимные |
0,28 |
0 |
Застревающие |
0,45 |
0 |
Эмотивные |
0,29 |
0 |
Педантичные |
0 |
0,27 |
Тревожные |
0,35 |
0,33 |
Циклотимни |
0,59 |
0,54 |
Демонстративные |
0,51 |
0,19 |
Возбуждающие |
0,47 |
0,45 |
Дистимической |
0,14 |
0,04 |
Экзальтированные |
0,69 |
0,34 |
В процессе исследования в группе девиантных подростков было также определено среднее количество акцентуации характера и обнаружен его взаимосвязь с психопатологическими синдромами. Так, у подростков с психопатоподобным синдромом этот показатель составляет 2,9, тогда как в группе подростков с преобладающим астенической симптоматикой - 3,53. Подростки, у которых нарушения поведения проявлялись в алкогольных и сексуальных эксцессах, асоциальных поступках, были в основном акцентуированные по гипертимного (63,3%), эмотивном (56,7%), экзальтированном (33,3%) типам. Такой <конгломерат> личностных особенностей требует большей сложности коррекционных мероприятий. Подростки, у которых девиации поведения оказывались в основном суицидальной поведением, акцентуированные разнообразнее: эмотивная (93,3%), гипертимного (56,7%), экзальтированные (53,3%), демонстративные (50,0%), циклотимный (43, 3%). Это дает основание считать совершенные акты аутоагрессии, <незапланированными> и возникшими под влиянием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Анализ результатов исследования по методике Р. Кеттела
Результаты исследования и их анализ
В таблице 2.3 приведены значения факторов по опроснику Кетелла
Таблица 2.3
№ |
Черта |
Испытуемые (средние показатели в стенах) | |
«Стабильные» подростки |
«Нестабильные» подростки | ||
A |
Добросердечие |
6 |
4 |
B |
Высокий интеллект |
7 |
4 |
C |
Эмоц. Устойчивость |
6 |
2 |
D |
Беспокойство |
3 |
7 |
E |
Доминантность |
3 |
8 |
F |
Безмятежность |
5 |
5 |
G |
Высокая совестливый. |
5 |
7 |
H |
Смелость |
6 |
4 |
I |
Мягкосердность |
7 |
8 |
L |
Подозрительность |
2 |
5 |
M |
Мечтательность |
6 |
5 |
N |
Проницательность |
5 |
4 |
O |
Чувство вины |
3 |
4 |
Q1 |
Гибкость |
8 |
5 |
Q2 |
Самостоятельность |
7 |
3 |
Q3 |
Контроль желаний |
9 |
4 |
Q4 |
Напряженность |
3 |
8 |
Приведенные данные показывают, что характерными чертами для «невротических» подростков являются: «беспокойство» (D), «высокая совестливость» (G), «мягкосердечность» (I), «склонность к чувству вины» (O), «напряженность» (Q4), «эмоциональная неустойчивость» (с). Конечно, появление большего числа неблагоприятных личностных черт в подростковом возрасте, обусловлено тем, что они вынуждены менять свою прежнюю форму поведения, приводить ее в соответствии с возникающими новыми требованиями. Происходят интенсивная психологическая перестройка личности, изучение себя, переживания новых ощущений, поиск и определение личностного статуса и многое другое объективно требуют от подростка изменения своей социальной роли и особенностей поведения, что, в свою очередь приводит к обострению социального восприятия. Таким образом, происходит как бы вытеснение иерархически недостаточно зрелых форм поведения другими новообразованиями
По данным КТЛ ранговая последовательность цветовых предпочтений аномальных подростков оказалась следующей: 25013647, т.е. в начале ряда располагались зеленый и фиолетовый, в конце - желтый и черный цвета.
Как известно, каждому цвету в этом тесте присуща определенная эмоционально-личностная характеристика. Так, для красного цвета характерна активность, при голубом - приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой, зеленый воспринимается как доминантный, желтый - как активность при низкой моральной оценке, фиолетовый характеризуется эгоизмом, коричневый символизирует слабость и зависимость, черном приписываются различные негативные характеристики, серый - слабость и пассивность.
Мы провели сравнительный анализ «нестабильных» подростков, которые ставили тот или иной цвет на 1-2-й позиции, с показателями нестабильных подростков, которые ставят этот же цвет на другие позиции. Оказалась, что преимущество синего цвета сочетается с достоверно более низкими показателями по шкале в 16 PF, зеленого - со снижением профиля по шкалам F и I, красного с более низкими показателями по шкале В и более высокими по шкале Q2. Положение синего цвета в начале ряда сочетается с низкими уровнями тревожности. Перемещение синего цвета в конец ряда связано с повышением уровня тревожности, неуверенностью в себе, снижением настроения. Подростки, которые ставят зеленый цвет в начало ряда, характеризуются повышенной активностью, переоценкой собственных сил, независимостью, вместе с тем, для них характерны повышенный уровень тревоги, напряженность, раздражительность, чувствительность к стрессогенных воздействий.
Результаты диагностики по методике ПДО представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Сводная таблица акцентуации характера подростков (по методике ПДО)
Акцентуация характера |
Е |
Ш |
Г |
ЛИ |
ЛС |
ЛП |
С |
ГН |
Л |
И |
9 «А» |
6 |
6 |
4 |
1 |
- |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
9 «В» |
7 |
4 |
6 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Общие показатели по двум классам % |
23% |
18% |
18% |
7% |
4% |
5% |
9% |
5% |
7% |
4% |
Проанализировав таблицу 2.3., можно сказать, что у подростков встречают как чистую, так и смешанную акцентуации. В ходе исследования мы не встретили подростков циклоидного, астено-невротического, конформного типов. Наибольший процент занимают Эпилептоидные, шизоидная, гипертимная акцентуация. Исходя из анализа работ различных психологов, мы убедились в том, что эта акцентуация наиболее свойственна подростковому возрасту
Из таблицы 2.4 видно, что эпилептоидные и шизоидная акцентуации встречаются у подростков занимающих неблагоприятное положение среди сверстников, а гипертимная у лидеров и подростков тех, что чувствуют себя в коллективе уверенно.
Таблица 2.4
Сводная таблица взаимосвязей акцентуации характера и положением подростков среди сверстников.
|
Е |
Ш |
Г |
ЛИ |
ЛС |
ЛП |
С |
ГН |
Л |
И |
I круг |
- |
- |
4% |
- |
- |
- |
- |
- |
2% |
- |
II круг |
4% |
- |
9% |
5% |
- |
5% |
5% |
5% |
2% |
- |
III круг |
10% |
16% |
5% |
2% |
4% |
- |
2% |
- |
- |
5% |
IV круг |
9% |
2% |
- |
- |
- |
- |
2% |
- |
- |
2% |
Просмотрев таблицу становится ясно, что подростки, занимающие благоприятное положение в классе, имеют Г, Л, ГН, ЛИ, С типа акцентуации характера. Подростки, которые чувствуют себя некомфортно среди сверстников, имеют Е, Ш, С, И акцентуация характера.
Итак, наши исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, то есть существует взаимосвязь между акцентуацией характера и межличностными отношениями подростков в кругу сверстников.
На основе
проведенной экспериментально-
Таким образом, в «нестабильных» подростков выявлено наличие глубокого внутриличностного конфликта, состоящий из фрустрированной потребности в эмоциональных привязанностях и компенсаторном лидерстве в социальных отношениях. При этом ориентация на социальные достижения (без возможности реально их обеспечить) увеличивает эмоциональную депривацию, что служит дополнительным источником, как учебных, так и семейных конфликтов.
На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что важным психологическим фактором в патогенезе личностного развития является формирование патологического стереотипа эмоционального реагирования, вследствие ранней эмоциональной депривации.
Исследование показало, что личностные факторы определяют готовность подростков к конкретного взаимодействия с окружением, его эмоциональная ранимость не позволяет однозначно прогнозировать характер последствий, развивающиеся при личностных расстройствах. Однако особенности эмоционального личностного реагирования и состояния личных адаптационных систем создают специфический тип поведения в индивидуально значимых жизненных ситуациях. Выделение у подростков доминирование в личностном пространстве тенденций к фрустрации позволит считать некоторые факторы личностного пространства как таковыми, способные привести к развертыванию внутреннего личностного конфликта.
Таким образом, исследование девиантного поведения в мировой психологической литературе представлены достаточно широко, а в современной отечественной психологии и педагогике является определяющим, так как именно девиантное поведение препятствует социализации личности, ее становлению и формированию, развитию ее гражданского самосознания.
Ухудшение социальной ситуации в последние годы привело к увеличению количества детей, живущих в исключительно сложных социальных условиях.
Серьезный дефицит позитивного влияния на молодое поколение приводит к тому, что у детей и подростков доминирующими чувствами стали тревога, агрессия, социальная пассивность, страх. Беспокоит и тот факт, что в научный оборот введено даже понятие «дети группы риска», что, конечно, не украшает социальное положение в государстве.
Современные ученые в отношении несовершеннолетнего с различного рода отклонениями в развитии, накладывают своеобразный отпечаток на поведение, используют термины: «трудные дети» (К.Лебединська, М.Райська, М.Раттер, Л.Славина); «Трудные подростки» (Л.Зюбин, В.Степанов, Д.Фельдштейн и др.)., К категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуация характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении;«Аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включает патологическое состояние (Л.Пожар); «Дезадаптивные дети» (С.Беличева); «Дети, живущие под специальной заботой» (Л.Кошич); дети «группы риска» (И.Невський); «Дети с нарушениями в аффективной сфере» (К.Лебединська, М.Райська, Г.Грибанова, Л.Славина). Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики применения этих понятий нет, время не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении (асоциальное, ненормативная, противоправное, преступное поведение) (Е.Иванов, Л.Шипицина, Г.Сафина). На наш взгляд, более правомерным является использование обобщающего термина - «поведение, отклоняющееся от нормы», в любом случае до тех пор, пока ребенку не установлено медицинского диагноза или не вынесен юридического приговора.
Довольно часто о негативных проявлениях поведения говорят как о специальное средство, психологическая защита, рассматривается в медицинской психологии, имея в виду только аномалии психического развития.
Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности, по мнению выдающихся психологов (З.Фрейд, Адлер, А.Рубинштейн, И.Кон), предусматривает, что определенный подросток тяжелый как для себя, так и для других.
Физическая нестабильность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная незрелость, неблагоприятные микро- и макросоциальные отношения - все это факторы риска, наличие которых, безусловно, делает этот трудный возраст еще тяжелее.
Еще в раннем детстве расстройства процесса становления личности могут сопровождаться различными проявлениями антисоциальной направленности, такими, как: причинение вреда принадлежащей другим собственности, экспансивность, жестокость в отношении животных. Различий в уровне агрессивности становятся заметными уже в возрасте двух лет. С возрастом признаки агрессивности меняются, хотя устойчивость их сохраняется.
Девиации в подростковом и юношеском возрасте возникают также и как ответ на неспособность личности реализовать свои личностные тенденции к самоактуализации. Поэтому, профилактика и преодоление девиаций возможны путем обучения человека способов самореализации, которые стали источником личностного роста и позитивности Я-концепции, в целом способствовать психологическому благополучию подростка или молодого человека.
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков