Особенности проявления девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы и состояние научной разработки проблемы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня наука под названием «психология девиантного поведения» только начинает формироваться. Мы еще не имеем общепринятого определения и критериев девиантного поведения с точки зрения психологии, поэтому используем основные категориальные понятия социологии, криминологии, медицины. На наш взгляд, для характеристики девиантного поведения в психологии мы можем уверенно оперировать только совокупностью личностных качеств, определяющих ребенка со склонностью к девиантному поведению или с проявлениями определенных ее форм.

Файлы: 1 файл

Osobennosti_proyavlenia_diviantnogo_povedenia_u (1).doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 2.2.

Коэффициенты корреляции общего числа акцентуации характера с отдельными их типами в основной и контрольной группах подростков

Тип акцентуации

Основная группа

Контрольная группа

Гипертимные

0,28

0

Застревающие

0,45

0

Эмотивные

0,29

0

Педантичные

0

0,27

Тревожные

0,35

0,33

Циклотимни

0,59

0,54

Демонстративные

0,51

0,19

Возбуждающие

0,47

0,45

Дистимической

0,14

0,04

Экзальтированные

0,69

0,34


 

В процессе исследования в группе девиантных подростков было также определено среднее количество акцентуации характера и обнаружен его взаимосвязь с психопатологическими синдромами. Так, у подростков с психопатоподобным синдромом этот показатель составляет 2,9, тогда как в группе подростков с преобладающим астенической симптоматикой - 3,53. Подростки, у которых нарушения поведения проявлялись в алкогольных и сексуальных эксцессах, асоциальных поступках, были в основном акцентуированные по гипертимного (63,3%), эмотивном (56,7%), экзальтированном (33,3%) типам. Такой <конгломерат> личностных особенностей требует большей сложности коррекционных мероприятий. Подростки, у которых девиации поведения оказывались в основном суицидальной поведением, акцентуированные разнообразнее: эмотивная (93,3%), гипертимного (56,7%), экзальтированные (53,3%), демонстративные (50,0%), циклотимный (43, 3%). Это дает основание считать совершенные акты аутоагрессии, <незапланированными> и возникшими под влиянием неблагоприятных внешних обстоятельств.

Анализ результатов исследования по методике Р. Кеттела

Результаты исследования и их анализ

В таблице 2.3 приведены значения факторов по опроснику Кетелла

Таблица 2.3

Черта

Испытуемые (средние показатели в стенах)

«Стабильные» подростки

«Нестабильные» подростки

A

Добросердечие

6

4

B

Высокий интеллект

7

4

C

Эмоц. Устойчивость

6

2

D

Беспокойство

3

7

E

Доминантность

3

8

F

Безмятежность

5

5

G

Высокая совестливый.

5

7

H

Смелость

6

4

I

Мягкосердность

7

8

L

Подозрительность

2

5

M

Мечтательность

6

5

N

Проницательность

5

4

O

Чувство вины

3

4

Q1

Гибкость

8

5

Q2

Самостоятельность

7

3

Q3

Контроль желаний

9

4

Q4

Напряженность

3

8


 

Приведенные данные показывают, что характерными чертами для «невротических» подростков являются: «беспокойство» (D), «высокая совестливость» (G), «мягкосердечность» (I), «склонность к чувству вины» (O), «напряженность» (Q4), «эмоциональная неустойчивость» (с). Конечно, появление большего числа неблагоприятных личностных черт в подростковом возрасте, обусловлено тем, что они вынуждены менять свою прежнюю форму поведения, приводить ее в соответствии с возникающими новыми требованиями. Происходят интенсивная психологическая перестройка личности, изучение себя, переживания новых ощущений, поиск и определение личностного статуса и многое другое объективно требуют от подростка изменения своей социальной роли и особенностей поведения, что, в свою очередь приводит к обострению социального восприятия. Таким образом, происходит как бы вытеснение иерархически недостаточно зрелых форм поведения другими новообразованиями

По данным КТЛ ранговая последовательность цветовых предпочтений аномальных подростков оказалась следующей: 25013647, т.е. в начале ряда располагались зеленый и фиолетовый, в конце - желтый и черный цвета.

Как известно, каждому цвету в этом тесте присуща определенная эмоционально-личностная характеристика. Так, для красного цвета характерна активность, при голубом - приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой, зеленый воспринимается как доминантный, желтый - как активность при низкой моральной оценке, фиолетовый характеризуется эгоизмом, коричневый символизирует слабость и зависимость, черном приписываются различные негативные характеристики, серый - слабость и пассивность.

Мы провели сравнительный анализ «нестабильных» подростков, которые ставили тот или иной цвет на 1-2-й позиции, с показателями нестабильных подростков, которые ставят этот же цвет на другие позиции. Оказалась, что преимущество синего цвета сочетается с достоверно более низкими показателями по шкале в 16 PF, зеленого - со снижением профиля по шкалам F и I, красного с более низкими показателями по шкале В и более высокими по шкале Q2. Положение синего цвета в начале ряда сочетается с низкими уровнями тревожности. Перемещение синего цвета в конец ряда связано с повышением уровня тревожности, неуверенностью в себе, снижением настроения. Подростки, которые ставят зеленый цвет в начало ряда, характеризуются повышенной активностью, переоценкой собственных сил, независимостью, вместе с тем, для них характерны повышенный уровень тревоги, напряженность, раздражительность, чувствительность к стрессогенных воздействий.

Результаты диагностики по методике ПДО представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Сводная таблица акцентуации характера подростков (по методике ПДО)

Акцентуация характера

Е

Ш

Г

ЛИ

ЛС

ЛП

С

ГН

Л

И

9 «А»

6

6

4

1

-

2

4

2

3

1

9 «В»

7

4

6

3

2

1

1

1

1

1

Общие показатели по двум классам %

23%

18%

18%

7%

4%

5%

9%

5%

7%

4%


 

Проанализировав таблицу 2.3., можно сказать, что у подростков встречают как чистую, так и смешанную акцентуации. В ходе исследования мы не встретили подростков циклоидного, астено-невротического, конформного типов. Наибольший процент занимают Эпилептоидные, шизоидная, гипертимная акцентуация. Исходя из анализа работ различных психологов, мы убедились в том, что эта акцентуация наиболее свойственна подростковому возрасту

Из таблицы 2.4 видно, что эпилептоидные и шизоидная акцентуации встречаются у подростков занимающих неблагоприятное положение среди сверстников, а гипертимная у лидеров и подростков тех, что чувствуют себя в коллективе уверенно.

Таблица 2.4

Сводная таблица взаимосвязей акцентуации характера и положением подростков среди сверстников.

 

 

Е

Ш

Г

ЛИ

ЛС

ЛП

С

ГН

Л

И

I круг

-

-

4%

-

-

-

-

-

2%

-

II круг

4%

-

9%

5%

-

5%

5%

5%

2%

-

III круг

10%

16%

5%

2%

4%

-

2%

-

-

5%

IV круг

9%

2%

-

-

-

-

2%

-

-

2%


 

Просмотрев таблицу становится ясно, что подростки, занимающие благоприятное положение в классе, имеют Г, Л, ГН, ЛИ, С типа акцентуации характера. Подростки, которые чувствуют себя некомфортно среди сверстников, имеют Е, Ш, С, И акцентуация характера.

Итак, наши исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, то есть существует взаимосвязь между акцентуацией характера и межличностными отношениями подростков в кругу сверстников.

На основе проведенной экспериментально-исследовательской работы мы разработали ряд предложений и мероприятий, предлагаем использовать учителям, психологу, родителям, для работы с детьми, занимающие неблагоприятное положение среди сверстников, а особенно с изгоями.

Таким образом, в «нестабильных» подростков выявлено наличие глубокого внутриличностного конфликта, состоящий из фрустрированной потребности в эмоциональных привязанностях и компенсаторном лидерстве в социальных отношениях. При этом ориентация на социальные достижения (без возможности реально их обеспечить) увеличивает эмоциональную депривацию, что служит дополнительным источником, как учебных, так и семейных конфликтов.

На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что важным психологическим фактором в патогенезе личностного развития является формирование патологического стереотипа эмоционального реагирования, вследствие ранней эмоциональной депривации.

Исследование показало, что личностные факторы определяют готовность подростков к конкретного взаимодействия с окружением, его эмоциональная ранимость не позволяет однозначно прогнозировать характер последствий, развивающиеся при личностных расстройствах. Однако особенности эмоционального личностного реагирования и состояния личных адаптационных систем создают специфический тип поведения в индивидуально значимых жизненных ситуациях. Выделение у подростков доминирование в личностном пространстве тенденций к фрустрации позволит считать некоторые факторы личностного пространства как таковыми, способные привести к развертыванию внутреннего личностного конфликта.

ВЫВОДЫ

Таким образом, исследование девиантного поведения в мировой психологической литературе представлены достаточно широко, а в современной отечественной психологии и педагогике является определяющим, так как именно девиантное поведение препятствует социализации личности, ее становлению и формированию, развитию ее гражданского самосознания.

Ухудшение социальной ситуации в последние годы привело к увеличению количества детей, живущих в исключительно сложных социальных условиях.

Серьезный дефицит позитивного влияния на молодое поколение приводит к тому, что у детей и подростков доминирующими чувствами стали тревога, агрессия, социальная пассивность, страх. Беспокоит и тот факт, что в научный оборот введено даже понятие «дети группы риска», что, конечно, не украшает социальное положение в государстве.

Современные ученые в отношении несовершеннолетнего с различного рода отклонениями в развитии, накладывают своеобразный отпечаток на поведение, используют термины: «трудные дети» (К.Лебединська, М.Райська, М.Раттер, Л.Славина); «Трудные подростки» (Л.Зюбин, В.Степанов, Д.Фельдштейн и др.)., К категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуация характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении;«Аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включает патологическое состояние (Л.Пожар); «Дезадаптивные дети» (С.Беличева); «Дети, живущие под специальной заботой» (Л.Кошич); дети «группы риска» (И.Невський); «Дети с нарушениями в аффективной сфере» (К.Лебединська, М.Райська, Г.Грибанова, Л.Славина). Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики применения этих понятий нет, время не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении (асоциальное, ненормативная, противоправное, преступное поведение) (Е.Иванов, Л.Шипицина, Г.Сафина). На наш взгляд, более правомерным является использование обобщающего термина - «поведение, отклоняющееся от нормы», в любом случае до тех пор, пока ребенку не установлено медицинского диагноза или не вынесен юридического приговора.

Довольно часто о негативных проявлениях поведения говорят как о специальное средство, психологическая защита, рассматривается в медицинской психологии, имея в виду только аномалии психического развития.

Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности, по мнению выдающихся психологов (З.Фрейд, Адлер, А.Рубинштейн, И.Кон), предусматривает, что определенный подросток тяжелый как для себя, так и для других.

Физическая нестабильность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная незрелость, неблагоприятные микро- и макросоциальные отношения - все это факторы риска, наличие которых, безусловно, делает этот трудный возраст еще тяжелее.

Еще в раннем детстве расстройства процесса становления личности могут сопровождаться различными проявлениями антисоциальной направленности, такими, как: причинение вреда принадлежащей другим собственности, экспансивность, жестокость в отношении животных. Различий в уровне агрессивности становятся заметными уже в возрасте двух лет. С возрастом признаки агрессивности меняются, хотя устойчивость их сохраняется.

Девиации в подростковом и юношеском возрасте возникают также и как ответ на неспособность личности реализовать свои личностные тенденции к самоактуализации. Поэтому, профилактика и преодоление девиаций возможны путем обучения человека способов самореализации, которые стали источником личностного роста и позитивности Я-концепции, в целом способствовать психологическому благополучию подростка или молодого человека.

Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков