Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 02:05, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы и состояние научной разработки проблемы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня наука под названием «психология девиантного поведения» только начинает формироваться. Мы еще не имеем общепринятого определения и критериев девиантного поведения с точки зрения психологии, поэтому используем основные категориальные понятия социологии, криминологии, медицины. На наш взгляд, для характеристики девиантного поведения в психологии мы можем уверенно оперировать только совокупностью личностных качеств, определяющих ребенка со склонностью к девиантному поведению или с проявлениями определенных ее форм.
Гармоническое развитие содержательных сторон взрослости подростка, есть развитие его интеллектуальной, трудовой и морально-этической взрослости, ведет к тому, что подражание внешним формам взрослости (манера поведения) не выходит из разумных пределов и не занимает в жизни подростка значительного места.
Подростку присуще неудержимое влечение к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами. Это стремление важно направить в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.
Влияние товарища-ровесника на формирование подростка является довольно значительным, более того - неизбежным, его не следует бояться.
Подростки во многом стараются пользоваться такими же правами, как и взрослые. Если последние учитывают их стремление, взаимоотношения с подростками развиваются бесконфликтно. Это бывает тогда, когда взрослый видит и уважает в ребенке личность, сохраняя при этом лидирующие позиции [26, с. 72].
Очень важно, чтобы изменения отношения взрослого к подростку опережали требования подростка, а не были лишь ответом на них. Если ребенок сам, по своей инициативе начинает ломать рамки отношений, которые не удовлетворяют его, то взрослый может оказаться в положении человека, сквозь призму уступать свои позиции. А это может привести к конфликту, в результате которого развивается отчужденность, взаимное непонимание.
Подросток вовсе не отрицает права взрослых вмешиваться в его жизнь, он только ищет приемлемое для него соотношение заботы взрослых и собственной независимости.
В переходной период процесс социогенеза высших психических функций приводит к новым сложных взаимосвязей между ними. Если же пытаться глубже познать, в чем заключается новый тип развития в данном возрасте, то он, прежде всего, включает образование новых связей, новых взаимосвязей, новых структурных сочетаний между различными психическими функциями: мышлением, памятью, воображением, чувством, волей и др.. Новый виток в развитии психических функций меняет иерархию различных сфер социальной жизни подростка. Ведь овладение собственным поведением основано на качественных внутренних изменениях этих функций. Многие особенности поведения подрастающего человека зависит от когнитивного (умственного) развития в этот период жизни. Первые шаги качественных преобразований характеризуются тем, что мышление становится менее предметным и наглядным.
С мыслительной деятельностью происходят изменения, которые определяют переход к абстрактному и формального мышления. Становится возможной классификация неоднородных объектов, анализируются новые сочетание предметов и категорий, принимаемых в речи абстрактные выражения, выдвигаются различные идеи, сопоставляются друг с другом различными способами [26, с. 48].
Появляется логическая система, на основе которой связываются факты жизни, что позволяет подростку анализировать, обобщать и конкретизировать ситуации, события, явления независимо от реальных обстоятельств. Особым достижением можно считать овладение способностью систематически строить гипотезы, делать выводы и экспериментальное проверять, в случае необходимости, их истинность. Построение гипотез связано с формированием идеальных представлений.
Идеальная форма, по современным исследованиям ученых (К.Н. Поливанова), понимается как некая самодостаточное авторское действие. Так, подросток овладевает способностью в идеальной форме создавать замысел, осуществлять его, получать продукт и тем самым реализовывать собственно спроектирован замысел, выступая при этом автором идеальной формы данной проективной деятельности.
Подросток становится способным не только проектировать возможность, но может «подниматься» над действительностью методом планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он учится рефлексировать на свои умственные действия и операции и переживать от этого интеллектуальные чувства. Возникает рефлексия по поводу собственных мыслей, что дает возможность различать противоречия между словом и поступком. Мышление использует новые возможности для создания идеалов, которые не обязательно реализуются в действиях.
Подросток может думать одно, а говорить другое. Может выработать идеалы семьи и пытаться предъявить претензии к миру взрослых и даже осуществить бунт против них. Это во многом результат новой способности мыслительной процесса - оперирование идеальными формами [28, с. 50].
Большинство современных работ по изучению мыслительного процесса подростков выходят из идей Ж. Пиаже. Ученый считал, что развитие мышления на стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни человека.
Именно по этому поводу Ж. Пиаже писал, что социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействий субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, переданных мышлению (коллективные логические нормы). В таком случае присвоенные социальные взаимодействия вырабатывают новые возможности мышления.
Потребность в социальных контактах и является предпосылкой создания многочисленных подростковых группировок. Неосознаваемая цель взаимоотношений со сверстниками состоит в стремлении подростка а социальной актуализации (не остаться незамеченным, обратить на себя внимание).
Каждый из подростков по-своему интегрируется в общество. Это может проявляться в индифферентном, активном или напряженном поведении.
В сознании современных подростков, которые в основном ориентируются в социальных контактах на взрослых, доминируют не школа, не обучение, не отдых, а общество и общество. Они мотивационно готовы к усвоению норм и ценностей общества, проявляя одновременно недостаточную способность к самореализации [7, с. 76].
Потребность подростка достичь в своем развитии уровня, на котором находится общество, обусловливает изменение его отношения к окружающему. Однако эту потребность и ее реализацию отделяет грань, которая определяется социальными закрепленными позициями детства и взрослого мира.
Эта «зона отчуждения» проявляется в агрессивности и страха подростков, в раздражении и тревоге взрослых. Наиболее распространенными являются два устойчивые типа позиций подростка, имеющих принципиально разное социально-психологический смысл: промежуточные «Я в обществе» и узловые «Я и общество». В реальной жизни объединения этих позиций на передний план выходит то одна, то другая.
Практика взаимоотношений свидетельствует решающую роль позиции «Я и общество», ведь подростковый этап социализации отличается наиболее выраженной индивидуализацией, самодетерминация, самоуправлением растущего человека, который не просто становится субъектом, но и осознает себя таковым.
Подросток критически относится к сказанному собеседником, написанного в книгах, средствах массовой коммуникации, требует от взрослых целенаправленной работы по формированию объективных оценок социума.
Эта возрастная особенность способствовать социализации подростков, накоплению ими положительного социально-психологического и нравственного опыта при условии, что их будут учить находить в реальных явлениях положительное и отрицательное, объективно оценивать их, предвидеть развитие и корректно выражать свое отношение к ним. Иначе неизбежно будет разрыв между сознанием и поступком, между словом и делом, неразвитость опыта поведения, неумение соотносить нравственные нормы с реальной деятельностью.
Вследствие этого моральное сознание подростков не станет регулятором их индивидуального поведения. Чем хуже отношения подростка с взрослыми, тем чаще он обращается к сверстникам и больше от них зависит. Значительную роль в становлении и личностном самоопределении подростков играют референтные группы как институты социализации.
Традиционные отношения между людьми считают важными этнопсихологическими и социально-психологическими механизмами регуляции общения и деятельности в обществе. Они детерминируют выработку системы нравственных отношений, воздействий и воспитания подрастающей смены в целом. Однако это не страхует от всех проблем. Одной из них является то, что подросток воспитан в духе глубокого уважения к традициям, моральным нормам, которые иногда связаны с весьма специфическими культурными условиями, обладает относительно уникальной, социальное ограниченной совокупности стереотипов и представлений. Попадая в инновационную систему социализации, в другие условия становления и воспитания, что требует высокой адаптивности, готовности воспринимать и усваивать много стереотипов и представлений, которые могут противоречить усвоенным ранее, он может растеряться, оказаться неспособным самостоятельно все осмыслить. При отсутствии квалифицированной помощи это может привести его девиантному (лат. deviatio - отклонение) поведению [19, с. 11].
Многие социально-психологические черты «маргинальной человека» порождены двойственностью норм и стереотипов поведения.
Такая ситуация (подросток попадает в новую систему социализации) может возникнуть, например, когда школьник из села переезжает в города или переходит из одного института социализации в другой (из семьи в школу, из школы в колледж, университет).
«Свобода города» часто оборачивается для подростка из сельской местности дискомфортом, одиночеством. И чем больше город, тем более частой является эта тенденция. Это обязывает воспитателя помочь выходцу из села адаптироваться к новым условиям, а жителю города какой-то степени приобщиться к сельским стереотипам, ритуалам, представлений. Процесс такой адаптации связан с потерей некоторых индивидуальных свойств с обеих сторон.
Таким образом, подростковый возраст - это пора специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир индивида, так и сферу его межличностных отношений.
Эмпирическое исследование мы проводили в старших (10-х классах) Киевской средней школы № 45. Обратившись к школьному психологу этой школы, мы отобрали группу старшеклассников (n = 20), в анамнезе которых были различные невротические проявления, характерные для патохарактерологическому развитию (сужение круга интересов, эгоистичность, повышенная капризность, раздражительность, упрямство и т.п.). Эта группа подростков была названа нами условно нестабильной группой.
Для диагностики нами были использованы следующие методики:
- Методика К.Леонгарда
- 16 PF - 16 личностных факторов - Р. Кеттела
- ПДО - Патохарактерологический
диагностический опросник на
выявление акцентуаций
Коротко остановимся на описании использованных методик исследования:
1.16 PF - 16 личностных факторов - Р. Кеттела
В исследовании, был использован опросник Кеттела (16-PF), с помощью которого было обследовано подростков.
Выбор опросника Кеттела обусловлен следующими соображениями. Известно, что существенным для теории Р. Кеттела является предположение о возможности описания личности как комбинации некоторого конечного числа отдельных, независимых свойств. Любая личностное свойство понимается как биполярная шкала, на которой индивид может быть представлен условным обозначением. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или «первичной черты» и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума. Согласно Кеттела, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагирования определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Иными словами, черты представляют собой гипотетические психические структуры, проявляющиеся в поведении, обусловливающих определенную ее стратегию.
2.
ПДО - Патохарактерологический
Для диагностики кризисного состояния лица (особенно лица подростка, хотя эта методика может применяться и для людей старше 20 лет) можно использовать методику «ПДО» А. Е. Личко.
Распознавание типа акцентуации у подростка является важным практическим задачам. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.
В 1970 г. А.Е.Личко был составлен и апробирован предназначен для подростков Патохарактерологический опросник. Опросник предназначен для определения типов характера при психопатиях, психопатическом развития, а также при акцентуации характера.
Анализ результатов исследования по методике К. Леонгарда
Изучение личностных особенностей подростков, и в частности акцентуации характера, проводилось с помощью адаптированного для подросткового возраста варианта методики Леонгарда - Шмишека. Была выявлена различная акцентуация характера как в основной, так и контрольной группе подростков (таблица 2.1.).
Таблица 2.1.
Типы акцентуации характера у подростков (частота в%) | ||
Тип акцентуации характера |
Основная группа |
Контрольная группа |
Гипертимного |
60,0 |
51,2 |
Что застревает |
15,0 |
12,5 |
Эмотивный |
75,0 |
71,2 |
Педантичный |
17,0 |
26,2 |
Тревожный |
10,0 |
16,2 |
Циклотимный |
33,0 |
57,5 |
Демонстративный |
38,0 |
23,7 |
Возбуждающий |
27,0 |
38,7 |
Дистимичный |
3,0 |
3,7 |
Экзальтированный |
43,0 |
55,0 |
Возникает вопрос: какая акцентуация характера вносит наибольший вклад в развитие девиантного поведения? Мы попытались выяснить его методом корреляционного анализа (табл. 2.2). Оказалось, что в группе девиантных подростков в порядке убывания степени значимости акцентуаций характера распределились следующим образом: экзальтированные, циклотимные, демонстративные, возбудимые, тревожные, эмотивная, гипертимные. Одновременно выяснилось, что среди социально адаптированных подростков общее количество акцентуации характера меньше - всего пять: циклотимный, возбуждающий, экзальтированный, тревожный, педантичный типы.
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков