Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 02:05, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы и состояние научной разработки проблемы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня наука под названием «психология девиантного поведения» только начинает формироваться. Мы еще не имеем общепринятого определения и критериев девиантного поведения с точки зрения психологии, поэтому используем основные категориальные понятия социологии, криминологии, медицины. На наш взгляд, для характеристики девиантного поведения в психологии мы можем уверенно оперировать только совокупностью личностных качеств, определяющих ребенка со склонностью к девиантному поведению или с проявлениями определенных ее форм.
Новейшие из них отмечают характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.
В бывшем СССР длительное время изучения девиации осуществлялось в рамках научных дисциплин (криминологии, суицидологии, др.).. Нельзя не назвать М.Н.Гернета (1874-1953) - специалиста в области уголовного и пенитенциарного права, но начата им работа была прервана в 30-х гг Социологическое исследование проблемы началось в конце 60-х начале 70-х годов XX в. Сложились исследовательские центры, например, в Ленинграде (Афанасьева, Я. Гилинский), Москва - (Г.Заиграев, Б.Леви, др.).. Значительные заслуги в развитии и институционализации социологии девиантного поведения академика В.Н.Кудрявцева. Отклоняющегося поведения, к началу 70-х гг изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические исследования, ориентированные на изучение девиантного поведения, как социального явления, впервые стали практиковаться в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х г.г. У истоков нового направления стояли В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, и др.. Считается, что наибольший вклад в его развитие внесли В. Н. Кудрявцев и Я. И. Гилинский.
Подростковый возраст - период перехода от детства к взрослости, интенсивного становления чувств и воли, направленности, готовности жить и действовать так, как живут и действуют взрослые.
Подросток осознает себя взрослой личностью. Растет его активность, происходит ценностная переориентация под влиянием стремления быть взрослым. Однако ведет он себя еще как ребенок. Его развитию свойственно много противоречий.
Подросток будучи еще ребенком, уже – не совсем ребенок, он имеет некоторые черты взрослого, но - еще не взрослый, пытается обсуждать свои стремления, действия, как это делают взрослые, но своеобразно, по-детски. Именно это противоречие в психическом развитии требует в общении с ним значительного такта, осторожности, деликатности, которые являются существенными в процессе нормального становления его личности.
Стремление к самостоятельности особенно характерно для подростков. В нем проявляется чувство взрослости и потребность в ее признании взрослыми. Самооценка приобретает не меньшее значение, чем оценка его взрослыми. Стремление разобраться в себе и своих особенностях, желание сравнить себя с другими и оценить их качества порождают повышенную чувствительность к оценке личностных качеств, поведения, отношения к себе в целом. Это основная причина уязвимости подростка, его немотивированным, необоснованных, с точки зрения взрослых, бурных реакций на замечания [27, с. 296].
Нравственные чувства, которые еще находятся на стадии формирования, усвоенные нормы поведения определяют содержание и направленность его действий. Однако в поведении не всегда сочетаются слова, чувства и действия. Некоторые из них не осознают связи между известными им общими нормами и собственным поведением в конкретной ситуации.
Этот возрастной период отличается бурным течением эмоций, внезапными изменениями эмоциональных состояний, переживаний, настроений, переходами от подъема к несдержанности, шумности, от чрезмерной подвижности к спокойствию, равнодушию. В динамике эмоций оказываются отношения подростка с близкими людьми, коллективом, успехи в деятельности. К внезапным изменениям настроения могут привести плохая оценка, разочарование в друге, невнимательность взрослых к интересам и чувствам, бестактный способ вмешательства в его эмоциональную жизнь.
Моральные качества связаны с волевыми. В этот период укрепляется сила воли подростка, его самообладание, возрастает способность к преодолению трудностей, проявления решительности и настойчивости. Но подросток не всегда правильно понимает, в чем именно заключается сила воли. Иногда упрямство, с помощью которой он глупо добивается осуществления своих нецелесообразных желаний, воспринимается им как положительное волевое качество. За силу воли иногда принимается негативизм, который проявляется в нежелании подчиняться разумным требованиям взрослых и правилам поведения. Волевыми поступками подростки порой считают и нелепые выходки, которые требуют значительных усилий (не спать двое суток, проколоть кожу иглой). Это свидетельствует о неправильном их представлении о истинной силе воли.
Коллектив имеет важное значение в формировании личности подростка. Одной из характерных его черт является стремление к самоутверждению. Желание занять свое место в коллективе, быть лидером, заметным или малозаметным исполнителем, активным или пассивным, действовать ради коллектива или для себя является проявлением внутренних, недостаточно осознанных позиций ребенка. Но в процессе их проявления, оценки коллективом подросток под воздействием коллективного мнения начинает осознавать свои устремления, притязания, поступки и место в коллективе, становится субъектом воспитания.
Особое значение приобретают дружба и товарищество, которые становятся активными, набирают новых форм: просто товарищи, близкий товарищ, друг. Важным фактором формирования личности подростка являются дружеские отношения с родителями. В этом возрасте теряют свое значение «управление» и «подчинение», категорическое подражания авторитета. И это естественно, ведь подросток является уже почти взрослым, имеет собственные оценочные суждения, умеет их отстаивать и доказывать. Дружба между родителями и детьми - один из каналов воспитательного воздействия на ребенка. Только дружеские отношения вызывают подростка на откровенность, помогают узнать о переживаниях ребенка, влиять на них, используя для этого силу собственного опыта и авторитета.
Подростки требуют особого внимания, любви к себе. Трудности исчезают, если воспитатели понимают изменения, происходящие в психической жизни детей, способствуют реализации подростков, соответственно организуя различные виды их деятельности, взаимоотношения в коллективе, участие в общественной жизни [1, с. 12].
Личность подростка - достаточно сложный феномен. Важными социально-психологическими новообразованиями подросткового возраста является личностное самоутверждение, взрослость, потребность в общении, интенсификация контактов, просмотр прошлых убеждений и представлений, формирование нового мировоззрения, усвоение ценностей и норм подростковой среды и тому подобное.
В различных межличностных отношениях подросток пытается выяснить, как к нему относятся другие. В отношении к родителям обнаруживаются признаки эмансипации (отстаивания своей точки зрения, побег из дома и т.п.). В старшем подростковом возрасте он выходит на общение с обществом, в результате чего появляются авторитеты, подросток находит не только в среде непосредственного взаимодействия, но и в прессе, компьютере и т.д..
Поступление в кровь гормонов, которые вырабатываются органами внутренней секреции, вызывают у подростков то обостренное, то ослабленное восприятие окружающего мира, спад или подъем работоспособности и энергии, что сопровождается перепадами настроения, чрезмерными прерываниями.
Внутренний мир подростка, постоянно усложняясь, требует интимности и отмежевания от любых, иногда даже доброжелательных, внешних воздействий. Пребывание наедине со своими проблемами может способствовать как укреплению его самостоятельности, так и возникновению определенной отчужденности.
В подростковый период возникают половые влечения и связанные с ними новые переживания. К тому же изменяется состояние некоторых нервных центров, что делает для него значимой информации сексуального характера. Это побуждает развитие потребности в признании себя представителями противоположного пола. В классе появляются влюбленные пары, культивируются дружеские отношения. Для социальной психологии значительный интерес представляют характерные для подросткового возраста явления акселерации и инфантилизма [26, с. 100].
Акселерация - ускоренное соматическое развитие и физиологическое созревание подростка, что проявляется в увеличении массы тела, ранних сроках полового созревания.
Эти особенности нередко порождают различные психологические коллизии - смысловые барьеры, конфликты, аффективные формы поведения и т.д..
Инфантилизм (лат. infantilis - детский) - сохранение в психике и поведении подростка особенностей, присущих детскому возрасту. Такой подросток отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, что проявляется в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, заниженной критичности для себя подобное. Усиливают инфантилизм не только различные аномалии деятельности мозга и желез внутренней секреции, но и недостатки образования и воспитания.
Речь идет о таких стилях влияния взрослых на подростков, как диктат, опека и вседозволенность.
Попытки родителей навязать детям свое мнение, отдалить от общества сверстников, во всем потакать может привести к негативным последствиям - задержки в формировании не только двигательных умений и навыков, недостаточной физической силы, но и в неумении общаться, сдерживать свои эмоции, желания.
Вполне возможно появление и другой проблемы: тяготение к младшим, которыми можно управлять и среди которых легче маскировать свою несостоятельность.
В связи с неравномерным ускорением роста, непропорционально развитием костей и мышц у подростков наступает временная дисгармония в координации движений, вызывает серьезные эмоциональные переживания, ведь им хочется нравиться себе и другим, иметь привлекательную внешность. Важным условием самосознания подростка является самооценка своей внешности. Безобидная на первый взгляд шутка в его адрес может вызвать или острый конфликт, или глубокие переживания. Подростки, которые по своим физическим особенностям выделяются среди сверстников, более склонны к неблагоприятного воздействия социально-психологической среды, что способствует формированию отрицательного - «Я-Концепции», зависимости от окружения или борьбы с ним [5, с. 201].
Важным социально-психологическим новообразованием подросткового возраста является взрослость.
Проявляется она как новый уровень притязаний, прогнозирует будущее состояние, которого подросток фактически еще не достиг.
Это порождает типичные возрастные конфликты и их отражение в самосознании подростка.
Чувство взрослости вступает в противоречие с реальным статусом в семье и школе, что провоцирует негативные формы самоутверждения: если подросток способен проявить себя и доказать другим свою взрослость общепризнанными социально-нравственными нормами и одобряемыми способами, он пытается делать это любым путем, иногда не прибегая к аморальным или асоциальным поступкам, манере общения.
В подростковом возрасте теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, а важнейшими становятся отношения со сверстниками. Проявляются глубинные потребности подростков в развертывании социально-нравственных связей.
В общении с ровесниками у подростков формируется не только первое, серьезнее по сравнению с ранними возрастными связями, общество, в котором они получают поддержку и могут достичь самовыражения, но и реализуется потребность в общественном признании их социальной значимости.
Общение как определенная деятельность играет важную роль в жизни подростка. Любые отношения преимущественно возникают в процессе деятельности и общения. То есть можно рассматривать такие понятия как социальная и межличностная коммуникация. Межличностная коммуникация - это такая форма коммуникации, во время которой в ролях как коммуникатора так и реципиента выступает отдельный вид [26, с. 59].
Ролевая межличностная коммуникация связана с общением людей как представителей отдельных социальных групп, а не как личности.
Социальная коммуникация - это форма коммуникации, которая осуществляется технических средств и охватывает большое количество вероятных адресатов, реципиентов, поскольку связана с передачей массовой информации, которая ориентирована на большие группы.
Несмотря на строгие правила и сложившиеся кодексы чести и обязанностей, большинство подростков стремятся к референтной группе. Она создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка, закрепляет его внутренние позиции. При всей ориентации на утверждение своего «Я» среди сверстников, некоторые подростки отличаются личностным конформизмом. Конформные подростки зависимы от других и стремятся выполнить все, на что их толкает группа. Однако, при неудовлетворенности межличностными отношениями в группе, подросток стремится к поиску другой группы, которая больше соответствует его запросам [27, с. 73].
В подростковом возрасте возникают психологические основы для настоящей дружбы. Ровесник начинает интересовать уже не как хороший или плохой соучастник конкретного дела, а сам - как самоценность, как человек с определенными душевными, внутренними качествами. Подросток отчетливо сознает и проводит границу между просто товарищем и другом, которому можно довериться, с которым можно часами разговаривать о сокровенном и без которого тоскливо и плохо.
Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социальных взаимодействий, то это благоприятно влияет на становление его личности. В такой среде существует взаимная заинтересованность друг в друге, а общение становится настолько аттракциона, что подростки часто забывают об уроках и домашних обязанностях. Свои планы и тайны они доверяют не родителям, а лучшему другу. При этом подросток в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпя никаких обсуждений или комментариев по поводу не только недостатков, но и достижений друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как посягательство на право выбора подростка, на его самостоятельность и свободу.
Противоречивость внутренней позиции подростка в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой - испытывает тревогу и опасения, что не справится с новыми задачами. Он ждет от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто признать это. Такая сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-ровесника. Это различие основано на различии социальных позиций взрослого и молодого человека. «Взрослый друг рядом» - это лозунг должен быть важнейшим условием воспитания и развития подростка. Неукоснительное выполнение этого условия может обеспечить благополучное формирование личности подростка.
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков