Особенности проявления девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы и состояние научной разработки проблемы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня наука под названием «психология девиантного поведения» только начинает формироваться. Мы еще не имеем общепринятого определения и критериев девиантного поведения с точки зрения психологии, поэтому используем основные категориальные понятия социологии, криминологии, медицины. На наш взгляд, для характеристики девиантного поведения в психологии мы можем уверенно оперировать только совокупностью личностных качеств, определяющих ребенка со склонностью к девиантному поведению или с проявлениями определенных ее форм.

Файлы: 1 файл

Osobennosti_proyavlenia_diviantnogo_povedenia_u (1).doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Социализация заключается в усвоении индивидом социального опыта в виде норм, видов деятельности, форм общения и перевода этого опыта во внутренние, собственные регуляторы активности. До сих регуляторов относятся мотивы, привычки, установки, стереотипы и т.д.. Целью социализации является обеспечение включения личности в социальную среду, создания условий для максимальной реализации ее психологического потенциала, побуждение к саморазвитию. В процессе социализации несовершеннолетний разной степени, но неизбежно проходит через жизненные кризисы, накопления противоречий, возможно, из-за задержек и даже срывы, мучительные, искаженные формы самоутверждения и признания окружающими. Необязательным, но реально вероятным следствием этого является возникновение неблагоприятных психологических новообразований, которые оформляются в черты, свойства личности. Это жестокость, цинизм, грубость, нигилизм, дерзость.

В социально-психологическом плане определяющим фактором, который подталкивает несовершеннолетнего к неблагоприятной линии общего формирования личности, является отсутствие или потеря психосоциальной идентичности. По мнению Э. Эриксона, потребность в психосоциальной идентичности, является социогенного по своей природе, закладывается у человека на уровне базовых потребностей - самосохранение, репродукции и т.п.. Она заключается в принятии собственного образа как такового, принадлежащего к определенной социальной группе, общности и выполняет соответствующую социальную роль. Идентичность данных (не достигается) когда попытка личности включиться в привлекательную, референтную для нее социальную группу не находят поддержки и признания. Идентичность теряется, когда резкое изменение социального окружения, собственного статуса и роли переживается личностью в виде обстоятельства, которая поражает самолюбие, мешает социальному признанию и самореализации.

Таким образом, дефекты социализации на стадии подросткового возраста приводят к неблагоприятному (аномальному) формированию личности. Это проявляется, в частности, в возникновении негативных психологических новообразований, отсутствии или потере психосоциальной идентичности, деформированных потребностях. Конечным результатом является склонность к девиантному поведению, поиск подходящих ситуаций а также создание условий, благоприятных для ее проявления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2003. – 439 с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2003. – 350с.
  3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2003. – 528с.
  4. Бушуєва Т. В. Проведення психодіагностичного обстеження. – К.: НПУ, 2005. – 94 с.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  7. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл, 2005. — 1135 с.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 224 с.
  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 224 с.
  10. Графічні методики в психодіагностиці та психокорекції. – Вінниця: Континент-ПРИМ, 2000. – 28с.
  11. Дроботун М. М., Уличний І. Л. Психодіагностика та розвиток пізнавальної сфери. – Кіровоград: РВЦ КДПУ ім. В.Винниченка, 2001. – 74с.
  12. Евдокимов В. И. Проективная психодиагностика. – Кировоград: ГЛАУ, 2000. – 200с.
  13. Комінко С. Б., Кучер Г. В. Кращі методи психодіагностики. – Т.: Карт-бланш, 2005. – 408 с.
  14. Корольчук М. С., Осьодло В. І. Психодіагностика. – К.: Ельга; Ніка-Центр, 2004. – 399 с.
  15. Морозов С. М., Музичко Л. В., Тімакова А. В. Психодіагностика: тести. Методика та практики застосування: Навч.-метод. посібник / Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. Інститут післядипломної освіти. – К., 2004. – 221с.
  16. Обозов Н. Н. Возрастная психология: юность и зрелость / Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. — СПб.: СаиВеда, 2000. — 135 с.
  17. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 444 с.
  18. Пасніченко А. Е. Психометричні основи психодіагностики. – Чернівці: Рута, 2006. – 78 с.
  19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Психология" / А.А. Крылов (ред.), С.А. Маничева (ред.). — 2. изд., доп. и перераб. — С.Пб.: Издательство С.-Петербургского ун-та "Питер", 2000. — 560с.
  20. Психодіагностика. – К.: Шкільний світ, 2002. – 112 с.
  21. Самошкіна Л. М., Лазаренко В. І. Психодіагностика. – Д.: РВВ ДНУ, 2001. – 44с.
  22. Скребець В. О. Основи психодіагностики. – К.: Слово, 2003. – 192 с.
  23. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2003. – 624 с.
  24. Терлецька Л. Г. Основи психодіагностики. – К.: Главник, 2006. – 144 с.
  25. Фурман А. В. Психодіагностика особистісної адаптованості. – Т.: Економічна думка, 2003. – 64с.
  26. Эльконин Б. Д. Психология развития. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. — 143 с.
  27. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М., 1995. — 416с.
  28. Ямницький В. М. Психологія життєтворчої активності особистості.. — Рівне: РДГУ, 2004. — 360 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Диагностика личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард)

Модификация данной методики, выполненная С.Шмишеком Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) отличается от оригинальной только формулировкой вопросов стимульного материала. Ключи, шкалы, обработка и принципы интерпретации результатов совпадают по сути.

Назначение теста

Методика предназначена для выявления различных уровней акцентуированности личности. Акцентуации рассматриваются как крайние варианты нормы, а не патологии. Леонгард полагал, что акцентированные люди не являются ненормальными. Более того, отмечал он, человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться как в отрицательном, так, видимо, и в социально-позитивном направлении. По мнению Леонгарда, акцентированным личностям присуща готовность к особенному, то есть как социально-положительному, так и социально-отрицательному поведению.

По данным К.Леонгарда, доля акцентированных личностей составляет примерно 50% взрослого населения. В силу этого данная методика может быть использована в самых разных психодиагностических и психокоррекционных целях.

Инструкция к тесту

Вам будут предложены утверждения, касающиеся некоторых особенностей вашего характера и поведения. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+», если нет – знак «-». Над вопросами долго не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов нет.

Тестовый материал

1. У вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Бывает ли, что у вас навертываются на глаза слезы в кино, театре, в беседе?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли вы центром внимания в обществе, в компании?

8. Бывает ли, что вы без причины пребываете в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете, если вас кто-нибудь обидел?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться одним из лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может, такое чувство бывает и теперь?)

17. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

18. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У вас несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу, овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, стремитесь ли вы сразу поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у вас бывает колебание настроения без причины?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадаете в гнев?

31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно-веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33. Как вы думаете, получится из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови, не вызывает ли он у вас неприятных ощущений?

36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?

38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости, тщательности, такой работе, где надо действовать быстро, но требования к качеству невелики?

40. Общительный ли вы человек?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы из дома в детстве?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу было просто невыносимо?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы проверить, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не может случиться?

49. Преследует ли вас иногда мысль, что с вами или с вашими близкими может что-то случиться?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам доказывать свою позицию (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравятся работы, требующие энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь своей цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся у вас в голове?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое усилие, напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы вещи в вашей квартире были точно на своем месте?

62. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении, вы на следующий день встаете с подавленным, недовольным настроением, длящимся несколько часов?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывает ли у вас головная боль?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с тем, кого вы явно не уважаете, не любите, не цените?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень часто переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключен ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В молодости вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности (театр, танцы и т. п.), а может, вы участвуете и теперь?

74. Вы расцениваете будущее несколько пессимистически, без ожиданий радости?

75. Часто ли вас тянет поехать куда-нибудь путешествовать?

76. Может ли ваше настроение меняться так резко, что вы из состояния радости становитесь вдруг угрюмым, подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей или в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу своей тетради, если случайно ставили на ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверием?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли так, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь выпасть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решений?

86. Вы становитесь менее сдержанными и более свободным, если принимаете алкоголь?

87. В беседе вы щедры на слова?

88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, чтобы забыть о том, что это только игра?

Ключ к тесту

Условное название шкалы

Наименование шкалы

Знак ключа

№ вопросов

Коэффициент выравнивания

Г

Гипертимности

+

1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

х 3

З

Застревания, ригидности

+

2,15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

х 2

-

12, 46, 59

Эм

Эмотивности

+

3,13, 35, 47, 57, 69, 79

х 3

-

25

П

Педантичности

+

4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

х 2

-

36

Т

Тревожности

+

16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

х 3

-

5

Ц

Циклотимности

+

6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

х 3

Дм

Демонстративности

+

7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

х 2

-

51

В

Возбудимости, неуравновешенности

+

8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

х 3

Дис

Дистимности

+

9, 21,43, 75, 87

х 3

-

31, 53, 65

ЭК

Экзальтированности

+

10, 32, 54, 76

х 6


 

Обработка и интерпретация результатов теста

Результаты оцениваются по 10 характерологическим шкалам.

Подсчитайте количество ответов «да» и количество ответов «нет» по каждой шкале с помощью приведенного ключа. Каждое совпадение с ключом равно 1 баллу. Максимальная сумма баллов равна 24. Учитывая неоднозначную количественную представленность исследуемых шкал, вводится коэффициент выравнивания, вследствие чего сумма полученных «сырых» баллов умножается на дифференцированный коэффициент. Так, при 8 утверждениях в шкале полученный результат умножается на 3, при 12 – на 2, при 4 – на 6.

Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков