Особенности психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

Файлы: 1 файл

Психология дошкольного возраста.docx

— 104.72 Кб (Скачать файл)

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом  развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное  не то, как он протекает, а то, к  чему он приводит. Появление таких  качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Что могут сделать родители?

обращаясь к ребенку, формулировать свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)  вести себя с ребенком, как с равным (спрашивать разрешение, беря его вещь)   попробовать дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны  нужно  быть последовательными,  если сказали «нет», следовать принятому решению.  Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными.  Проявить терпение, если ребенок сопротивляется предложению  родителей, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.

Если у ребенка началась истерика,   следует  переждать ее, а потом объяснить как «правильно» себя вести и почему (родителям  следует  быть готовыми к тому, что одного раза недостаточно).

3.Что является зоной ближайшего развития и зоной актуального развития в следующих возрастных периодах.

Зона  ближайшего  развития – это область ещё не  созревших,  но  созревающих психических процессов.  Зона  ближайшего  развития  определяет  перспективу развития  ребёнка. Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Зона актуального  развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи завтра будет выполняться самостоятельно.

 Учитывая тот факт, что методология определения зоны ближайшего развития связана с возможностью ребенка делать с помощью взрослого то, что он не может сделать или решить самостоятельно, мы полагаем, что индивидуальная величина ЗБР связана с тем, какую именно из базовых личностных структур (совокупный субъект новообразования и ведущей деятельности) может реализовать ребенок с помощью взрослого, и какая из форм общения делает эту помощь реально действующей. При этом, согласно исследованию [7, 8], величина помощи взрослого обратно пропорциональна уровню общения и совместной деятельности, достигнутого ребенком. Другими словами, чем меньше у ребенка зона ближайшего развития, тем на более примитивной и низкой ступени развития общения он может принять подсказку взрослого

Возрастные периоды

Зона ближайшего развития

Зона актуального развития

Раннее детство

Орудийно-предметная деятельность является  ведущей

 

Дошкольное детство

Сюжетно – ролевая игра в качестве ведущей деятельности дошкольного периода развития создает для ребенка зону ближайшего развития, и поэтому в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем. Помимо этого, именно в игре в качестве центрального психологического новообразования дошкольного возраста совершенствуется воображение.  В этом возрасте игра и воображение практически неотделимы друг от друга (Л.С. Выготский писал, что игра - это воображение в действии).

По мере развития игровой  деятельности ребенок научается владеть ею самостоятельно и она становится его актуальным. В игре на первый план выдвигается правило, а ее процессуальная, реально исполнительная часть сворачивается и максимально вербализуется, тогда как воображение начинает реализоваться ребенком преимущественно в реальных ситуациях. Чтобы достигнутые возможности стали зоной актуального развития ребенка, взрослый строит с ним такое общение и совместную деятельность, где ее процессуальная часть непосредственно связана с уже освоенной ведущей деятельностью, а ее оценочная, смысловая часть оказывается заимствованной из следующего периода развития.

Младшее школьное детство

Зона ближайшего развития связана с такой "особой" деятельностью, которая по своему способу является игрой, а ее личностный смысл задается учебной деятельностью, характерной для младших школьников. Это специфическая, своеобразная игра, где надо что-то реально померить, написать или посчитать. В начале зона ближайшего развития связана с возникновением и развитием центрального психологического новообразования этого возраста и с соответствующей ведущей деятельностью, то к концу этого периода зона ближайшего развития оказывается своеобразно связанной с новообразованием и ведущей деятельностью следующего литического периода. Индивидуальные же особенности зоны ближайшего развития касаются особенностей общения ребенка со взрослым.

Переход в зону актуального развития  связан, с умением ребенка встраиваться в контекст взрослого и внутренне отождествляться с ним.

Подростковый возраст

Показателем  зоны  ближайшего  развития  является  общение со сверстниками в пространстве общественно-полезной деятельности, способность  к  усвоению  знаний,  восприимчивость  к  помощи  других,  откликаемость на  побуждения к умственному развитию,  исходящие извне,  к личностному развитию,  активность  ориентировки в новых социальных  условиях. 

Знания, оперирование  отдельными  учебными  действиями, умениями, навыками, владения целостной  деятельностью  в  единстве  её  компонентов.  Сформированная  учебная  деятельность(самостоятельная  постановка  задач  в обучении, реалистическая  самооценка в  деятельности). Умственное  развитие (внутренний  план  действий,  теоретическое  мышление, владение  его операциями(анализ,  синтез), активность и  инициатива  в решении задач, нестандартные  способы  мышления). Нравственные  поступки  в  поведении  и  учении  согласованность  знаний.  

Ранняя юность

В ранней юности  - общение со взрослыми в пространстве учебной деятельности, приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей.

Осознаются способы достижения, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия, свои способности и склонности поставленных жизненных целей.





                    

 

 

 Личностное развитие в онтогенезе соотносится с периодами психического развития, но имеет свои закономерности и особенности.

 

2. Базовая личностная  структура представляет собой  совокупность субъектов центрального  психологического новообразования  и ведущей деятельности.

 

3. Ведущая деятельность  позволяет встроить в процесс  развития и ассимилировать новообразование  критического периода и создает  условия для развития новообразования  литического возраста.

 

4. Величина зоны ближайшего  развития связана с той формой  общения ребенка, при которой  помощь со стороны взрослого  становится реально действующей.

 

5. Ребенок в пространстве  между двумя взрослыми, один  из которых предстоит (противостоит) ему, а другой помогает ребенку  "изнутри" (совместно с ним), имеет условия, необходимые для  изменения границ зоны ближайшего  развития.

     

     4. Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса трех лет.

Кризис  трёх  летнего  возраста  - этап  онтогенеза,  сопровождающийся резкой  и кардинальной  перестройкой  сложившихся личностных  новообразований у детей и переходом к новому  типу  взаимоотношений с   окружающими.

 

      Выготский выделяет три общих особенности.

1. Границы, определяющие  начало и конец кризиса от  смежных  возрастов, в высшей  степени неотчетливы - трудно  определить момент его наступления и окончания.  В середине периода наступает резкое обострение - своеобразная  кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни.

2. Значительная часть  детей, переживающих критические  периоды, обнаруживает трудновоспитуемость.  Дети как бы выпадают из  системы педагогического воздействия,  которая еще совсем недавно  обеспечивала нормальный ход  их воспитания и обучения. В  критические возрасты развитие  ребенка часто сопровождается  более или менее острыми конфликтами  с окружающими и с болезненными  внутренними конфликтами.

 

3. Развитие в эти периоды,  в отличие от устойчивых возрастов,  совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности затухает, а на первый план выступают процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предшествующей ступени развития.

 

Выготский  пишет, что как и всякая жизнь есть в то же время и умирание, так и детское развитие - это одна из сложнейших форм жизни - с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания.

 Анализируя кризис, Выготский отмечает, что нельзя исходить только из теоретической схемы

Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые, это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т. е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту. (В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта).  Негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития.

 

  Упрямство. Это реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличается отношением к мотивировке (сходное с негативизмом), т. е. ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется,   новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось.

 

Строптивость. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания. Ее отличительное свойство – тенденциозность- проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.

 

Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.

 

Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

 

Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку).

 

Деспотизм в семье с  одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок  стремится проявлять деспотическую  власть над членами семьи. Он диктует  свои условия. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей  служит источником ревности к другим детям.

 

Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого  деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?

 

Выготский  считал,  что протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

  Последствия основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства.

   Приводя примеры из собственной клинической практики, Выготский прослеживает в осложнениях кризиса, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.

 

  В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

  Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.

Симптомы  кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка. Это выводы Выготского.

  Самое главное - удовлетворять потребность ребенка в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме.

           

                  5. Определение филогенеза.

 

Термин «филогенез», или  «филогения» используют для обозначения  исторического развития живых организмов: как всего органического мира Земли, так и отдельных таксонов (от царств до видов). Термин «филогенез»  ввел Э. Геккель в 1866 г.

Филогенез – процесс  становления  психических  структур  в  ходе  биологической  эволюции  вида  или  социокультурной  истории человечества  в целом.

Филогене́з  (от греч. phýlon — род, племя и ...генез), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп — видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царственный филогенез изучается в единстве и взаимообусловленности с индивидуальным развитием организмов — онтогенезом. Понятие  филогенез обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.

Информация о работе Особенности психического развития