Особенности психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

Файлы: 1 файл

Психология дошкольного возраста.docx

— 104.72 Кб (Скачать файл)

 

     Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях. По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.  В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.

 

     По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

 

      По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа.  Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

 

    По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии–прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

 

Экскурсия–концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

 

Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

 

Экскурсия может  рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

– экскурсия–урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

– экскурсия–демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или  производственными процессами;

– пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой  форму проверки знаний и навыков  у экскурсантов при разработке ими новой экскурсионной темы.

 

   Цель показательной экскурсии – продемонстрировать образец того или иного методологического приема (показа, рассказа, логического перехода от одной подтемы к другой) на конкретном объекте,  раскрыть определенную подтему.

 

  В заключении можно  отметить, что деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит условный характер, однако необходимо, так как имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.

 

Экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность  ребёнка, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.

 

Общими признаками для  всех экскурсий являются следующие:

 

1. Наличие экскурсантов (группы  или индивидуалов).

 

2. Наличие квалифицированного  экскурсовода, проводящего экскурсию.

 

3. Протяженность экскурсии  во времени (от 45 минут до 3-4 часов).

 

4. Протяженность экскурсии  в пространстве – движение  участников экскурсии по заранее  составленному маршруту.

 

5. Показ экскурсионных  объектов на месте их естественного  или искусственного (в музее, на  выставке) расположения.

 

6. Целенаправленность проведения  экскурсии (наличие темы, в процессе  раскрытия которой решаются задачи  экскурсии).

 

7. Активная деятельность  участников экскурсии (экскурсовода  и экскурсантов).

 

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие  экскурсией и превращает его в  любительскую прогулку, прогулку выходного  дня, турпоход, тур, просмотр видео- или  кинофильма, лекцию, устный журнал и  т. п.

 

   Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.   Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

 

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

 

  Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета. Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

   Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений.

 

  Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является после экскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

 

   Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

 

Перечисленные выше функции  экскурсии являются базовыми, однако  наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

 

  Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

 

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

 

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет  как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться  и другие функции.

 

   В  итоге  можно  сказать,  что деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

 

                   4.Методика организации и проведения экскурсий.

  Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него теме. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Этапы подготовки экскурсии

Успех проведения экскурсии  во многом зависит от подготовки педагога  учеников. На предварительной беседе устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками  можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.

Если экскурсия  выходит за рамки помещения, следует  предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом для лучшей ориентации на местности.   Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту.   За день-два до проведения экскурсии педагогу следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты и объекты экскурсии. Это поможет выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по в бранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах.

 В план подготовки экскурсии входит.

1.Определение темы экскурсии.  Следует тщательно продумать и обосновать  тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии  так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии. 

Темами экскурсии  могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.Тема,      которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану образовательных занятий, она поможет в большей степени усвоить полученные знания.

  1. Определение целей экскурсии.

Целями экскурсии  могут выступать:

● воспитание патриотизма

● интернациональное  воспитание;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

● экологическое  воспитание;

● показ достижения населенного пункта в экономике  страны;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с  особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Определение экскурсионного объекта, который будет рассматриваться в ходе экскурсии, и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Информация о работе Особенности психического развития