Особенности психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

Файлы: 1 файл

Психология дошкольного возраста.docx

— 104.72 Кб (Скачать файл)

  В психологии под  филогенез или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание и, опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, показал специфику общественно-исторически обусловленного развития психики человека переход к сознанию.

 

 

 

                              Список  литературы.

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999.

 

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000.

3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

5.Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 352 с. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001.

6.Психология  человека  от  рождения  до  смерти.  Психологический  атлас  человека. Под  редактированием  А.А.Реана – М.: АСТ;СПб.: прайм  - Еврознак, 2010.

7.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2000.

8.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.2001.

9.http://a (onin – 59- bio. Narod. Ru 4. Evolution  lek\4/

10.http:\dic. Academic.ru\die.nsf\e60503филоген.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Министерство общего и профессионального образования Свердловской области                                                                             

                        Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                

                                        среднего  профессионального образования

                                                        Свердловской области

                                           «Северный педагогический колледж»

 

 

Контрольная  работа  по

методике преподавания по программам

                                                 дополнительного  образования

 

 

 

 

 

                                                                                                      Исполнитель: Дронова                                                                                                                                                     

                              Александра  Александровна  

                              Студентка  48 группы  спец.                                                              

                               050148 "Педагогика                             

                              дополнительного образования"

                                                                                            Преподаватель:     Шнягина В.В.                      

 

 

                                           

 

 

Серов 2013

 

                                                                     Тема№6                                                                                                              

         Экскурсионная работа как форма повышения познавательной активности в           

               обучении детей в объединении дополнительного образования.

  1. Понятие «экскурсия», «экскурсионная работа».

 

Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. (Большая Советская Энциклопедия (1978, т. 29, с. 63)).

Экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче (краткая форма).

Экскурсия (от лат. – поездка) – целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира, связанный с заранее подобранными объектами, темой и маршрутом, под руководством квалифицированного специалиста.

 

 Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребенка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т.д.

 

Экскурсия как педагогический процесс.  Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. Она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

 

Педагогический  экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

 

 

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную  отзывчивость, закладывает основы нравственного  облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

 

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями.

 

 Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.

 

В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую  осведомленность школьников, развивает  наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.

 

Разные виды народного  творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе экскурсионной работы. Перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни: «Человек и его взаимоотношения  с природой», «Человек и его семья», «Человек и история его народа»  проблемы разработаны на материале  традиционной русской культуры.

 

Экскурсия как  форма культурно-просветительной  работы играет самостоятельную роль. В учебном, процессе экскурсия, являясь формой обучения, по своему значению не отличается от других форм этого процесса.

Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют  две стороны: обучающий экскурсовод  и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод  сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с  аудиторией использует методику педагогического воздействия. Форма организации учебно- воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

 Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.

Развитие и распространение  экскурсионного метода обучения связаны  со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали

 

    Функции экскурсии рассматриваются как ее главное свойство. Диапазон и достаточно широк. Почти в каждой экскурсии присутствуют познавательные, образовательные, информационные, воспитательные функции, функции научной пропаганды, организации культурного досуга и формирования интересов, расширения культурного кругозора и др.

 

Задачи

 

Образовательная – формирование разнообразных представлений о  природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно  – научных, обществоведческих и  исторических понятиях.

 

Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

 

Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования  в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств.

 

Вывод

 

   Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

 

  Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

 

2.История развития экскурсионной работы в XIX – XXвеках.

 

Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые  предшествовали появлению туризма.

 

Одним из первых организаторов  и энтузиастов экскурсионной  работы с детьми был декабрист  И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

 

Во второй половине  XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии  в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно  с целью изучения окружающей природы  и по историческим местам. С 1899 г. при  педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных  экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ.

 

Активизация экскурсионной  деятельности в XIX в. была связана появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием  исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

 

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов  и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения  любителей туризма и экскурсий  в различные специализированные организации.

 

  Повышенный интерес к экскурсиям, возникший к 10-м г.г. XX в., явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Харькове, Ярославле, Москве и др.  К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.

 

 В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

К этому времени относятся  первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках  Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».

 

Длительное время организация  экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе - Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Информация о работе Особенности психического развития