Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:03, контрольная работа
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
В психологии под филогенез или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание и, опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, показал специфику общественно-исторически обусловленного развития психики человека переход к сознанию.
Список литературы.
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000.
3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
5.Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 352 с. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001.
6.Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. Под редактированием А.А.Реана – М.: АСТ;СПб.: прайм - Еврознак, 2010.
7.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2000.
8.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.2001.
9.http://a (onin – 59- bio. Narod. Ru 4. Evolution lek\4/
10.http:\dic. Academic.ru\die.nsf\
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
«Северный педагогический колледж»
Контрольная работа по
методике преподавания по программам
Александра Александровна
Студентка 48 группы спец.
050148 "Педагогика
дополнительного образования"
Серов 2013
Экскурсионная работа как форма повышения познавательной активности в
обучении детей в объединении дополнительного образования.
Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. (Большая Советская Энциклопедия (1978, т. 29, с. 63)).
Экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче (краткая форма).
Экскурсия (от лат. – поездка) – целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира, связанный с заранее подобранными объектами, темой и маршрутом, под руководством квалифицированного специалиста.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребенка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т.д.
Экскурсия как педагогический процесс. Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. Она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.
Экскурсия как живая, непосредственная
форма общения развивает
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями.
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.
В начальных классах
Разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе экскурсионной работы. Перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни: «Человек и его взаимоотношения с природой», «Человек и его семья», «Человек и история его народа» проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.
Экскурсия как
форма культурно-
Как и во всяком педагогическом
процессе, в экскурсии участвуют
две стороны: обучающий экскурсовод
и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод
сообщает знания по определенной теме,
экскурсанты эти знания воспринимают.
Взаимодействие этих двух сторон является
основой педагогического
Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.
Развитие и распространение
экскурсионного метода обучения связаны
со стремлением педагогов
Функции экскурсии рассматриваются как ее главное свойство. Диапазон и достаточно широк. Почти в каждой экскурсии присутствуют познавательные, образовательные, информационные, воспитательные функции, функции научной пропаганды, организации культурного досуга и формирования интересов, расширения культурного кругозора и др.
Задачи
Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно – научных, обществоведческих и исторических понятиях.
Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.
Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств.
Вывод
Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.
Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.
2.История развития экскурсионной работы в XIX – XXвеках.
Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма.
Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.
Во второй половине XIX
в. школьно-экскурсионное дело получило
поддержку официальных властей,
которые решили использовать экскурсии
в качестве одного из средств морально-религиозного
воздействия на учащихся. Школьные
экскурсии проводились
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.
Распространение экскурсий,
горных восхождений, пеших походов
и велосипедных прогулок, стремление
русской интеллигенции
Повышенный интерес к экскурсиям, возникший к 10-м г.г. XX в., явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Харькове, Ярославле, Москве и др. К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.
В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.
К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».
Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе - Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.