Особенности психологической готовности к школьному обучению гиперактивных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей психологической готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Объект исследования – синдром гиперактивности.
Предмет исследования - особенности психологической готовности гиперактивных детей к школе.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ 7
1.1 Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов
в исследованиях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью 7
1.2 Психологические особенности гиперактивных детей 11
1.3 Виды готовности ребенка к школьному обучению 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ 32
2.1 Организация и проведение исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 55
Список литературы и других использованных источников 57
Приложения 62

Файлы: 1 файл

Диплом Готовность к школе гиперактивных детей Чикильдина Анна.docx

— 256.56 Кб (Скачать файл)

В 6-7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.

Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. «Трудный» подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой [30, с. 313].

К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Здесь может решаться вопрос и о расставании со школой [5, с.30]

К концу  периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется (О.В.Халецкая, В.М.Трошин). Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания.

Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20-25-летних - 1:2 с преобладанием девушек [21, c.7].

Преобладание  мальчиков - это не только следствие субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы [Корнев А.Н., 1986].

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре  и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3-4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.

Среди девочек  гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется, в виде нарушений внимания отклонения проявляются более скрыто.

Таким образом, старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют  снижение произвольности собственной  активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей  снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание  того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий  режим обучения и жизни в целом  в дошкольном возрасте порождают  множество проблем в начальной  школе.

 

1.3 Виды готовности ребенка к школьному обучению

 

Единого определения понятия  «готовность к школе» в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности самой его сути.

А. Анастази определяет понятие школьной готовности как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» [20]. Понятие «другие поведенческие характеристики» в данном случае довольно широко и может включать в себя неограниченный ряд критериев.

По нашему мнению, более  удачное и точное определение  дает И. Шванцара. Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным»  обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.

Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника [2].

А.И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

П.А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью» [11].

Исследования Лисиной  М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие аспекты:

- личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высокоразвитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

- интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности [40].

Е.И. Рогов [21] указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход  к деятельности (ослабление роли  фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

- психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.

Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное, по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации.

Физиологическое развитие ребёнка непосредственно  влияет на школьную успеваемость и  является основной для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической  готовности к систематическому школьному обучению проводят медики по определённым критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребёнка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

В медицинской  карте будущих первоклассников  содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребёнка (рост, вес, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически  ничего не говорится о состоянии  нервной системы.

Многочисленные  исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка ещё не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому учёные делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребёнка 6- 7 летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребёнок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье [26].

Все дети развиваются по-разному, фактический  возраст ребёнка не всегда соответствует  биологическому: один ребёнок в 6 лет  по своему физическому развитию готов  к систематическому обучению, а другому  и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

 Все  дети, поступающие в 1 класс, обязательно  проходят медицинское обследование, на основании которого делается  заключение о функциональной  готовности к обучению в школе.  Ребёнок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию и соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии  физиологической готовности детей  к обучению в школе:

  1. Уровень физического развития.
  2. Уровень биологического развития.
  3. Состояние здоровья.

При определении  физического развития обычно проводят оценку трёх основных показателей: длины  тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физического развития современные 6-7 летние дети существенно отличаются от своих сверстников в 70 – 89 годы, значительно опережая их по росту и общему развитию [15].

Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7 – 10 см в год. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2 – 2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0 – 2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6 – 7 летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.

 В  качестве критериев биологического  возраста служат количество прорезавшихся  молочных зубов, достижение определенных  пропорций – отношение окружности  головы к длине тела [1].

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого  человека. Кроме того, увеличивается  длина рук и ног.

В существующей схеме комплексной оценки состояния  здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая  группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20 – 25%.

Вторая  группа - дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, ещё не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35 %.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие  выраженные отклонения здоровья, а  также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30 – 35%;. Раннее обучение в школе (с 6 лет) и повышенные школьные нагрузки противопоказаны.

Четвёртую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного  лечения и диспансеризации и  постоянного наблюдения у врача  специалиста. Таких детей рекомендуется  обучать на дому, в санаториях, либо предлагается временная отсрочка поступления  в школу.

У детей  пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Наряду  с определением показателей физического  развития (роста, веса, окружности грудной  клетки) при оценке готовности к  школьному обучению учитывается  состояние основных физиологических  систем организма ребёнка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту  сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную ёмкость лёгких и мышечную силу рук.

В 6-7 лет организм ребёнка растёт и активно развивается. Повышается надёжность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс  окостенения ещё не завершён, а  в некоторых отделах ещё только начинается. В том числе не закончено  окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

Информация о работе Особенности психологической готовности к школьному обучению гиперактивных детей