Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение особенностей психологической готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Объект исследования – синдром гиперактивности.
Предмет исследования - особенности психологической готовности гиперактивных детей к школе.
Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ 7
1.1 Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов
в исследованиях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью 7
1.2 Психологические особенности гиперактивных детей 11
1.3 Виды готовности ребенка к школьному обучению 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ 32
2.1 Организация и проведение исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 55
Список литературы и других использованных источников 57
Приложения 62
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это мы отмечали в их высказываниях.
Итоговый балл мы вычисляли суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам. «Школьно-зрелыми» считались дети, получившие в сумме 24-29 баллов, средний уровень школьной зрелости определялся 20-23 баллами, условно неготовыми к школьной жизни мы считали детей, получивших 15-19 баллов. Следует отметить, что по результатам данной методики мы могли сделать только предварительные выводы, которые долее подтверждались и проверялись результатами диагностики по другим трем методикам программы.
2.2 Имитация написанного текста (Вариант задания из теста «Школьной зрелости» А. Керна и И. Ирасека).
Выполнение
заданий этой методики требовало
от ребенка проявить волевое усилие
при исполнении не очень интересной
работы, выполнять задание в форме
подражания образцу. Способности ребенка
к такому роду действиям важны
для овладения учебной
Диагностическая
процедура заключалась в
По результатам данной методики нами были сделаны предварительные выводы о готовности к школьному обучению.
2.3 Мышление и речь
Выполнение заданий данной методики ребенком позволяло ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводилась в индивидуальной форме. Сначала ребёнку давалась инструкция, приводилось несколько примеров, а потом он приступал к выполнению заданий. На обдумывание ответа ребенку давалось до 10 секунд. Оценка результатов проводилась следующим образом: 3 балла - ребенок допускал не более двух ошибок; 2 балла – при допущении от 3 до 6 ошибок; 1 балл - ребенок допускал более 7 ошибок. Ошибками считались как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.
2.4 Умозаключения.
Данная методика (Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.) позволила нам исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требовало сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Успешность выполнения заданий методики позволила нам сделать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие – «умозаключение».
Обследование
проводилось в индивидуальной форме,
время на ответы не ограничивалось.
В случае явных затруднений у
ребенка мы не настаивали на ответе,
а тактично переходили к следующему
заданию. Текст заданий был напечатан
крупно на листе бумаги. Задание
выполнялось в несколько
При выполнении заданий возможна была стимулирующая помощь. Если у ребенка возникала неуверенность в ответе, мы предлагали подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывалась при начислении баллов.
Оценка успешности выполнения заданий производилась следующим образом: 1 балл - выполнение задания с первого предъявления; 0,5 балла - задание выполнено было со второй попытки, после того, как нами была оказана помощь. Интерпретировали количественные результаты мы с учетом данных Л. Переслени, Е. Мастюковой, Л. Чупрова. Высокий уровень успешности –7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение. Средний уровень - от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществлялось детьми в «зоне ближайшего развития». Низкий уровень - менее 5 баллов, у детей практически отсутствовали навыки мыслительных операций.
Общий балл успешности по программе мы вычисляли суммированием баллов, полученных ребенком по всем методикам. Нами было выделено три уровня готовности к школьному обучению: высокий уровень - от 39 до 47 баллов; средний уровень - от 28 до 38 баллов; низкий уровень - от 17 до 27 баллов.
Для изучения особенностей внутренней позиции школьника мы использовали беседу Нежновой. Она представляет собой 5 вопросов и по 3 варианта ответа, ребёнок должен был выбрать тот вариант ответа, который подходил именно ему. За каждый ответ под буквой «А», начислялось 2 балла, под буквой «Б» - 2 балла, и под буквой «В» - 0 баллов.
Результаты
подводились суммированием
С целью выявления того, как ребёнок осознаёт своё отношение к школе, нами была проведена индивидуальная беседа по таким вопросам:
2.7 Методика «Какой Я?».
Методика «Какой Я?» была предназначена для определения самооценки ребёнка 5 – 7 лет. Она заключалась в том, что мы спрашивали у ребёнка как он себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности, и предлагали несколько вариантов ответа (да, нет, иногда, не знаю. Ответы типа «да» - оценивались в 1 балл, ответы типа «нет» - оценивались в 0 баллов, ответы типа – «иногда» или «не знаю» - оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки мы определяли по общей сумме баллов, набранной ребёнком по всем качествам личности. Выводы об уровне развития самооценки мы определяли следующим образом: 10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Для получения качественных и достоверных результатов вся основная работа по оценке готовности к школьному обучению проводилась в кабинете психолога, в спокойной и непринуждённой обстановке. Все испытуемые чувствовали себя спокойно. Ко всем заданиям отнеслись с большим интересом и ответственностью.
Проведённое эмпирическое исследование позволило получить следующие результаты.
Наличие или отсутствие признаков гиперактивности мы определяли с помощью методики Петра Успенского «Определение эмоционально-личностных проблем детей».
К исследованию
все дети отнеслись ответственно,
задания выполняли без
Результаты
анализа ответов детей в
Таблица 2
Результаты оценки психосоциальной зрелости испытуемых
№ п\п |
Группа «А» (гиперактивные дети) |
Группа «В» (негиперактивные дети) |
1. Школьно-зрелые дети |
22 (73.3%) |
18 (60%) |
2. Средний уровень зрелости |
8 (26.7%) |
10 (33.3%) |
3. Условно неготовые дети к обучению в школе |
0 |
2 (6.7%) |
Графически полученные результаты выглядят следующим образом.
Рис.1. Результаты диагностики психосоциальной зрелости испытуемых
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что среди гиперактивных дошкольников больше детей с высоким уровнем школьной зрелости. Кроме того, в данной группе нет испытуемых, условно неготовых к обучению в школе.
Рассмотрим результаты диагностики по методике «Имитация написанного текста» (вариант задания из теста «Школьной зрелости» А. Керна, И. Йерасека). В процессе выполнения этого задания выявлялись особенности развития тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря выполнению этого задания можно прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, а так же сделать ориентировочное заключение о развитии у ребёнка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Уровень развития тонкой моторики кисти руки, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Имитация написанного текста»
№ п\п |
Группа «А» (гиперактивные дети) |
Группа «В» (негиперактивные дети) |
1. Зрелые для школьного обучения |
26 (86.7%) |
20 (66.7%) |
2. Готовые к обучению в школе
при условии контроля и |
4 (13.3%) |
10 (33.3%) |
3. Не готовы к обучению в школе |
0 |
0 |
Представим полученные количественные результаты графически.
Рис.2. Результаты диагностики особенностей тонкой моторики и двигательной координации испытуемых
Таким образом,
согласно результатам по указанным
методикам, в обеих группах детей
преобладают дошкольники с
В процессе анализа результатов по методике «Мышление и речь» мы ориентировочно можем выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Представим полученные количественные результаты в виде таблицы.
Таблица 4
Результаты диагностики особенностей мышления испытуемых
№ п\п |
Группа «А» (гиперактивные дети) |
Группа «В» (негиперактивные дети) |
1. 3 балла - допущено не более двух ошибок (высокий уровень) |
20 (66.7%) |
10 (33.3%) |
2. 2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок (средний уровень) |
10 (33.3%) |
20 (66.7%) |
3. 1 балл - допущено более 7 ошибок (низкий уровень) |
0 |
0 |
Представим полученные результаты графически.
Рис.3. Результаты диагностики логического мышления испытуемых
Таким образом, результаты исследования показывают, что гиперактивные дети обладают более развитым логическим мышлением и речью.
Информация о работе Особенности психологической готовности к школьному обучению гиперактивных детей