Особенности психологической готовности к школьному обучению гиперактивных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей психологической готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Объект исследования – синдром гиперактивности.
Предмет исследования - особенности психологической готовности гиперактивных детей к школе.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ 7
1.1 Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов
в исследованиях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью 7
1.2 Психологические особенности гиперактивных детей 11
1.3 Виды готовности ребенка к школьному обучению 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ 32
2.1 Организация и проведение исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 55
Список литературы и других использованных источников 57
Приложения 62

Файлы: 1 файл

Диплом Готовность к школе гиперактивных детей Чикильдина Анна.docx

— 256.56 Кб (Скачать файл)

 У  старших дошкольников хорошо  развиты крупные мышцы туловища  и конечностей, обеспечивающие  такие сложные движения, как бег,  прыжки, лазанье, плавание, катание  на коньках. В то же время  мелкие мышцы рук, обеспечивающие  точные движения при письме, развиты  ещё не достаточно.

Социальная  или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему  миру и самому себе, обусловленным  ситуацией школьного обучения.

Для того чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в  школе, нужно рассматривать старший  дошкольный возраст через призму кризиса 7 лет.

В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа  детского развития к другому. Кризисы  возникают на стыке двух возрастов  и являются завершением предыдущего  этапа развития и началом следующего. Трудно определить начало и конец  кризиса.

Во-первых, в кризисные периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка.

Во-вторых, развитие в критические периоды  часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок  не столько приобретает, сколько  теряет из приобретённого прежде: угасает  интерес к любимым игрушкам и  занятиям; нарушаются сложившиеся формы  отношений с окружающими, ребёнок  отказывается выполнять нормы и  правила поведения, усвоенные ранее  и т.п.

В-третьих, в кризисные периоды всякий ребёнок становится трудным.

Наиболее  ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер проявляются  в симптомах кризиса. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест  – бунт, обесценивание, деспотизм.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного  возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Именно в этом возрасте начинается формирование личности ребёнка.

Определяющую  роль в личностной составляющей психологической  готовности к школе играет мотивация  дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формировании личности ребёнка уделено в теоретических  работах Л.И. Божович. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, т.е. наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения [43].

  1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений».
  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками знаниями».

Личностная  готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной  сферы ребёнка. Ребёнок осваивает  социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное  предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические [9]. Таким образом, к началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хороша эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности [12].

Готовность  ребёнка к обучению в школе  в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В  зависимости оттого, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и  в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать  с педагогом и одноклассниками  и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего  обучения уровень развития психических  функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической  готовности ребёнка к началу школьного  обучения [1].

Психологическая готовность ребёнка к обучению в  школе - готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной  деятельности – представляет собой  сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевые сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определённую структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

В результате многолетних экспериментальных  и теоретических исследований, анализа  процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных  классов были выявлены учебно-важные качества, образующие структуру психологической  готовности детей к обучению в  школе, и их взаимосвязи. Количество и характер взаимосвязей каждого  УВК определяют его вес в структуре  готовности (таблица 1). Чем выше вес УВК, тем оно важнее, тем большее влияние уровень развития этого качества оказывает на успешность школьного обучения.

Таблица 1

Психологическая структура готовности детей к  обучению в школе

блока

Функциональный блок структуры готовности

Учебно-важные

качества

Вес

УВК

1.

Личностно-мотивационный

Мотивы учения

Отношение к школе и учению

Отношение к взрослому

Отношение к детям

Отношение к себе

25

12

1

13

11

 

2.

Представление о целях

деятельности, принятие

учебной задачи

Принятие задачи

Уровень притязаний

16

10

3.

Представление о содержании

и способах выполнения

учебной деятельности

Представление о содержании учебной  деятельности

Вводные навыки

Графический навык

5

 

20

15

4.

Информационная основа деятельности

Вербальная механическая слуховая память (объём)

Вербальная логическая слуховая память (точность)

Зрительная образная память

Слуховое восприятие ритмически организованных структур

Зрительный анализ геометрических фигур

Зрительное восприятие прстранственно-ориентировочных структур

Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук 

Уровень обобщений

12

 

7

 

3

5

 

17

 

9

 

11

 

17

5.

Управление деятельностью и принятие решений

Произвольная регуляция деятельности

Произвольное внимание

Функциональная асимметрия двигательной системы рук

Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).

15

 

5

2

15


 

Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности, называются базовыми УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

- мотивы учения;

- зрительный анализ (образное мышление);

-  уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

- способность принимать учебную задачу;

- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

- графический навык;

- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе, и только в учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуально-психологических качеств учащегося происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения. Успешность обучения на этом этапе во многом зависит от «организации» учебных качеств учащегося, т.е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний.

При подготовке ребёнка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребёнка начинают работать на обеспечение  усвоения школьных знаний, т.е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения.

 

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

2.1 Организация и проведение исследования

 

Целью данной работы является изучение особенностей психологической готовности гиперактивных детей к школе.

Задачи  экспериментальной части:

  1. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.
  2. Организация и проведение эмпирического исследования по определению особенностей психологической готовности к школе гиперактивных детей.
  3. Обработка полученных данных и разработка рекомендаций для родителей и педагогов по оптимизации общения с гиперактивными детьми.

Объект  исследования – синдром гиперактивности.

Предмет исследования - особенности психологической готовности гиперактивных детей к школе.

Гипотеза  исследования состоит в предположении о том, что психологическая готовность гиперактивных детей к школьному обучению обладает определенными особенностями: гиперактивные дети обладают более низким уровнем готовности к школе.

Выборка исследования. В качестве испытуемых были привлечены дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы будущего первоклассника центра «Поиск» г. Невинномысска. Группа дошкольников, являющихся гиперактивными (группа 1) состояла из 30 испытуемых, из них 20 мальчиков и 10 девочек. Группа дошкольников, не являющихся гиперактивными (группа 2), так же состояла из 30 человек, из них 18 мальчиков и 12 девочек.

В процессе нашего исследования мы использовали ряд диагностических методик, направленных на выявление гиперактивности и на готовность к школьному обучению.

1. Методика  «Определение эмоционально-личностных  проблем детей».

Для определения  гиперактивности разработана методика Петра Успенского «Определение эмоционально-личностных проблем детей», которая, включает в себя 5 критериев: инфантильная агрессивность; сверхактивность; нарушение сна; трудности в обучении; агрессивное поведение. Каждый критерий содержит определённое количество симптомов.

Гиперактивность мы определяли при наличии у ребёнка 5-7 симптомов. Нами была использована анкета для родителей, которая включала в себя 20 признаков импульсивности, импульсивность ребёнка мы определяли при наличии у него 9 – 11 признаков [11c.67 -70].

2. Комплексная  программа изучения готовности  детей к школьному обучению.

Для изучения готовности к школьному обучению нами была использована комплексная  программа, которая содержит четыре методики, направленные на выявление  психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а  также школьно-необходимых функций  в форме способности к произвольному  поведению. Успешность выполнения каждой из методик оценивается в баллах, общий показатель успешности работы ребенка по программе оценивается  суммарным баллом по всем методикам.

2.1 Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе.

В процессе беседы мы получали сведения об общих  представлениях ребенка, о его способности  ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа была необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. По окончанию беседы мы анализировали всю информацию, полученную при ответах на вопросы, особое внимание обращалось на контрольные вопросы. Обработка результатов проводилась следующим образом: 1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получал 1 балл. Например, при ответе на п. 5: «Я девочка. А когда вырасту, буду тетей», - начислялся 1 балл. Исключение составляли контрольные вопросы: по 0,5 баллов ребенок получал за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. Правильными считались ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на «Азоте», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две». Ошибочными считаются ответы: «Мама Люда», «Папа работает на работе», а также, если ребенок путает времена года, их признаки, «больше – меньше» без наглядных примеров. Контрольные вопросы, к которым относятся пункты 4, 7, 10, 22 оценивались следующим образом: 4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; 7 - если ребенок мог вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечал точностью до месяцев - 3 балла; 10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл; 14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл; 22 - за правильный ответ «Попрошу прощения. Отдам свою», - 2 балла. Пункт 15 оценивался совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набирал 3 балла и давал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечалась положительная мотивация к обучению в школе.

Информация о работе Особенности психологической готовности к школьному обучению гиперактивных детей