Особенности психологической готовности к школьному обучению гиперактивных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей психологической готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Объект исследования – синдром гиперактивности.
Предмет исследования - особенности психологической готовности гиперактивных детей к школе.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ 7
1.1 Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов
в исследованиях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью 7
1.2 Психологические особенности гиперактивных детей 11
1.3 Виды готовности ребенка к школьному обучению 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ 32
2.1 Организация и проведение исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 55
Список литературы и других использованных источников 57
Приложения 62

Файлы: 1 файл

Диплом Готовность к школе гиперактивных детей Чикильдина Анна.docx

— 256.56 Кб (Скачать файл)

В процессе диагностики интеллектуальной готовности испытуемых к школе мы исследовали  способность ребенка делать умозаключения  по аналогии с предлагаемым образцом.

Таблица 5

Результаты  диагностики способности к умозаключениям

№ п\п

Группа «А»

(гиперактивные дети)

Группа «В»

(негиперактивные дети)

1. Высокий уровень

22 (73.3%)

14 (46.7%)

2. Средний уровень

8 (26.7%)

12 (40%)

3. Низкий уровень

0

4 (13.3%)


 

Рис.4. Результаты диагностики способности  испытуемых к умозаключениям

 

Таким образом, гиперактивные дети обладают более высоким уровнем сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Следующим шагом нашего исследования было обобщение  результатов по указанным методикам.

Таблица 6

Результаты  изучения школьной зрелости детей, поступающих  в первый класс (общие выводы по методике)

№ п\п

Группа «А»

(гиперактивные дети)

Группа «В»

(негиперактивные дети)

1. Высокий уровень

22 (73.3%)

15 (50 %)

2. Средний уровень

8 (26.7%)

15 (50 %)

3. Низкий уровень

0

0


 

Представим  графически результаты нашего исследования.

Рис.5. Результаты изучения школьной зрелости детей, поступающих в первый класс

 

Согласно результатам исследования, в обеих группах отсутствуют дети с низким уровнем школьной зрелости. Однако по всем показателям используемой нами комплексной методики диагностики школьной зрелости среди гиперактивных испытуемых преобладают дошкольники с высоким уровнем готовности к школьному обучению. При этом гиперактивные дети наиболее превосходят негиперактивных в умении строить умозаключения, а также обладают более развитым мышлением и речью.

В целях  обеспечения достоверности результатов  нашего исследования мы провели их статистический анализ с использованием Т-критерия Стьюдента (приложение 3). Согласно полученным данным, различия в показателях  школьной зрелости между двумя группами испытуемых являются достоверными и  статистически значимыми.

Следовательно, гипотеза нашего исследования о более  низком уровне готовности к школе  гиперактивных детей не подтвердилась. Напротив, гиперактивные дети продемонстрировали более высокий уровень школьной зрелости, поэтому мы можем сделать вывод о том, что синдром гиперактивности не влияет на формирование интеллектуальной и психосоциальной готовности дошкольников к обучению в школе.

Как уже  указывалось, для изучения особенностей внутренней позиции школьника мы использовали беседу Нежновой, в которой оценивались основные составляющие внутренней позиции школьника: ориентация на содержание учебной деятельности, ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни, ориентация на внешкольные виды деятельности и условия.

Представим  полученные количественные результаты диагностики в виде таблицы и  диаграммы.

Таблица 7

Результаты  диагностики наличия внутренней позиции школьника

№ п\п

Группа «А»

(гиперактивные дети)

Группа «В»

(негиперактивные дети)

1. Ориентация на содержание учебной деятельности

14 (46.7%)

14 (46.7%)

2. Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни

10 (33.3%)

12 (40%)

3. Ориентация на внешкольные виды деятельности и условия

6 (20%)

4 (13.3%)


 

Рис.6. Результаты диагностики наличия внутренней позиции школьника

 

1 - ориентация  на содержание учебной деятельности

2 - ориентация  на внешние атрибуты учебной  деятельности и школьной жизни

3 - ориентация на внешкольные виды деятельности и условия

 

Таким образом, при исследовании особенностей внутренней позиции школьника, можно сказать, что большее количество испытуемых обеих групп ориентируются на содержание учебной деятельности. Отметим также, что в группе А (гиперактивные дети) больше испытуемых, ориентированных на внешкольные виды деятельности и условия, а в группе В - ориентированных на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни. Но в целом значимых различий по данному показателю не обнаружено.

В результате диагностики особенностей мотивации  учения испытуемых, мы получили следующие  количественные данные.

 

Таблица 8

Результаты  диагностика мотивации учения дошкольников

№ п\п

Группа «А»

(гиперактивные дети)

Группа «В»

(негиперактивные дети)

1. Учебный мотив

4 (13.3%)

16 (53.3%)

2. Внешний мотив

10 (33.3%)

10(33.3%)

3. Игровой мотив

16 (53.3%)

4 (13.3%)

4. Позиционный мотив

0

0

5. Социальный мотив

0

0


 

Представим  графически результаты нашего исследования.

 

Рис.7. Результаты диагностики мотивации учения дошкольников

1 - учебный мотив

2 - внешний  мотив

3 - игровой мотив

 

Таким образом, в процессе диагностики мотивации  учения дошкольников, мы обнаружили существенные различия между группами испытуемых. Это также подтвердил статистический анализ полученных эмпирических данных по Т-критерию Стьюдента (приложение 3). Среди гиперактивных детей преобладают дошкольники с игровой мотивацией, а среди негиперактивных - с учебной мотивацией. Это во многом объясняет наличие трудностей в адаптации к школьному обучению гиперактивных детей, а также несоответствие уровня их интеллектуального развития и школьной успеваемости.

В процессе диагностики самооценки дошкольников мы получили количественные данные, представленные в таблице 9.

Таблица 9

Результаты  диагностики самооценки дошкольников

№ п\п

Группа «А»

(гиперактивные дети)

Группа «В»

(негиперактивные дети)

1. Очень высокая самооценка

4 (13.3%)

0

2. Высокая самооценка

18 (60%)

10 (33.3%)

3. Средняя самооценка

8 (26.7%)

18 (60%)

4. Низкая самооценка

0

2 (6.7%)

5. Очень низкая самооценка

0

0


 

Представим  графически результаты нашего исследования

Рис.8. Результаты диагностики самооценки дошкольников

1 - очень  высокая самооценка

2 - высокая самооценка

3 - средняя самооценка

4 - низкая самооценка

5 - очень низкая самооценка

 

Результаты диагностики самооценки дошкольников, показывают, что среди гиперактивных детей в основном преобладают дети с очень высокой и высокой самооценкой. Среди негиперактивных детей, преобладают дети со средним уровнем самооценки, т.е. они более адекватно оценивают свои силы и возможности. Поэтому в процессе школьного обучения гиперактивные дети часто бывают разочарованы результатами учения. Они ожидают высоких оценок, невероятно верят в свои силы, но несформированность учебной мотивации, а также дефицит внимания мешают им демонстрировать высокие успехи в учебе. Поэтому гиперактивные дети являются группой риска в плане формирования школьной дезадаптации, несмотря на их высокие потенциальные возможности. Статистическую значимость полученных диагностических показателей самооценки дошкольников и справедливость сформулированных нами выводов подтвердил использованный нами математический анализ результатов исследования по Т-критерию Стьюдента.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о существовании  определенных особенностей готовности к школе гиперактивных детей частично подтвердилась. Мы обнаружили значимые различия в школьной зрелости, мотивации и самооценке испытуемых.

Проведённое нами исследование готовности к школьному  обучению гиперактивных детей, позволило сформировать следующие выводы:

  1. Гипотеза нашего исследования о более низком уровне готовности к школе гиперактивных детей не подтвердилась. Гиперактивные дети продемонстрировали более высокий уровень школьной зрелости, поэтому мы можем сделать вывод о том, что синдром гиперактивности не влияет на формирование интеллектуальной и психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
  2. Гиперактивные дети превосходят негиперактивных в умении строить умозаключения, а также обладают более развитым мышлением и речью.
  3. В процессе исследования особенностей внутренней позиции школьника выявлено, что одинаковое количество детей в обеих группах ориентируются на содержание учебной деятельности. Однако среди негиперактивных дошкольников больше испытуемых, ориентированных на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни, а среди гиперактивных - на внешкольные виды деятельности и условия.
  4. Среди гиперактивных детей преобладают дошкольники с игровой мотивацией, а среди негиперактивных - с учебной мотивацией.
  5. Среди гиперактивных детей в основном преобладают дети с очень высокой и высокой самооценкой. Среди негиперактивных детей, преобладают дети со средним уровнем самооценки, т.е. они более адекватно оценивают свои силы и возможности.
  6. В силу недостаточной сформированности учебной мотивации и завышенной самооценки гиперактивные дети являются группой риска в плане формирования школьной дезадаптации, несмотря на их высокие потенциальные возможности.

Проведённое нами исследование и его результаты позволили нам сформулировать следующие  рекомендации родителям, практическим психологам и педагогам и педагогам  для улучшения жизни и обучения гиперактивных детей:

Рекомендации по оптимизации общения между родителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением

  1. В своих отношениях с ребенком необходимо поддерживать позитивную установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Говорить сдержанно, спокойно. Не прибегать к физическому наказанию. Строить ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решать возникшие трудности.
  3. Следует помнить, что спокойствие – лучший пример для ребенка.
  4. Избегать повторения слова «нет», «нельзя».
  5. Давать ребенку только одно задание на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить.
  6. Поручить ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  7. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
  8. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, мозаика и др.).
  9. Вести бальную или знаковую систему вознаграждений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой и пр.).
  10. Избегать повышенных или пониженных требований. Ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  11. Определить вместе с ребенком рамки поведения – что можно и чего нельзя.
  12. Соблюдение четкого распорядка дня.
  13. Избегать большого скопления людей, шумных компаний.
  14. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером.
  15. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  16. Давать ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Информация о работе Особенности психологической готовности к школьному обучению гиперактивных детей