Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 09:30, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам игровых занятий.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста: рассмотреть исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе; раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР; рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре;
Ведение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
1.3 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
1.4 Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Глава 2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
Глава 3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.1 Результаты констатирующего этапа
3.2 Результаты контрольной диагностики …………………………………………54
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования
Заключение 63
Список использованной литературы 65
30. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.: Педагогика, 1998.
31. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Педагогика, 2000.
32. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Коррекционная педагогика, 1991.
33. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
34. Левченко Н.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.
35. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983.
36. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. – Смоленск, 1994. – 124 с.
37. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М.: Педагогика, 1989.
38. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004.
39. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: Коррекционная педагогика, 1993.
40. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
41. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. – 1989. - № 1.
42. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
43. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
44. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М.: Пед. общество России, 2000.
45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
46. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.: Тривола, 1991.
47. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Коррекционная педагогика, 2001.
48. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
49. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997.
50. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Канд. дис. – М., 1997.
51. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников – М.: Просвещение, 1996.
52. Переслени Л.И., Слободняк Н.П. Опыт использования теста Г. Витцлака при обследовании детей, поступивших в школу // Детский практический психолог. – 1996. - № 1, 2.
53. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Академия, 1998.
54. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.
55. Психология детей дошкольного возраста: Сборник статей / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1984.
56. Психология: Словарь / под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - М., 1990.
57. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.
58. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л.А. Венгера. – М.: Апрель Пресс, 1996.
59. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи до школьников // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
60. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екажнова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.
61. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
62. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. – М., 1988.
63. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
64. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Просвещение, 1984.
65. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.
66. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
67. Урунтаева Г.А. Практикум о детской психологии / под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, - М., 1995.
68. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста // http://www.gennadij.pavlenko.
69. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Для работы с детьми дошкольного возраста // http://copy.yandex.net.
70. Фокина Э.Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб. – 1995.
71. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996.
72. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.: ил.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение работать по об
разцу; использование помощи.
1 балл – не принимает или не понимает условия задания.
2 балла – принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности.
3 балла – принимает задание, заполняет две (редко три) таблицы; все заданные формы не использует.
4 балла – принимает задание, заполняет все таблицы, работает с интересом, используя все предложенные формы.
Оценка результатов:
4 балла – высокий уровень.
3 балла – средний уровень.
2 балла – низкий уровень.
1 балл – очень низкий уровень.
Различия между детьми состоят в характере познавательной деятельности; в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим детей с задержкой психического развития разделили на четыре группы.
I группу (5 – 6 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не принимают и не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Боле того, эта группа детей не готова в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.
Во II группу (7 – 11 баллов) входя т дети, которые самостоятельно не могут выполнить задания. Они вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действия отмечается стремление достигнуть искомого результата, но действия остаются хаотичными, а в дальнейшем происходит отказ от выполнения заданий.
В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, дети с заданием справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они не заинтересованы в результатах своей деятельности.
III группу (12 – 16 баллов) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью ко взрослому. После показа способа выполнения задания психологом могут самостоятельно справляться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
IV группу (17 – 20 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.
Занятие 1.
Цели занятия: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении; развитие умения декодировать информацию; развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению; снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
1. «Чего не хватает?»
Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал: карточка с заданием.
Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть кар точку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.
2. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.
Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».
3. «Достань мяч»
Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками.
Описание задания. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии.
4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание.
1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох (3-4 раза).
2) Давай попьем колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох (3 – 4 раза).
3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).
Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).
5. «Полей цветочек!»
Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один – цветущий, другой – увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой.
Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения психолог говорит: «Вспомните, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого дети затрудняются выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем дети рассказывают о наблюдаемых действиях, т.е. фиксируют последовательные действия в речи. После этого дети снова выполняют задание в наглядно-образном плане.
6. Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Цели занятия: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении; развитие умения декодировать информацию; развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов; снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
1. «Чего не хватает?»
Цель: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал: карточка с заданием.
Описание задания. Психолог предлагает детям рассмотреть карточку и сказать, какая геометрическая фигура должна быть в пустой клеточке.
2. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.