Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Переходя к абстрактному,
которое раскрывается через отношения
конкретных вещей, мысль не отрывается
от конкретного, а неизбежно снова
к нему возвращается. При этом возврат
к конкретному, от которого мысль
оттолкнулась на своем пути к абстрактному,
всегда связан с обогащением познаний.
Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь
к нему через абстрактное, познание
мысленно реконструирует конкретное во
все бошей полноте его
Другой существенной операцией
мышления является обобщение - мысленное
объединение предметов и
Все указанные операции не
могут проявляться изолированно
вне связи друг с другом. Каждая
из мыслительных операций может быть
рассмотрена как
Абстракция и обобщение,
в своих первоначальных формах укорененные
в практике и совершающиеся в
практических действиях, связанных
с потребностями, в своих высших
формах являются двумя взаимосвязанными
сторонами единого
Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Во всяком слове, носителе понятия, легко можно выделить как наглядно-образные компоненты, так и систему логических связей. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
Суждение является основным
актом или формой, в которой
совершается мыслительный процесс.
Всякий мыслительный процесс выражается
в суждении, которое формулирует
его более или менее
Всякое суждение притязает
на истинность. Но ни одно суждение не
является само по себе безусловной
истиной. Поэтому возникает
Мышление человека не только включает в себя различные операции и различные формы, но и протекает на различных уровнях, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления.
В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления. по степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то выделяется мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности.
По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление направлено на открытие и познание законов, свойств объектов. Практическое же мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление.
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.
Наглядно-образное мышление
связано с представлением ситуаций
и изменений в них. С помощью
наглядно-действенного мышления наиболее
полно воссоздается все многообразие
различных фактических
На основе практического и образного опыта у человека развивается мышление в форме абстрактных понятий - словесно-логическое.
Словесно-логическое мышление
функционирует на базе языковых средств
и представляет собой наиболее поздний
этап исторического и
Логическое мышление - мышление при помощи рассуждений. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Понятия - это значения употребляемых нами слов, средства логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам.
Наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление играют существенную
роль в создании основ более сложных
видов мышления. Но самое главное,
наглядно-действенное и
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
Изучение истории умственного
развития ребенка представляет, несомненно,
большой теоретический и
Детальное изучение мышления
требует выделения и
Развитие мышления дошкольника
тесно связано с развитием
других познавательных процессов. Характеризуя
общий ход интеллектуального
развития ребёнка, известный российский
физиолог И.М. Сеченов писал: «... корни
мысли у ребёнка лежат в
чувствовании. Это вытекает уже из
того, что все умственные интересы
раннего детства сосредоточены
исключительно на предметах внешнего
мира, а последние познаются
Мыслительная деятельность
дошкольника формируется
Ее обобщающая функция
опирается сначала на примитивную
чувственную абстракцию, формирующуюся
в действии и оперирующую сначала
в детском восприятии. Восприятие
ребенка становится все более
осознанным, и в нем закладываются
основы мышления. В теснейшей взаимосвязи
и взаимопроникновении с
Развитие мышления начинается
в плане действия внутри восприятия
или на его основе. Сначала ребенок
манипулирует с предметами, не учитывая
их специфических особенностей. Он
выполняет лишь те или иные реакции
или функции над попадающимся
ему под руку материалом; продукты
этого манипулирования для
Мышление у ребенка
естественно зарождается в
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитие речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. К 5 годам дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.
В дошкольном детстве ребенку
приходится разрешать все более
сложные и разнообразные
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
К концу дошкольного возраста
появляется тенденция к обобщению,
установлению связей. Возникновение
ее важно для дальнейшего развития
интеллекта, несмотря на то, что дети
часто производят неправомерные
обобщения, недостаточно учитывая особенности
предметов и явлений, ориентируясь
на яркие внешние признаки. Дети
проявляют высокий уровень
От выяснения наиболее
простых, прозрачных, лежащих на поверхности
связей и отношений вещей дошкольники
постепенно переходят к пониманию
гораздо более сложных и
Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте