Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Среди игр на развитие способности
ориентироваться в простой
На развитие способности «читать» и создавать схемы объектов может быть использована игра «Прогноз погоды». Существует 2 ее варианта.
1-й. Взрослый, как ведущий,
сообщает детям по «рации»,
какая будет погода (ветреная, дождливая,
пасмурная), а они по очереди
находят соответствующие
Усложняя игру детям предлагается 2-й вариант игры, позволяющий самостоятельно рассказывать о погоде по схематичным изображениям. Для этого диктором телевидения становится один из детей, а другой ребенок - метеорологом, который показывает диктору карточки.
Игра «Найди все тропинки» направлена на развитие комбинаторных способностей и внутреннего плана действий. Для этой игры заранее готовится игровое поле, каждая клеточка которого имеет свой номер. Детям в игровой форме предлагается найти все возможные тропинки к домику ёжика. Чтобы детям было легче понять условия игры, одна тропинка показывается.
Развивает умения ориентироваться
в схематическом изображении
предмета и способность к
Перед работой детям предлагается описать форму предмета. А после того, как конструкция собрана, вместе с ребёнком анализируют, всё ли он сделал верно.
В старшем дошкольном возрасте предлагается усложненный вариант этой игры:
детям показывается схематическое изображение на короткое время, после чего просят собрать конструкцию по памяти.
Используют большее количество деталей.
В среднем и старшем дошкольном возрасте также можно использовать игру «Созвездие», направленную на формирование умения соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Детям предлагается внимательно рассмотреть схемы созвездий и их художественное изображение и определить, на какой рисунок похоже то или иное созвездие.
После того, как дети достаточно хорошо справляются с данными играми, можно перейти заданиям, связанным с формированием у детей умения создавать план-карту знакомого им пространства, например своей площадки, где они играют.
При составлении план-карты у ребенка могут возникнуть следующие ошибки: упускается из виду важные детали планировки, не отображаются некоторые предметы, искажаются размеры отображаемых предметов. (Например, меньшие по размеру предметы обозначаются большими фигурками, а большие предметы - меньшими). Но такого рода ошибки вполне естественны в этом возрасте. Главное, чтобы взрослые обращали внимание на эти ошибки и объясняли детям, почему это является ошибкой. Необходимо также стараться, чтобы дети самостоятельно или с помощью взрослого исправляли эти ошибки.
Необходимо также помнить
о том, что развитие наглядно-образного
мышления происходит и в обычных
видах детской деятельности. Это
прежде всего сюжетно-ролевая игра,
которая учит детей не только замещению,
но и моделированию
Использование заместителей и моделирование в игре, конструировании, рисовании (а также в лепке, аппликации и т.п.) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядно моделирования.
Заключение
В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.
Анализ психолого-
Как отечественные так и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ в отношении динамики мышления в дошкольном возрасте, отметим существенные возрастные изменения этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям жизнедеятельности в предметной и социальной среде. Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме.
Многие авторы рассматривают
возникновение наглядно-
Исследования ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста позволили выделить нам следующие особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте:
наглядно-образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. Уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть многими возможностями связанными с этим видом мышления, (мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия в уме);
возникновение наглядно-образного мышления - узловой момент в умственном развитии ребенка;
способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д.
начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия;
задания, в которых связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети старшего дошкольного возраста обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие;
успешность перехода от внешнего
к внутреннему плану действий
у детей дошкольного возраста
определяется уровнем ориентировочно-
На основе полученных результатов мы разработали рекомендации для родителей и воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления.
Рекомендации направлены
на развитие у детей способности
мысленно перегруппировать элементы объекта;
ориентироваться в простой
Литература
1. Барташников И.А., Барташникова А.А. Учись играя. - Харьков, 1999
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе - М., 2001
3. Венгер Л. А, Мухина B. C. Психология - М., 1988
4. Венгер Л. А, Мухина B. C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание - 2002, №7
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999
6. Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. - 1989, №20.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М., 2001
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2004
9. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем мышление - М., 2000
10. Глуховеря Н. Познавательная
деятельность детей ее
11. Гурова Л.Л. Функция
наглядно-образных компонентов
12. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.
13. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько - Минск, 1998
14. Игры и упражнения
по развитию умственных
15. Колесникова Е. В.500 игр
для коррекционно-развивающего
16. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. - М., 2000
17. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999
18. Люблинская А.А. Детская психология - М., 1971
19. Мухина B. C. Возрастная психология - М., 2003
20. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1999
21. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М., 1999
22. Поддьков Н.Н. Мышление дошкольника - М., 1999
23. Поддьяков Н.Н. К вопросу
о развитии мышления
24. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие - М., 1957
25. Практикум по возрастной психологии. / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002
26. Проскура Е.Ф. Развитие
познавательных способностей
27. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998
28. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского - М., 1990
29. Развитие мышления и
умственное внимание
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2004
31. Синельников В. Формирование
умственной активности
32. Тихомиров O.K. Психология мышления - М, 1984 ЗО. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М., 1999
33. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 1996, №3
34. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2004
35. Чиркова Т.И. Психологическая служба в д/саду - М., 2000
36. Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960
Приложение № 1
Методика № 1. «Нелепицы»
Цель: Изучение наглядно-образного мышления, элементарных образных представлений об окружающем мире.
Оборудование: картинки с изображением животных в нелепых ситуациях.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Объясняют, что требуется от него при выполнении данного задания. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Инструкция:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть»
Обработка результатов:
10 баллов - такая оценка
ставится ребенку в том случае,
если за отведенное время (3
мин) он заметил все у
8-9 баллов - ребенок заметил
и отметил все имеющиеся
6-7 баллов - ребенок заметил
и отметил все имеющиеся
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла - за отведенное
время ребенок не успел
0-1 балл - за отведенное
время ребенок успел
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
0-1 баллов - низкий
Приложение № 2
Методика № 2 «Время года»
Цель: изучение наглядно-образного мышления детей.
Проведение исследования: Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте