Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 95.08 Кб (Скачать файл)

Оценка результатов:

10 баллов - за отведенное  время ребенок правильно назвал  и связал все картинки с  временами года, указав на каждой  из них не менее двух признаков,  свидетельствующих о том, что  на картинке изображено именно  данное время года (всего не  менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок правильно  назвал и связал с нужными  временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков,  подтверждающих его мнение, на  всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно  определил на всех картинках  времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его  мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно  определил время года только  на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака  в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не  смог правильно определить ни  одного времени года и не  назвал точно ни одного признака.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4 - 5 баллов - низкий

0-3 балла - очень низкий

 

Приложение № 3

 

Цель занятий - развитие наглядно-образного  мышления.

Занятие №1. Формировать умение испытывать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

«Головоломка с палочками» (мысленное преобразование образа)

Придумай сам (учить видеть в различных предметах возможные  заместители других предметов, годных для той или иной игры.

Занятия №2

Головоломка с палочками

Придумай сам.

«Разные дома» (учить сравнивать рисунок и чертеж предмета).

Занятие №3

Как пройти к зайке? (учить  ориентироваться в пространстве по схеме).

Разные дома.

Замри (учить понимать схематическое  изображение позы человека).

Занятие №4

Замри.

Как пройти к зайке?

3. Игра в перестановки (развивать способности планировать  свои действия в уме).

Занятие №5

1. Помоги белочке найти  бельчонка (учить детей пользоваться  схе мой).

Дорисуй, что забыл нарисовать художник.

Игра в перестановки

Занятие №6

Помоги ежихе найти  своего ежонка (учить пользоваться схемой)

Стройка (учить выполнять  действия заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу).

Что перепутал художник? (развивать  элементарные образные представления  об окружающем мире).

Занятие №7

Стройка.

Что забыл нарисовать художник?

3. Найди все тропинки (развивать  комбинаторные способности и  внутреннего плана действий).

Занятие №8

1. Головоломка с палочками

2. Где сидит попугай? (развитие  способности ориентироваться в  простой план-схеме пространства).

Найди дорогу к домик

Занятие №9

Где сидит попугай?

Найди животных? (предложить зрительно найти по изображенным частям животных) способность к комбинированию.

«Собери по схеме» (развивать  умение ориентироваться в схематическом  изображении предмета и способность  к конструированию).

Занятие №10

«Собери по схеме».

Определи недостающую  часть (развитие наглядно-образного  мышления, способность к комбинированию) (определить недостающую часть круга  и треугольника).

3. Найди все тропинки (развивать  комбинаторные способности и  внутреннего плана действий).

Занятие №11

Шахматная доска (для развития внутреннего плана действий и  комбинаторных способностей).

Найди все тропинки.

«Где спрятался жучок?» (учить свободно пользоваться планом).

Занятие №12

1. «Созвездия» - (умение  соотносить схематическое изображение  предмета с художественным чтением  схемы объекта).

«Шахматная доска»

«Где мишка?»

Занятие №13

«Созвездия».

«Игра в перестановки».

«Геометрические фигуры» (умение действовать по образцу и анализировать  пространство).

Занятие №14

«Прогноз погоды» (чтение и создание схемы объекта).

«Шахматная доска».

«Найди дорогу к домику» (учить пользоваться схемой).

Занятие №15

«Прогноз погоды».

«Геометрические фигуры».

«Где сидит попугай?».

Занятие №16

1. «Начерти плен-карту» (учить  создавать план-карту знакомого  ему пространства).

«Замри».

«Перевертыши» (учить создавать  образы на основе схематического изображения).

Занятие №17

«Перевертыши».

«Найди игрушку» (учить  ориентироваться по плану в групповой  комнате)

«Прогноз погоды».

Занятие №18

«Начерти план-карту».

«Головоломка с палочками».

«созвездия».

Занятие №19

«Кукла Маша купила пианино» (учить пользоваться планом в конкретной ситуации).

«Собери по схеме» (развивать  умение ориентироваться в схематичном  изображении предмета и способность  к конструированию)

«Геометрические фигуры».

Занятие №20

«Замри».

«Зашифруй сказку» (развитие умения создавать простейшую графическую  план-схему логически связанного текста).

«Игра в перестановки» (развивать  способности планировать свои действия в уме).

Занятие№21

«Помоги ежихе найти своего ежонка».

«Нарисуй схему» (развивать  умение создавать схематические  изображения конструкции).

Найди все тропинки. (развитие комбинаторских способностей и внутреннего  плана действий).

Занятие №22

Головоломка с палочками.

Зашифруй сказку

«Где сидит попугай»

Занятие №23

«Нарисуй схему».

«Кукла Маша купила пианино»

«Определи недостающую часть».

Занятие №24

«Начерти план-карту».

«Разные дома».

«Прогноз погоды».

Занятие №25

«Как пройти к зайке».

«Зашифруй сказку»

«Замри».

Занятие №26

1. Помоги белочке найти  бельчонка (учить детей пользоваться  схе мой).

Дорисуй, что забыл нарисовать художник.

Игра в перестановки.

Занятие №27

Помоги ежихе найти  своего ежонка (учить пользоваться схемой)

Стройка (учить выполнять  действия заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу).

Что перепутал художник? (развивать  элементарные образные представления  об окружающем мире).

Занятие №28

Стройка.

Что забыл нарисовать художник?

Найди все тропинки (развивать  комбинаторные способности и  внутреннего плана действий).

Занятие №29

1. Головоломка с палочками

2. Где сидит попутай? (развитие  способности ориентироваться в  простой план-схеме пространства).

3. Найди дорогу к домику.

Занятие №30

Где сидит попугай?

Найди животных? (предложить зрительно найти по изображенным частям животных) способность к комбинированию.

«Собери по схеме» (развивать  умение ориентироваться в схематическом  изображении предмета и способность  к конструированию).

Занятие №31

«Собери по схеме».

Определи недостающую  часть (развитие наглядно-образного  мышления, способности к комбинированию; определение недостающей части  круга и треугольника).

3. Найди все тропинки (развивать  комбинаторные способности и  внутреннего плана действий).

Занятие №32

Шахматная доска (для развития внутреннего плана действий и  комбинаторных способностей).

Найди все тропинки.

«Где спрятался жучок?» (учить свободно пользоваться планом).

Занятие №33

1. «Созвездия» - (умение  соотносить схематическое изображение  предмета с художественным чтением  схемы объекта).

«Шахматная доска»

«Где мишка?»

Занятие №34

«Созвездия».

«Игра в перестановки».

«Геометрические фигуры» (умение действовать по образцу и анализировать  пространство).

Занятие №35

«Прогноз погоды» (чтение и создание схемы объекта).

«Шахматная доска».

«Найди дорогу к домику» (учить пользоваться схемой).

Занятие №36

«Прогноз погоды».

«Геометрические фигуры».

«Где сидит попугай?».

Занятие №37

1 «Начерти плен-карту» (учить  создавать план-карту знакомого  ему пространства).

«Замри».

«Перевертыши» (учить создавать  образы на основе схематического

изображения).

Занятие №38

«Перевертыши».

«Найди игрушку» (учить  ориентироваться по плану в групповой  ком нате)

«Прогноз погоды».

Занятие №39

«Начерти план-карту».

«Головоломка с палочками».

«созвездия».

Занятие №40

1. «Кукла Маша купила  пианино» (учить пользоваться планом  в конкретной ситуации).

2. «Собери по схеме» (развивать  умение ориентироваться в схематичном  изображении предмета и способность  к конструированию)

3. «Геометрические фигуры».

Дети, у которых по всем четырем методикам преобладает  низкий уровень развития наглядно-образного  мышления, были определены в к развивающую  группу.

На втором этапе формирования наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет для проведения к/развивающей  работы была составлена программа, которая  включает в себя три направления:

 

1                                             2                                    3

родители-ребенок        воспитатель-ребенок             психолог-ребенок

 

Работа по первому направлению  заключалась в следующем:

1) Выступление на родительском  собрании Тема «Развитие мышление  дошкольника 5-6 лет»

Проведение консультации для родителей детей к/развивающей  группы по результатам диагностики.

Оформление родительского  уголка. Подготовка статьи на тему «Особенности наглядно-образного мышления детей 5-6 лет».

Оформление книжной выставке для родителей. Предлагались вниманию родителей книги о развитии мышления дошкольников.

оформление родительского  уголка. Статья на тему «Развиваем наглядно-образное мышление детей». Здесь же предлагались игры для детей и рекомендации к их проведению.

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями по волнующим их вопросам.

Планируя работу в сфере  «воспитатель-ребенок» мы наметили и  провели следующие мероприятия:

Консультация с воспитателями  по результатам диагностики.

Выступление на пед. совете с  сообщением на тему: «Мышление как  познавательный процесс»

Проведение консультации с воспитателями «Тренировка  наглядно-образного мышления».

Консультация для воспитателей на тему «Наглядно-образное мышление детей  старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему «Развитие различных видов  детской деятельности - важная основа, определяющая успешность формирования и развития наглядно-образного мышления».

Консультация на тему «Этапы развития мышления дошкольников.

Обсуждение с воспитателями  возникающих проблем, вопросов при  проведении игр с детьми.

В сфере «психолог-ребенок» мы разработали систему занятий  для к/развивающей группы.


Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте