Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Наблюдение тех или
иных явлений, собственный опыт действий
с предметами позволяют старшим
дошкольникам уточнять представления
о причинах явлений, приходить путем
рассуждений к более
Ребенок ставит вопросы и тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается к взрослому, чтобы тот признал его компетентность. С возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основной.
Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям. Во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних. Во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. В-третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.
Понимание причинности говорит
о чувствительности к противоречиям,
об элементах критичности
К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.
Расширение круга задач,
доступных мышлению ребенка, связано
с усвоением им все новых и
новых знаний, полученных от взрослого
или в собственной
Таким образом, основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он может их использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и т.д.
Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.
По данным Ж. Пиаже, период
от 2 до 7 лет представляет собой переход
от сенсомоторного интеллекта (приспособления
к условиям ситуации при помощи практических
действий) к первоначальным формам
логического мышления. основное интеллектуальное
достижение дошкольного возраста -
ребенок начинает мыслить в уме,
во внутреннем плане. [Обухова Л.Ф. Концепция
Ж. Пиаже, с.137-142]. Но это мышление крайне
несовершенно, его основной отличительной
особенностью является эгоцентризм, т.е.
любую ситуацию ребенок оценивает
только со своей позиции, со своей
точки зрения. Причина познавательной
центрации - недостаточная
Н.Н. Поддьяков исследовал особый тип мышления ребенка, который направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием. [Поддьяков].
Детское экспериментирование
не задается взрослым, а строится самим
ребенком. Как и экспериментирование
у взрослых, оно направлено на познание
свойств и связей объектов и осуществляется
как управление тем или иным явлением:
человек приобретает
Процесс мышления предполагает
не только использование уже отработанных
схем и готовых способов действия,
но и построение новых (конечно, в
пределах возможностей самого ребенка).
Экспериментирование
В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Поддьяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении - от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
Поскольку важнейшей особенностью психологического механизма человеческого интеллекта является наличие в нём внутреннего плана действий, то на его становление и развитие в дошкольном возрасте следует обратить особое внимание. Переход от внешнего, практического, плана к внутреннему, умственному, связан с развитием видов мышления дошкольника, который мы рассмотрим в следующем параграфе.
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (свойственного детям 3-4 лет) к наглядно-образному (5-6 лет) и словесному (6-7 лет).
Специальные исследования Г.И.
Минской показали, что опыт, накопленный
ребёнком при решении наглядно-
Известный психолог Ж. Пиаже
выделяет четыре стадии в развитии
интеллекта ребёнка. На стадии сенсомоторного,
или практического мышления (от рождения
до 2-х лет) ребёнок познаёт окружающий
мир в результате своих действий,
движений, манипуляций с объектами
(наглядно-действенное
Наибольший интерес для нас представляет стадия дооперационного мышления, а именно наглядно-образное.
Образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата - перемещение предмета, его использование или изменения.
Основная особенность
наглядно-образного мышления - решение
ребенком жизненных задач не только
в ходе практических действий с предметами,
что характерно для наглядно-действенного
мышления раннего периода развития,
но и в уме с опорой на образы
- представления об этих предметах.
Успешное осуществление данных мыслительных
процедур возможно только в том случае,
если ребенок может комбинировать
и сочетать в уме разные части
предметов и вещей, а кроме
того, выделять в них существенные
инвариантные признаки, важные для
решения различных задач. Уровень
сформированности наглядно-образного
мышления определяется главным образом
развитием зрительного
Следует отметить, что способность
к оперированию представлениями
не является непосредственным результатом
усвоения ребенком знаний и умений.
Анализ ряда психологических исследований
дает освоение полагать, что данная
способность возникает в
В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным. Ведь прежде чем оперировать образом, его нужно иметь.
Особенности перехода от наглядно-действенного
мышления к наглядно-образному
Исследования показали, что
успешный переход от наглядно-действенного
к наглядно-образному
Дальнейшие исследования в этом направлении, проводимые Т.С. Комаровой, позволили получить ряд важных факторов, вскрывающих некоторые механизмы перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Работа проводилась по
специальной методике и позволила
установить что при формировании
наглядно-образного мышления действия
детей, которые ранее осуществлялись
с реальными предметами, начинают
воспроизводиться в плане представленной
без опоры на реальные вещи, т.е. имеет
место своеобразный отзыв действий
от реальности. Этот отрыв осуществляется
значительно успешнее, если он выступает
не сразу, а проходит промежуточные
стадии, когда ребенок воспроизводит
эти действия не с самими реальными
предметами, а с их заместителями
- моделями. Вначале модель может
выступать как точная копия предмета,
но и здесь уже происходят принципиальные
изменения в деятельности ребенка
- он действует с моделью предмета
и с помощью взрослого
В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и дается характеристика некоторых особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Шемякин, И.С. Якиманская и др.). В качестве основного средства осуществления этой формы мышления выступают образы, которые могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.
Некоторые авторы (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) обращают внимание на необходимость четкого различия двух понятий - тип образа и тип оперирования образом. В ряде исследований показано, что тип оперирования образами об известной мере не зависит от типа самих образов.
В других исследованиях имеются
данные о том, что тип образа (его
структура, его функциональные особенности)
влияет на процесс оперирования, расширяя
или сужая возможности
Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте