Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:14, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Результаты изучения сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года у детей старшего дошкольного возраста (методика № 2)
Имя ребенка |
Уровни сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года | |||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | ||
1 |
Вова З. |
|||||
2 |
Юля С. |
|||||
3 |
Катя Л. |
|||||
4 |
Кирилл П. |
|||||
5 |
Рома К. |
|||||
6 |
Настя А. |
|||||
7 |
Антон М. |
|||||
8 |
Жанна К. |
|||||
9 |
Юля И. |
|||||
10 |
Илья Ш. |
|||||
11 |
Марат А. |
|||||
12 |
Света Ц. |
|||||
13 |
Жанна А. |
|||||
14 |
Антон Б. |
|||||
15 |
Степан К. |
|||||
16 |
Коля К. |
|||||
17 |
Оля К. |
|||||
18 |
Вика Л. |
|||||
19 |
Сергей Н. |
|||||
20 |
Наташа П. |
Из таблицы видно, что 40%
детей имеют очень высокий
уровень сформированности образных
представлений о явлениях природы
и временах года (Вова З., Юля С., Кирилл
П., Жанна К., Илья Ш., Марат А., Коля
К., Оля К). Во время исследования
эти дети за отведенное время совершенно
верно назвали и связали все
картинки с временами года, указав
на каждой из них достаточное количество
признаков, свидетельствующих о
том, что на картинке изображено именно
данное время года.30% детей имеют
высокий уровень
После изучения развития отдельных
свойств наглядно-образного
Сводная таблица результатов изучения развития наглядно-образного мышления в младшем дошкольном возрасте
Имя ребенка |
Изучение сформированности образных представлений об окружающем мире |
Изучение сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года |
Уровень развития наглядно-образного мышления | |
1 |
Лилия Н. |
|||
2 |
Вика Л. |
|||
3 |
Дима С. |
|||
4 |
Димы П. |
|||
5 |
Егор А. |
|||
6 |
Алла Г. |
|||
7 |
Артем П. |
|||
8 |
Галя К. |
|||
9 |
Регина Ж. |
|||
10 |
Алена Ш. |
|||
11 |
Наташа Л. |
|||
12 |
Сергей Н. |
|||
13 |
Петр О. |
|||
14 |
Оля В. |
|||
15 |
Сергей У. |
|||
16 |
Карина Р. |
|||
17 |
Давид Е. |
|||
18 |
Настя Ч. |
|||
19 |
Юра Н. |
|||
20 |
Тимур К. |
Сводная таблица результатов изучения развития наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте
Имя ребенка |
Изучение сформированности образных представлений об окружающем мире |
Изучение сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года |
Уровень развития наглядно-образного мышления | |
1 |
Костя М. |
|||
2 |
Маша Ч. |
|||
3 |
Денис Л. |
|||
4 |
Максим Д. |
|||
5 |
Таня Х. |
|||
6 |
Оля И. |
|||
7 |
Нина Ш. |
|||
8 |
Ефим Э. |
|||
9 |
Майя К. |
|||
10 |
Паша Т. |
|||
11 |
Тарас О. |
|||
12 |
Даша С. |
|||
13 |
Саша Н. |
|||
14 |
Оля Н. |
|||
15 |
Сергей В. |
|||
16 |
Вова П. |
|||
17 |
Таня Р. |
|||
18 |
Дима С. |
|||
19 |
Оксана Г. |
|||
20 |
Рустам Г. |
Сводная таблица результатов изучения развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Имя ребенка |
Изучение сформированности образных представлений об окружающем мире |
Изучение сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года |
Уровень развития наглядно-образного мышления | |
1 |
Вова З. |
|||
2 |
Юля С. |
|||
3 |
Катя Л. |
|||
4 |
Кирилл П. |
|||
5 |
Рома К. |
|||
6 |
Настя А. |
|||
7 |
Антон М. |
|||
8 |
Жанна К. |
|||
9 |
Юля И. |
|||
10 |
Илья Ш. |
|||
11 |
Марат А. |
|||
12 |
Света Ц. |
|||
13 |
Жанна А. |
|||
14 |
Антон Б. |
|||
15 |
Степан К. |
|||
16 |
Коля К. |
|||
17 |
Оля К. |
|||
18 |
Вика Л. |
|||
19 |
Сергей Н. |
|||
20 |
Наташа П. |
По полученным результатам можно сделать вывод о том, что на протяжении дошкольного возраста возрастает ведущая роль наглядно-образного мышления. В младшем дошкольном возрасте в основном дети «мыслят» способом практических проб. Это факт свидетельствует о ведущем значении наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте дети начинают оперировать образами предметов. Это качество способствует формированию у ребенка наглядно-образного мышления, которое занимает в старшем дошкольном возрасте особое ведущее положение.
2.2 Рекомендации родителям
и воспитателям по развитию
у дошкольников наглядно-
На основе полученных результатов мы составили рекомендации для воспитателей и родителей, которые представляют собой комплекс игр и упражнений направленных на развитие наглядно-образного мышления.
Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.
В связи с этим тренировка образного мышления направлена на развитие следующих способностей.
Осуществлять мысленное
преобразование образа. Оперирование
образами предполагает умение делать
с ними различные мысленные
Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.
Одной из важных функций образного
мышления, а точнее его разновидности
- пространственного мышления - является
обеспечение ребенка
Формирование таких
«Читать» и создавать
простые схематические
Действия образного мышления
часто характеризуются как
Планировать свои действия в уме.
Эта способность дает возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять.
Предлагаемые нами игры направлены на развитие наглядно-образного мышления. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом. Все игры и упражнения систематизированы нами в комплекс занятий (см. Приложение №3).
Длительность одного занятия
25 минут. Периодичность проведения
занятий 1-2 раза в неделю. Систематическое
участие в решении умственных
задач стимулирует
Каждая игра на занятии проигрывается по несколько раз на различном материале в течение нескольких занятий.
На 1-ом занятии дети знакомятся с первыми двумя играми, дается каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.
Основная задача руководителя игрой (воспитатель или родитель) - стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться.
Каждое из предложенных занятий имеет следующую структуру:
Приветствие.
Разминка
Основное содержание
Рефлексия занятия.
Эти игры и упражнения (см.
приложение) направлены на то, чтобы
обучить детей действиям
У ребенка владеющего внешними
формами замещения и наглядного
моделирования (использование условных
обозначений, чертежей, схематических
рисунков и т.д.) появляется возможность
применять заместители и
Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, конструированию и вне занятий; родителями - в повседневной жизни ребенка.
Подобранные нами игры и упражнения могут проводиться по подгруппам, состоящим из 2-7 детей. Взрослый должен объяснить условия и правила игры, раздать материал. Во время детской игры взрослому необходимо наблюдать за действиями детей и при необходимости вмешиваться в ход игры, оказывая помощь.
Рекомендованные задания
имеют игровую форму или
Эти задания группируются следующим образом:
Задания на замещение предметов.
Задания на анализ строения предметов
Задания на выделение пространственных отношений.
Одним из заданий на развитие у детей способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и планировать свои действия в уме является игра «Головоломка с палочками». В этой игре детям предлагается в сложенном схематически из спичек домике переместить одну спичку так, чтобы «повернуть» дом в другую сторону. Затем детям можно предложить усложнение головоломки, при котором они должны будут совершать все действия в уме, преобразовывать предмет мысленно. В старшем дошкольном возрасте взрослому все реже придется вмешиваться в выполнение ребенком задания, так как при систематической работе у детей совершенствуется наглядно-образное мышление.
Для развития внутреннего плана действий и комбинаторных способностей в занятия может быть включена игра «Шахматная доска». Для начала используется поле размером 3x3. Детям предлагается собрать целое поле из частей, но так, чтобы черные и белые клетки чередовались между собой, как на шахматной доске. Поле для начала разрезается на 3 части. В среднем дошкольном возрасте дети смогут достаточно быстро и безошибочно собрать поля. А используя эту игру в работе со старшими дошкольниками можно устроить состязания - кто быстрее и правильно сложит поле. Постепенно можно увеличить размер поля, разрезать его на большее количество частей.
Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте