Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:30, дипломная работа
Задачи работы:
1. Изучить разработанность понятия «страх», «дошкольные страхи», «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить страхи в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности страхов в дошкольном возрасте.
4. Выявить условия, влияющие на формирование деструктивных страхов.
5. Разработать программу коррекции страхов в дошкольном возрасте.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
1.1 Проблема страха в психологии
1.2 Особенности страхов детей дошкольного возраста
1.3 Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
2.3 Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы
С целью коррекции страхов у дошкольников нами была разработана комплексная программа, включающая в себя 3 блока:
Необходимость комплексного подхода связана с тем, что работа с симптоматикой, какой бы успешной она не была, не может до конца разрешить задачу изживания переживаемых ребенком страхов, и ее эффект является кратковременным и нестойким. Только успешная коррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа с родителями), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития ребенка.
На третьем этапе нами были проинтерпретированы полученные данные, которые позволяли утверждать об эффективности коррекционной программы.
Также во время исследования мы использовали следующие методики:
При выборе методик учитывалась: положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента; простота в проведении и обработке.
Практически все из использованных нами методик являются проективными, что позволяет избежать столкновения с различными формами неадекватной психологической защиты у детей и получить наиболее достоверные результаты.
Для выявления наличия определенных страхов у дошкольников использовался опросник Захарова А.И. (Приложение 1), который состоит из 29 вопросов. Испытуемому необходимо ответить на вопрос «да» - «нет» или же «боюсь» - «не боюсь».
Количественная
обработка состоит в выявлении
определенных страхов у ребенка.
Так как вопросы четкие и простые,
то интерпретация результатов
Проективная методика «Рисунок страха» направлена на выявление доминирующего страха у ребенка. Интерпретация рисунков включает в себя как формальные, так и содержательные характеристики. К формальным показателям относятся: расположение рисунка на листе, контуры фигур, нажим, цветовая гамма; к содержательным – характер рисунка, конкретное изображение картины, сюжет, наличие определенных образов.
С целью определения уровня тревожности у дошкольников мы использовали проективную методику «Тревожность» тест Теммл, Дорки, Амен (Приложение 2).
Данная методика может служить не только индикатором общего эмоционального состояния ребёнка, но и позволяет определить источник напряженности.
Диагностический
инструментарий теста представлен
14-тью картинками с изображением
типичных для жизни ребёнка
Количественный анализ теста состоит в вычислении индекса тревожности (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально негативных выборов к общему числу картинок. По индексу тревожности определяется уровень тревожности: низкий, средний, повышенный или высокий.
В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно наличия психотравмирующего опыта ребёнка в трёх сферах типичных жизненных ситуаций: в ситуациях взаимодействия взрослый-ребёнок, ребёнок- ребёнок и в ситуациях еды, умывания и сна в одиночестве.
Также диагностика
родителей проводилась с
Для статистической обработки данных, изучения результатов изменения мы применяли Хи – квадрат и t- критерий Стьюдента
До начала проверки терапевтической работы с деструктивными детскими страхами, нами было проведено пилотажное исследование с целью исследования особенностей страхов дошкольников. Наша выборка была разбита на 4 возрастные группы с целью выявления динамики страхов детей.
Данные о наличии страхов у детей были получены нами в ходе диагностического обследования дошкольников с помощью ряда методик: опросник А.И. Захарова на наличие страхов у детей; теста тревожности, разработанного американскими психологами (М.Дорки, В.Амен, Р.Тэммл); проективная методика «Рисунок страха»; опросник А.И.Захарова для родителей.
Нами было обследовано 120 детей дошкольного возраста (4 – 7 лет). На основании данных, полученных при опросе детей на наличие страхов нами построены графики, в которых отражается динамика роста определенной группы страхов.
График 1. Распределение дошкольников с 4 до 7 лет по степени выраженности вида страха
Группы страхов
Вид страха |
Выраженность страха у дошкольников (в %) | |||
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет | |
Страх незнакомых людей |
22 |
|||
Страх одиночества |
11 |
|||
Страх нападения |
19 |
|||
Страх смерти |
47 |
|||
Страх родительского наказания |
15 |
|||
Страх опоздать |
24 | |||
Страх стихийных бедствий |
18 | |||
Страх войны |
16 | |||
Страх сделать неверно |
22 | |||
Страх темноты |
41 |
12 |
11 |
9 |
Страх животных |
53 |
18 |
11 | |
Страх сказочных персонажей |
26 |
16 |
9 |
Для выявления наличия страхов у дошкольников использовался опросник Захарова А.И. «Я не трус, но я боюсь». По данным протоколов диагностирования произведена количественная и качественная интерпретация результатов обследования.
В возрасте четырех лет у детей присутствуют такие страхи, как страх темноты, незнакомых людей (характерен для 22% - 5 испытуемых), сказочных персонажей (присутствует у 26% - 6 испытуемых) и боязнь одиночества (характерно у 11% - 3 испытуемых). Доминирующим страхом является страх темноты, который присутствует у 41% испытуемых (9 детей).
Рисунок 1. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте четырех лет
Исходя из данных в литературе по изучению особенностей страхов дошкольников можно сказать, что страх одиночества, выраженный у 11% (3 ребенка) не является возрастной особенностью. К данному возрасту он должен быть пережит ребенком. Таким образом, по полученным данным можно сделать вывод о том, что страх быть одним в комнате является деструктивным.
В пять лет у дошкольников присутствуют следующие страхи: боязнь животных (присутствует у 53% испытуемых), боязнь нападения (у 19% - 5 испытуемых), страх перед сказочными персонажами (Баба Яга, Бармалей, Кощей и других) у 16% испытуемых (5 детей). Также у 12% испытуемых (4 ребенка) присутствует страх темноты. Более выраженным является страх животных (53% опрошенных – 14 детей).
Рисунок 2. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте пяти лет
Таким образом, можно сказать о сохранившемся страхе сказочных персонажей и боязни темноты. Но это является нормой в развитии дошкольника в данном возрасте. Появление страха перед животными можно объяснить через расширение знаний ребенка об окружающем мире, а так же данный страх мог возникнуть по причине провоцирования родителей. Данный страх является особенностью данного возраста и доминирует над другими страхами (из 28 испытуемых у 14) – 53%. Страх нападения возникает, в основном, у детей, которые не чувствуют защищенности со стороны близких. Далее этот страх может перейти в страх смерти.
В шесть лет к ребенку приходит осознание смерти, как неизбежного. За счет этого доминирующим (у 47% испытуемых – 13 детей) является страх перед смертью своих родителей и себя самого. Также присутствует боязнь родительского наказания у 15% испытуемых (5 ребенка), сохраняются страхи животных (характерно для 18% опрошенных – 6 детей) и темноты (присутствуют у 11% испытуемых – 4 ребенка). Также у 9% (3 ребенка) присутствует страх сказочных персонажей.
Рисунок 3. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте шести лет.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. Этот страх тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей.
В данном возрасте у ребенка возникает понимание вымысла и неправдоподобности сказок. Страшные сказочные персонажи в данном возрасте становятся плодом воображения ребенка, а не реально существующим существом. Таким образом, можно сделать вывод, что у 9% испытуемых (3 ребенка) страх сказочных персонажей (Бармалея, Бабы Яги, Кощея и других) является деструктивным. Это может быть связано с особенностями воспитания ребенка, взаимодействием его с родителями. Также сохранившийся страх темноты у 11% испытуемых (4 ребенка) свидетельствует о неуверенности ребенка, ощущении собственной незащищенности. Данный страх также является деструктивным, который мешает ребенку дальнейшему развитию ребенка.
В семь лет ребенок готовится стать школьником. И в связи с изменением социальной ситуации развития, ведущей деятельностью меняются и страхи дошкольника. В данном возрасте возникают страхи опоздать (характерно для 24% испытуемых – 6 детей), сделать что – либо не так, неправильно (свойственно для 22% - 5 детей), что связано непосредственно с учебной деятельностью, страх стихийных бедствий (наводнения, землетрясения, ураганов, бури) у 18% испытуемых (4 ребенка). Данный страх появляется из – за расширения знаний ребенка об окружающем мире, общей осведомленности. Остаются страх войны, как смерти у 16% испытуемых (3 ребенка), темноты у 9% испытуемых (1 ребенок) и боязнь животных у 11% испытуемых (2 ребенка).
Рисунок 4. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте семи лет
Страх войны определяется как страх смерти, как возможная потеря своих родных. Сохранившийся страх животных (11% - 2 ребенка) и страх темноты (9% - 1 ребенок) не характерен для данного возрастного периода дошкольника. Данные страхи могут провоцироваться родителями, или же быть сохраненными еще с предыдущего возрастного этапа как не пережитые. Эти страхи мешают нормальному развитию ребенка и могут провоцировать возникновение различных невротических состояний.
Таким образом,
по результатам диагностики
Рисунок 5. Распределение дошкольников с 4 до 7 лет по доминирующим видам страха
Исходя из полученных данных,
мы можем сделать вывод о том,
что каждому возрастному
Таким образом, можно сделать вывод, что для каждого возрастного периода характерен свой определенный вид страха, но также присутствуют базовые страхи на биологическом уровне (как инстинкт самосохранения).
Информация о работе Особенности страхов в дошкольном возрасте