Особенности страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Изучить разработанность понятия «страх», «дошкольные страхи», «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить страхи в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности страхов в дошкольном возрасте.
4. Выявить условия, влияющие на формирование деструктивных страхов.
5. Разработать программу коррекции страхов в дошкольном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
1.1 Проблема страха в психологии
1.2 Особенности страхов детей дошкольного возраста
1.3 Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
2.3 Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Особенности страхов в дошкольном возрасте.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

Пример № 7. К. Валерия, 6 лет 9 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх животных, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен  по всему листу. Изображение в  одном цвете – черный. Весь рисунок  находится в сильной штриховке (многократное обведение линий, зачеркивание, обведение в круг). Это свидетельствует о наличии высокого уровня тревожности, но по результатам теста Тэммл, Дорки, Амен это не было выявлено. На рисунке изображены животные в виде жуков, огромных пауков. Эти насекомые имеют различный размер, прорисованность деталей, но все направлены в одну сторону: к дому, внутри которого нарисован человек. Это может говорить о неосознаваемой защите ребенка перед переживаемым страхом (уже на рисунке девочка защищает себя за стенами дома). Также на дом устремлен падающий самолет с горящими крыльями. «Это я (указывая на фигуру человека в доме), а это пауки и жуки. Они такие противные. Их неприятно брать в руки, а мальчишки все время хотят меня ими напугать. Особенно майскими жуками. А еще тут самолет падает. И если он упадет на дом, то погибнут люди». Из рассказа Леры можно сделать вывод о наличии двух страхов: боязни насекомых (животных) и страхе перед катастрофами (как смерти). Страх смерти характерен для данного возраста, так как именно в старшем дошкольном возрасте приходит осознание смерти как конца жизни, но страх перед животными не характерен для старшего дошкольника и для девочки является деструктивным.

Пример № 8. П. Мария, 6 лет 4 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх животных, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Изображение в левой части листа, два паука различного размера с огромными лапами. Туловища сильно заштрихованы, что говорит о наличии высокой тревожности (что и подтверждается в ходе исследования уровня тревожности с помощью теста Тэммл, Дорки, Амен). Изображение пауков свидетельствует о наличии данного страха (страх животных) у испытуемой, который был выявлен в ходе диагностики. «Я очень боюсь пауков. И я их нарисовала. У них такие длинные ноги, они быстро бегают. Мама говорит, что они не кусаются, но я их все равно боюсь», – так проинтерпретировала свой рисунок Маша. Рисунок изображен в черной цвете, при рисовании испытуемая сильно давила на карандаш, долго рассматривала получившуюся картину, и часто вносила коррективы: дорисовывала большие глаза, удлиняла все время лапы. Использование черного цвета говорит о негативном отношении, актуальности переживаемого образа для испытуемой. «Когда я вижу пауков, мне хочется кричать, и я все время убегаю. Мама или папа тогда выкидываю пауков, если я их вижу» - данная информация, полученная от Маши говорит о том, что ребенок не пережил данный страх и он для нее является деструктивным.

 

    1. Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов

 

На основании  изученной литературы было установлено, что возникновение деструктивных  страхов возможно при проецировании  страхов родителей на своих детей  или же при не пережитом опыте  преобладающего страха. В связи с  этим устранение причин, способствующих возникновению и развитию деструктивных страхов, возможно при участии родителей и детей в совместной деятельности, а также проигрывание собственных страхов самими детьми. Таким образом, особенностью предлагаемой нами модели работы является опора психолога на родителя, включение их в реализацию коррекционно – развивающих мероприятий.

Эффективность психологического воздействия оценивалась  нами с учетом двух показателей:

  • информация о результатах работы, полученная от самих детей, родителей;
  • результаты повторного диагностического обследования дошкольников.

Наиболее интересным для оценки эффективности программы  является анализ впечатлений самих  участников коррекционно – развивающего процесса. Для этого можно привести ряд высказываний детей, принимавших участие в разработанной программе: «Мне понравилось, когда мы гуляли по страшному лесу, но тогда там было не страшно», «Интересно придумывать страшные маски, а потом с ними играть», «Мне очень понравилось рисовать, лепить из пластилина, потому что с теми страшилками можно было сделать что угодно», «Я теперь не боюсь оставаться один дома, быть в темноте», «Звери теперь не такие страшные, как раньше».

Также по мере осуществления  программы в поведении дошкольников наблюдались положительные изменения. Если в начале у участников группы наблюдались признаки неуверенности и тревоги, проявлялся страх самораскрытия: дети не проявляли инициативы участвовать в ролевых играх, закрывали друг от друга свои рисунки, стеснялись проговаривать свои чувства. То по мере прохождения занятий дети становились более раскрепощенными и инициативными. Появилось доверие к психологу и друг к другу. Дети начали сами проявлять активность и изъявляли желание участвовать в разыгрывании страшных сказок, участвовали в обсуждении сказок, овладевали умением уверенно высказывать свое мнение.

Полученные  в результате обратной связи впечатления  от родителей, которые принимали  участие в тренинге родительской компетентности, также отличаются положительными высказываниями. Более всего им понравилось  отрабатывать практические навыки, приобретенные на занятиях, на собственных детях. В ходе выполнения домашних заданий родители убедились в том, что приемы активного слушания, я – сообщений, конструктивного разрешения конфликтов и другие реально действуют и помогают улучшить взаимоотношения с ребенком.

Так как основным видом была работа песочной терапии, то большинство отзывов связанны именно с ней: «Словно возвращаешься в детство. И тут у тебя свой мир, своя игра. Ты решаешь, что и как все будет. Ты – главный!», «Я и не знала, что обычный песок может так помочь моему ребенку и мне. Словно увидела себя со стороны. И после этого на все смотришь по – другому».

Для оценки эффективности  проведенных нами тренинговых занятий необходимо сравнить результаты диагностики до и после коррекционного воздействия. В первую очередь проследим изменения количественных показателей по доминированию страхов.

Рассмотрим  изменения, произошедшие после проведения коррекционной работы у дошкольников в возрасте четырех лет.

 

Рисунок 9. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте четырех лет

 

Как видно из рисунка 9, у дошкольников наблюдается положительная динамика в снижении страха. Так, нехарактерный страх одиночества для данной выборки, который был деструктивным, вовсе исчез, как и страх незнакомых людей. Снизился уровень влияния и страха темноты. Если до воздействия он был характерен для 41% испытуемых, то теперь он присутствует лишь у 16%. Снизилась и степень выраженности страха сказочных персонажей с 26% до 11%. Проверив полученные данные с помощью математической обработки Хи – квадрата, мы получили достоверные различия между показателями до и после воздействия (Хи – квадрат = 12,075, степ.своб. = 3, Р = 0,009).

Также сдвиги характерны и для школьников в возрасте шести лет. Как видно из рисунка 10, для данной выборки характерна положительная динамика по снижению уровня выраженности различных видов страха. Так, деструктивные страхи темноты и сказочных персонажей не характерны для данной выборки после оказания коррекционной помощи. Характерно снижение страхов животных и родительского наказания в два раза (присутствуют у 9% испытуемых). Ведущий вид страха смерти для данного возраста тоже снизился с 47% до 36%.

 

Рисунок 10. Распределение дошкольников по доминированию страха в возрасте шести лет

 

Все это говорит о положительной  динамики развития. Эти данные мы проверили  с помощью Хи – квадрата, который показал значимость различия между показателями до и после воздействия (Хи – квадрат = 13,414, степ.своб. = 4, Р = 0,009).

Далее перейдем к рассмотрению полученных данных после  повторного обследования дошкольников в возрасте семи лет на доминирование  того или иного вида страха. Как видно из рисунка 11, для данной выборки также характерна положительная динамика. Деструктивный страх темноты, который присутствовал у 9% испытуемых (2 ребенка), после повторного обследования не был выявлен. Также наблюдается снижения выраженности страха животных с 11% до 3%. По всем остальным видам страха также наблюдается снижение уровня влияния в два раза.

 

Рисунок 11. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте семи лет

 

Также полученные данные мы подвергли обработке математической статистике через Хи – квадрат, в результате чего наблюдается сдвиг в данных до и после воздействия (Хи – квадрат = 7,187, степ.своб. = 5, Р = 0,001).

Далее переедем к рассмотрению изменения уровня тревожности у дошкольников до и после оказания коррекционной работы.

Изменения показателей  уровня тревожности в данной выборке можно проследить в таблице 2.

 

Соотношение дошкольников в зависимости от уровня тревожности по результатам предварительного и итогового тестирования

Таблица 2

Уровень тревожности

Количество  детей, в %

Предварительное тестирование

Итоговое тестирование

Высокий

37

0

Повышенный 

28

38

Средний

30

39

Низкий 

5

23


 

Анализ изменений, произошедших в группе после воздействия, позволяет нам говорить о значительном снижении показателей уровня тревожности. Так, при повторном тестировании не было выявлено высоких показателей по уровню тревожности, а у 39% детей показатели тревоги понизились до среднего уровня. Количество детей с повышенным уровнем тревожности, по сравнению с первоначальным тестированием, увеличилось на 10%. Но при этом увеличилось количество детей с низким уровнем тревоги на 18%.

Результаты первого и второго диагностического обследования дошкольников были сопоставлены нами при помощи t – критерия Стьюдента. Полученные результаты установили значимые изменения в показателях уровня тревожности дошкольников (t = 3,911, при  
p = 0,001). Выявлены различия на самом высоком уровне значимости.

Таким образом, на основании статистического  анализа данных можно сделать  вывод о том, что после проведения коррекционных занятий с детьми уровень тревожности дошкольников достоверно снизился.

Рассматривая  изменения, произошедшие в уровне провоцирования родителями страхов на своих детей можно сделать вывод о снижении воздействия.

Как видно из рисунка 12, после коррекционного воздействия  высокий уровень провоцирования страхов у родителей отсутствует. Увеличились средний и низкий уровни. Средний уровень увеличился до 64%, а низкий – до 36%. Таким образом, можно говорить о положительной динамике и в работе с родителями, их степень влияния на возникновение и развитие страхов у своих детей существенно снизилась.

Рассматривая  изменения, произошедшие в группе родителей, чьи дети в возрасте шести – семи лет, также можно наблюдать положительную динамику.

 

Рисунок 12. Распределение родителей дошкольников в возрасте 4 - 5 лет по уровню провоцирования страхов

 

 

Рисунок 13. Распределение родителей дошкольников в возрасте 6 - 7 лет по уровню провоцирования страха

 

Как видно из рисунка 13, в данной группе родителей  существенно возрос низкий уровень провоцирования (до 61%) за счет снижения среднего уровня (39%) и высокого уровня.

Таким образом, проведя коррекционную работу с  родителями можно наблюдать тенденцию  к увеличению среднего и низкого  уровней и полному исчезновению высокого уровня. Полученные данные мы подвергли математическому анализу с помощью t – критерия Стьюдента, где получили результаты о достоверном различии между показателями до и после воздействия (t = - 7,219, степ.своб. = 78, p = 0,001). Выявлены различия на самом высоком уровне.

Проведя повторное  обследование по методике «Рисунок страха», мы получили следующие результаты. Большинство испытуемых предпочтение в цветовой гамме отдавали красному, черному и синему цветам. Данный выбор говорит о значимости изображаемого. Расположение листа у большей части испытуемых (79%) горизонтальное. Говоря об изображаемых объектах необходимо отметить то, что дети изображали теперь характерные для данного возраста страхи: в четырехлетнем возрасте это рисунок с изображением сказочных персонажей и темноты; в пятилетнем возрасте (по сравнению с первичной диагностикой) картина почти не изменилась – животные, сказочные персонажи, темнота. В шестилетнем возрасте – страх смерти, родительского наказания; в семилетнем возрасте – страхи, связанные с переходом в школу и смерти.

Таким образом, обобщая результаты апробации комплексной  программы, можно сделать вывод  о том, что повторное диагностическое  обследование показало положительную  динамику по всем основным параметрам. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что возможно снижение степени выраженности страхов в дошкольном возрасте при организации коррекционной работы психолога.

Полученные  результаты позволяют говорить об эффективности  разработанной нами комплексной программы по коррекции дошкольных страхов.

 

 

Выводы

 

На основе цели, задач и результатов исследования нами были сформулированы следующие  выводы:

1. В различных литературных источниках указываются различные понятия «состояние страха». Существует проблема отнесения состояния страха к определенному классу эмоциональных явлений: состояние, эмоция, чувство, аффект, инстинкт, стресс или мотивация. В большинстве известных определений состояния страха делается акцент на его функциональном аспекте, отмечается субъективная неприятность переживания, описываются негативные последствия. Под состоянием страха мы понимаем определенный временный уровень целостного функционирования психики, заключающийся в отражении конкретной ситуации как угрожающей. Понятие «страх» необходимо отличать от понятия «тревога». Существует несколько точек зрения на взаимоотношения между этими понятиями. Однако наиболее распространенным мнением в современной науке является разграничение тревоги и страха в зависимости от характера угрозы. При наличии реальной объективной опасности говорят о страхе, при переживаниях опасения, не имеющего объективного обоснования, говорят о тревоге.

Информация о работе Особенности страхов в дошкольном возрасте