Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:30, дипломная работа
Задачи работы:
1. Изучить разработанность понятия «страх», «дошкольные страхи», «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить страхи в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности страхов в дошкольном возрасте.
4. Выявить условия, влияющие на формирование деструктивных страхов.
5. Разработать программу коррекции страхов в дошкольном возрасте.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
1.1 Проблема страха в психологии
1.2 Особенности страхов детей дошкольного возраста
1.3 Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
2.3 Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы
Пример № 7. К. Валерия, 6 лет 9 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх животных, который не характерен для данного возраста.
Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен по всему листу. Изображение в одном цвете – черный. Весь рисунок находится в сильной штриховке (многократное обведение линий, зачеркивание, обведение в круг). Это свидетельствует о наличии высокого уровня тревожности, но по результатам теста Тэммл, Дорки, Амен это не было выявлено. На рисунке изображены животные в виде жуков, огромных пауков. Эти насекомые имеют различный размер, прорисованность деталей, но все направлены в одну сторону: к дому, внутри которого нарисован человек. Это может говорить о неосознаваемой защите ребенка перед переживаемым страхом (уже на рисунке девочка защищает себя за стенами дома). Также на дом устремлен падающий самолет с горящими крыльями. «Это я (указывая на фигуру человека в доме), а это пауки и жуки. Они такие противные. Их неприятно брать в руки, а мальчишки все время хотят меня ими напугать. Особенно майскими жуками. А еще тут самолет падает. И если он упадет на дом, то погибнут люди». Из рассказа Леры можно сделать вывод о наличии двух страхов: боязни насекомых (животных) и страхе перед катастрофами (как смерти). Страх смерти характерен для данного возраста, так как именно в старшем дошкольном возрасте приходит осознание смерти как конца жизни, но страх перед животными не характерен для старшего дошкольника и для девочки является деструктивным.
Пример № 8. П. Мария, 6 лет 4 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх животных, который не характерен для данного возраста.
Лист расположен горизонтально. Изображение в левой части листа, два паука различного размера с огромными лапами. Туловища сильно заштрихованы, что говорит о наличии высокой тревожности (что и подтверждается в ходе исследования уровня тревожности с помощью теста Тэммл, Дорки, Амен). Изображение пауков свидетельствует о наличии данного страха (страх животных) у испытуемой, который был выявлен в ходе диагностики. «Я очень боюсь пауков. И я их нарисовала. У них такие длинные ноги, они быстро бегают. Мама говорит, что они не кусаются, но я их все равно боюсь», – так проинтерпретировала свой рисунок Маша. Рисунок изображен в черной цвете, при рисовании испытуемая сильно давила на карандаш, долго рассматривала получившуюся картину, и часто вносила коррективы: дорисовывала большие глаза, удлиняла все время лапы. Использование черного цвета говорит о негативном отношении, актуальности переживаемого образа для испытуемой. «Когда я вижу пауков, мне хочется кричать, и я все время убегаю. Мама или папа тогда выкидываю пауков, если я их вижу» - данная информация, полученная от Маши говорит о том, что ребенок не пережил данный страх и он для нее является деструктивным.
На основании
изученной литературы было установлено,
что возникновение
Эффективность психологического воздействия оценивалась нами с учетом двух показателей:
Наиболее интересным для оценки эффективности программы является анализ впечатлений самих участников коррекционно – развивающего процесса. Для этого можно привести ряд высказываний детей, принимавших участие в разработанной программе: «Мне понравилось, когда мы гуляли по страшному лесу, но тогда там было не страшно», «Интересно придумывать страшные маски, а потом с ними играть», «Мне очень понравилось рисовать, лепить из пластилина, потому что с теми страшилками можно было сделать что угодно», «Я теперь не боюсь оставаться один дома, быть в темноте», «Звери теперь не такие страшные, как раньше».
Также по мере осуществления
программы в поведении
Полученные в результате обратной связи впечатления от родителей, которые принимали участие в тренинге родительской компетентности, также отличаются положительными высказываниями. Более всего им понравилось отрабатывать практические навыки, приобретенные на занятиях, на собственных детях. В ходе выполнения домашних заданий родители убедились в том, что приемы активного слушания, я – сообщений, конструктивного разрешения конфликтов и другие реально действуют и помогают улучшить взаимоотношения с ребенком.
Так как основным видом была работа песочной терапии, то большинство отзывов связанны именно с ней: «Словно возвращаешься в детство. И тут у тебя свой мир, своя игра. Ты решаешь, что и как все будет. Ты – главный!», «Я и не знала, что обычный песок может так помочь моему ребенку и мне. Словно увидела себя со стороны. И после этого на все смотришь по – другому».
Для оценки эффективности проведенных нами тренинговых занятий необходимо сравнить результаты диагностики до и после коррекционного воздействия. В первую очередь проследим изменения количественных показателей по доминированию страхов.
Рассмотрим изменения, произошедшие после проведения коррекционной работы у дошкольников в возрасте четырех лет.
Рисунок 9. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте четырех лет
Как видно из рисунка 9, у дошкольников наблюдается положительная динамика в снижении страха. Так, нехарактерный страх одиночества для данной выборки, который был деструктивным, вовсе исчез, как и страх незнакомых людей. Снизился уровень влияния и страха темноты. Если до воздействия он был характерен для 41% испытуемых, то теперь он присутствует лишь у 16%. Снизилась и степень выраженности страха сказочных персонажей с 26% до 11%. Проверив полученные данные с помощью математической обработки Хи – квадрата, мы получили достоверные различия между показателями до и после воздействия (Хи – квадрат = 12,075, степ.своб. = 3, Р = 0,009).
Также сдвиги характерны и для школьников в возрасте шести лет. Как видно из рисунка 10, для данной выборки характерна положительная динамика по снижению уровня выраженности различных видов страха. Так, деструктивные страхи темноты и сказочных персонажей не характерны для данной выборки после оказания коррекционной помощи. Характерно снижение страхов животных и родительского наказания в два раза (присутствуют у 9% испытуемых). Ведущий вид страха смерти для данного возраста тоже снизился с 47% до 36%.
Рисунок 10. Распределение дошкольников по доминированию страха в возрасте шести лет
Все это говорит о положительной динамики развития. Эти данные мы проверили с помощью Хи – квадрата, который показал значимость различия между показателями до и после воздействия (Хи – квадрат = 13,414, степ.своб. = 4, Р = 0,009).
Далее перейдем к рассмотрению полученных данных после повторного обследования дошкольников в возрасте семи лет на доминирование того или иного вида страха. Как видно из рисунка 11, для данной выборки также характерна положительная динамика. Деструктивный страх темноты, который присутствовал у 9% испытуемых (2 ребенка), после повторного обследования не был выявлен. Также наблюдается снижения выраженности страха животных с 11% до 3%. По всем остальным видам страха также наблюдается снижение уровня влияния в два раза.
Рисунок 11. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте семи лет
Также полученные данные мы подвергли обработке математической статистике через Хи – квадрат, в результате чего наблюдается сдвиг в данных до и после воздействия (Хи – квадрат = 7,187, степ.своб. = 5, Р = 0,001).
Далее переедем к рассмотрению изменения уровня тревожности у дошкольников до и после оказания коррекционной работы.
Изменения показателей уровня тревожности в данной выборке можно проследить в таблице 2.
Соотношение дошкольников в зависимости от уровня тревожности по результатам предварительного и итогового тестирования
Таблица 2
Уровень тревожности |
Количество детей, в % | |
Предварительное тестирование |
Итоговое тестирование | |
Высокий |
37 |
0 |
Повышенный |
28 |
38 |
Средний |
30 |
39 |
Низкий |
5 |
23 |
Анализ изменений, произошедших в группе после воздействия, позволяет нам говорить о значительном снижении показателей уровня тревожности. Так, при повторном тестировании не было выявлено высоких показателей по уровню тревожности, а у 39% детей показатели тревоги понизились до среднего уровня. Количество детей с повышенным уровнем тревожности, по сравнению с первоначальным тестированием, увеличилось на 10%. Но при этом увеличилось количество детей с низким уровнем тревоги на 18%.
Результаты первого и второго
диагностического обследования дошкольников
были сопоставлены нами при помощи t –
критерия Стьюдента. Полученные результаты
установили значимые изменения в показателях
уровня тревожности дошкольников (t = 3,911,
при
p = 0,001). Выявлены различия на самом высоком
уровне значимости.
Таким образом, на основании статистического анализа данных можно сделать вывод о том, что после проведения коррекционных занятий с детьми уровень тревожности дошкольников достоверно снизился.
Рассматривая изменения, произошедшие в уровне провоцирования родителями страхов на своих детей можно сделать вывод о снижении воздействия.
Как видно из
рисунка 12, после коррекционного воздействия
высокий уровень провоцирования
страхов у родителей
Рассматривая изменения, произошедшие в группе родителей, чьи дети в возрасте шести – семи лет, также можно наблюдать положительную динамику.
Рисунок 12. Распределение родителей дошкольников в возрасте 4 - 5 лет по уровню провоцирования страхов
Рисунок 13. Распределение родителей дошкольников в возрасте 6 - 7 лет по уровню провоцирования страха
Как видно из рисунка 13, в данной группе родителей существенно возрос низкий уровень провоцирования (до 61%) за счет снижения среднего уровня (39%) и высокого уровня.
Таким образом, проведя коррекционную работу с родителями можно наблюдать тенденцию к увеличению среднего и низкого уровней и полному исчезновению высокого уровня. Полученные данные мы подвергли математическому анализу с помощью t – критерия Стьюдента, где получили результаты о достоверном различии между показателями до и после воздействия (t = - 7,219, степ.своб. = 78, p = 0,001). Выявлены различия на самом высоком уровне.
Проведя повторное обследование по методике «Рисунок страха», мы получили следующие результаты. Большинство испытуемых предпочтение в цветовой гамме отдавали красному, черному и синему цветам. Данный выбор говорит о значимости изображаемого. Расположение листа у большей части испытуемых (79%) горизонтальное. Говоря об изображаемых объектах необходимо отметить то, что дети изображали теперь характерные для данного возраста страхи: в четырехлетнем возрасте это рисунок с изображением сказочных персонажей и темноты; в пятилетнем возрасте (по сравнению с первичной диагностикой) картина почти не изменилась – животные, сказочные персонажи, темнота. В шестилетнем возрасте – страх смерти, родительского наказания; в семилетнем возрасте – страхи, связанные с переходом в школу и смерти.
Таким образом, обобщая результаты апробации комплексной программы, можно сделать вывод о том, что повторное диагностическое обследование показало положительную динамику по всем основным параметрам. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что возможно снижение степени выраженности страхов в дошкольном возрасте при организации коррекционной работы психолога.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной нами комплексной программы по коррекции дошкольных страхов.
Выводы
На основе цели,
задач и результатов
1. В различных литературных источниках указываются различные понятия «состояние страха». Существует проблема отнесения состояния страха к определенному классу эмоциональных явлений: состояние, эмоция, чувство, аффект, инстинкт, стресс или мотивация. В большинстве известных определений состояния страха делается акцент на его функциональном аспекте, отмечается субъективная неприятность переживания, описываются негативные последствия. Под состоянием страха мы понимаем определенный временный уровень целостного функционирования психики, заключающийся в отражении конкретной ситуации как угрожающей. Понятие «страх» необходимо отличать от понятия «тревога». Существует несколько точек зрения на взаимоотношения между этими понятиями. Однако наиболее распространенным мнением в современной науке является разграничение тревоги и страха в зависимости от характера угрозы. При наличии реальной объективной опасности говорят о страхе, при переживаниях опасения, не имеющего объективного обоснования, говорят о тревоге.
Информация о работе Особенности страхов в дошкольном возрасте