Особенности страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Изучить разработанность понятия «страх», «дошкольные страхи», «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить страхи в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности страхов в дошкольном возрасте.
4. Выявить условия, влияющие на формирование деструктивных страхов.
5. Разработать программу коррекции страхов в дошкольном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
1.1 Проблема страха в психологии
1.2 Особенности страхов детей дошкольного возраста
1.3 Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
2.3 Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Особенности страхов в дошкольном возрасте.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

Все это говорит  о наличии динамики в возникновении  и проявлении различных страхов  в дошкольном возрасте.

Интерпретация данных по методике «Тревожность» (Тэммл, Дорки, Амен) позволила нам распределить всех дошкольников по четырем группам в зависимости от их уровня тревожности. (Таблица 1).

 

 

Распределение дошкольников по группам в зависимости от уровня тревожности (в % соотношении)

Таблица 1.

Уровень тревожности

Кол-во детей, в %

1.

Низкий 

5

2.

Средний

30

3.

Повышенный 

28

4.

Высокий

37


 

Данные, приведенные  в таблице 1., показывают, что только 5% детей из выборки имеют низкий уровень тревожности. Средним уровнем тревожности обладают 30% дошкольников, завышенным 28% и высоким 37%. Таким образом, большая часть испытуемых (65% дошкольников) имеют уровень тревожности выше среднего.

Дети со средним  уровнем тревожности не вызывают причин для беспокойства. Неопределенные ситуации воспринимаются ими в положительном ключе и не содержат эмоционально – дестабилизирующего фактора.

Повышенная  тревожность свидетельствует о  постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых он раньше хорошо себя чувствовал.

Высокая тревожность, выявленная у 37% детей, говорит о том, что более трети детей из выборки не могут адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находятся в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Качественный  анализ данных в случаях повышенной и высокой тревожности показал, что у 86% детей источником напряжения выступают ситуации взаимодействия «родитель – ребенок», 100% дошкольников с повышенной тревогой имеют неблагоприятный опыт общения в ситуациях взаимодействия «ребенок – ребенок» и 68% - в нейтральных бытовых ситуациях (умывание, сон, еда в одиночестве).

 

Рисунок 6. Распределение дошкольников на основе источников повышенной тревоги

 

Из данных, представленных на рис. 6, видно, что, что для данной выборки дошкольников главная роль в формировании повышенной тревожности принадлежит неблагоприятным отношениям со сверстниками и родителями.

Исходя из результатов  диагностики родителей на выявления  уровня провоцирования детских страхов, можно сделать следующие выводы.

Родители, имеющие  средний (65%) и низкий (22%) уровни провоцирования создают благоприятные условия для нормального развития своего ребенка. Такие родители чрезмерно не опекают ребенку, дают возможность самостоятельно познавать этот мир, вселяют в него уверенность защите со стороны родителей и в себе самом.

 

 

Рисунок 7. Распределение родителей по уровню провоцирования страхов.

 

Родители, обладающие высоким уровнем (13%), склонны своим  поведением провоцировать страхи у  детей. Это может проявляться либо через гиперопеку, либо через повышенную тревожность родителей за свое чадо. Зачастую, страхи таких родителей передаются и их детям. Дети этих родителей имеют высокий уровень тревожности, они не проявляют интереса к познанию окружающего мира, они очень осторожны.

Для данной выборки  характерно, что родители детей в  возрасте четырех – пяти лет имеют  более высокий уровень провоцирования страхов по сравнению с родителями детей в возрасте шести – семи лет.

 

Рисунок 8. Распределение родителей с различным уровнем провоцирования страхов

 

Так, из рис. 8. видно, что высокий  уровень провоцирования страхов  имеют 18% родителей детей 4 – 5 лет, а  в возрасте 6 – 7 лет только 4% родителей. Также существуют различия и в низком уровне провоцирования: 32% родителей детей в возрасте 4 – 5 лет, и 40% в возрасте 6 -7 лет.

По результатам  диагностики «Рисунок страха» можно  сделать следующие выводы.

Большинство детей (68%) использовали весь лист для изображения рисунка, а 32% изображали свой страх преимущественно в верхней левой части листа. Обычно изображение в данной части листа говорит о интровертированности, выраженное чувство вины, застенчивость. Этим детям характерна высокая тревожность. Предпочтение в цветовой гамме в основном отводилось для красного, черного и синего цветов. Данные цвета характеризуют актуальность изображения, говорят о наличии агрессии и проявлении негативизма к данному рисунку. Использование именно этой цветовой гаммы передает бурное переживание различных негативных эмоций испытуемыми (страх, паника, ярость, гнев и другие).

По итогам полученной диагностики по трем проведенным  методикам можно сделать вывод, что 13 детей (11% испытуемых) из общей  выборки могут попасть в группу риска, так как имеют высокие показатели по выявленным страхам. Целесообразно заострить внимание на полученных рисунках данных детей с целью выявления деструктивного страха и проведения дальнейшей коррекционной работы.

Интерпретируя индивидуальные рисунки детей по методике «Рисунок страха» мы получили следующие данные.

Пример № 1. Линда Щ., 4 года 2 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен  по всему листу. Основное изображение смещено от центра к левому краю листа. Это может говорить о непринятии общественных норм и правил, выражению чувства вины, неуверенности в себе и низкой самооценке. Использование синего и красного цветов говорит об актуальности переживаемого чувства. На рисунке в хаотичном порядке изображены пустые окна и непривязанное темное пятно посередине. По объяснению Линды, она пыталась изобразить то, что она чувствует, когда находится дома. Данные окна символизируют родственников, от которых испытуемая не получает должного внимания, чувства защищенности, тепла. Эти люди, по рисунку, находятся вокруг девочки, но в тоже время отдельно от нее. Сама же девочка изображена в виде сильно заштрихованного круга с красными пятнами. Также над данным кругом присутствует красный прямоугольник, который также сильно заштрихован. Внутри прямоугольника присутствует синяя штриховка, которая по аналогии соединяет круг с прямоугольником. Такая штриховка свидетельствует о высоком уровне тревожности (что и подтверждается в ходе исследования уровня тревожности с помощью теста Тэммл, Дорки, Амен). Красный прямоугольник, повисший над девочкой, может символизировать переживаемые чувства. Это и отсутствие чувства защищенности со стороны близких людей, тревога, боязнь одиночества. Таким образом, на рисунке мы можем наблюдать два образа: соединенные круг и прямоугольник, и окружающие данный дуэт пустые окна. «Когда я сижу дома, у меня возникает ощущение, что я одна. Вот это я (указывая на круг), а это дом (указывая на окна). Ну, моя комната внутри. А это (указывая на прямоугольник)… не знаю. Просто нарисовала» - так интерпретировала свой рисунок девочка. Из рассказа становится ясным, что в действительности изображенный страх перед одиночеством характерен для испытуемой. Это подтверждается и в ходе проведенных методик, и из личного рассказа девочки.

Пример № 2. З. Даниил, 4 года 4 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен вертикально. Рисунок изображен  в нижней части листа. Это может говорить о заниженной самооценке испытуемого. При изображении использован только один цвет – красный. Данный цвет символизирует агрессию, яркое переживание образов, негативное отношение к изображенному. По сюжету рисунок содержит фигуру человека и мифическую гусеницу. Изображенная гусеница больше человека в два раза. Она состоит из большого количества ног с прорисованными глазами и оскаленными острыми зубами. У человека прорисованы только глаза в виде крестов. Руки широко расставлены в сторону, в руках можно наблюдать некое изображение кинжала и палки. Из слов Даниила: «Я нарисовал дядю. Я его не знаю, но он может прийти за мной и забрать. А это огромная гусеница. Она очень большая. Я таких не видел, но они есть. У нее большие острые зубы, длинные ноги. Она очень злая и живет в горах. А питается она разными животными, а когда приходит в город, то может съесть и непослушных детей». Таким образом, можно говорить о наличии у мальчика страха перед дикими животными и незнакомыми людьми. Но по итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества. Данный вид страха не был изображен мальчиком. Это может говорить о том, что данный страх присутствует у ребенка, но не является для него актуальным. Более важным опасением для себя испытуемый видит в неизвестных животных и незнакомых людях. Также фраза ребенка о непослушных детях может указывать на навязанный страх перед данными объектами. Высокая вероятность проецирования страхов родителей на своего ребенка. Это предположение подтверждается в ходе тестирования родителей.

Пример № 3. П. Роман, 4 года. По итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен  по всему листу. На рисунке изображено шесть фигур человека, отдельные друг от друга. Две фигуры явно отделены от остальных: одна посредством кругов, вторая посредством штриховки. Фигуры изображены различного цвета: желтый, черный, красный и синий. В центре листа расположена самая большая фигура красного цвета. Внутри нее изображена красным цветом жирная полоса. Каждая фигура человека нарисована по – разному: у одной прорисованы глаза в виде пустых глазниц (но для данного возраста такое изображение глаз является нормой), у другой прорисованы рот и нос, у третьей заштриховано полностью тело, у четвертой многократно обведена голова, один силуэт изображен схематично. «Нет. Я не рисовал семью. Это просто дети. Они гуляют, но каждый в своем месте. Вот этот – на улице, этот – дома, этот – в детском саду… Нет, это может быть один мальчик. Просто в разное время» - так комментировал свой рисунок Рома. Из интерпретации и рисунка можно сделать вывод о существующем страхе одиночества. Данный страх актуален для ребенка, так как именно данное переживание и пытался изобразить испытуемый. На вопрос: «А где же мама этого мальчика?» был получен ответ: «Она на работе. Все время работает, или занята делами. Ей некогда играть». Данный рассказ может свидетельствовать о нехватки общения ребенка с матерью, неустойчивой эмоциональной связи матери и дитя. Эмоциональная неустойчивость не вселяет чувства уверенности в себе и окружающих людях испытуемому. Дополнительное наблюдение показало, что на прогулке Рома играет в одиночестве, в стороне от остальных детей. У него нет попыток начать играть с другими детьми. Он не является лидером, а наоборот, отвергается детьми. Наличие штриховки говорит о повышенном уровне тревожности, что и подтверждается в ходе выявления уровня тревожности с помощью теста Тэммл, Дорки, Амен. Из рассказа становится ясным, что в действительности изображенный страх перед одиночеством характерен для испытуемого. Это подтверждается и в ходе проведенных методик, и из личного рассказа мальчика.

Пример № 4. С. Сергей, 6 лет 7 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх сказочных персонажей, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок расположен в правой нижней части листа. Изображение рисунка произведено в красном цвете. Все это говорит об актуальности переживаемого образа, агрессии, непринятии общественных норм и правил, а так же о заниженной самооценке испытуемого. На рисунке изображены сказочные герои, которые живут в лесу (изображение ели). Изображен паук с шестью парами лап, голова с огромными горящими глазами и фигура человека – робота. Из беседы с мальчиком можно сделать вывод о наличии страха сказочных персонажей: «Мне мама читала сказку «Волшебник изумрудного города». Там был металлический дровосек. Он когда ходит – скрипит, и у него сердца нет. Он злой, он не жалеет никого. А это паук. Такие большие пауки живут у бабушки в деревне. Мне кажется, что они кусаются. А если он укусит, то может заразить, и ты будешь болеть». Рисунок изображен схематично, очень быстро. Сергей не задумывался, что конкретно изображать, он просто рисовал свой страх. Это позволяет говорить об актуальности данного страха, но так как данный вид страха не характерен для данного возраста, то он является деструктивным. Из слов мальчика, мама прочитала рассказ, из которого и появился страх.

Пример № 5. К. Виктория, 6 лет 1 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх темноты, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен по всему листу. Цветовая гамма рисунка красно – черная. В рисунке можно выделить два крупных объекта – глаза в правом нижнем углу, черная туча в левом верхнем углу. Также в хаотичном порядке по всему листу располагаются линии в виде символического изображение темноты и дремучего леса. «Когда становится темно – мне страшно. И вот когда по лесу гуляем с мамой, когда она сзади остается, то тоже такое ощущение. Как будто на меня сейчас летучие мыши вылетят и начнут кружиться вокруг меня. А вот дома ощущение, что в моем шкафу кто – то живет. Я не знаю точно. Мы с мамой много раз смотрели, там никого, но все равно дверца шкафа скрипит. Я хотела нарисовать свою комнату, но я не умею. И я лес нарисовала. Ведь там ночью очень страшно», – так объяснила свой рисунок Вика. Из рисунка видно, что у девочки высокий уровень тревожности (что и подтверждается в ходе исследования уровня тревожности с помощью теста Тэммл, Дорки, Амен), а также изображение переживаемого страха актуально для Вики (изображение в красно – черном цвете). По результатам диагностики выявлен страх темноты, который для девочки является деструктивным.

Пример № 6. Ч. Евгения, 6 лет 5 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх сказочных персонажей, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен  по всему листу. При рисовании  испытуемая использовала только два цвета: красный и черный. Причем красный был дополнительным цветом, с помощью которого производилось прорисовывание деталей. На рисунки изображены три мифических героя: акула, динозавр, собака – лев. Над ними в полете изображен вампир с окровавленными зубами, и капающей кровью. У всех изображенных существ присутствует оскал, прорисованы острые зубы и когти, и все повернуты влево. Зубы и когти свидетельствуют об агрессии со стороны дошкольника. Выбор цветов говорит об актуальности переживаемых образов. В ходе диагностики выявлен страх сказочных персонажей. Но на изображенном рисунке перекликаются страх животных и сказочных персонажей. Из рассказа Жени: «Вот вампиров очень боюсь. Я в одном фильме видел, как он укусил другого человека и тот умер, а потом стал таким же. Всех кусал. А они очень злые, и если тебя укусят, то и ты таким станешь. А я таким быть не хочу». Таким образом, можно сделать вывод, что данный страх является спровоцированным СМИ, и не является возрастной нормой. Изображение животных мальчиком были описаны следующим образом: «Они страшные, рычат и у них зубы большие и острые. Они могут и ногу откусить. У меня в деревне была такая страшная собака, она всегда на меня гавкала, а один раз я даже от нее убегал». То есть, данный страх присутствует у ребенка с давних пор, и изображение таких мифических животных является проекцией прошлого пережитого негативного опыта. Данный страх мешает дальнейшему развитию мальчика.

Информация о работе Особенности страхов в дошкольном возрасте