Особенности страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:30, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Изучить разработанность понятия «страх», «дошкольные страхи», «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить страхи в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности страхов в дошкольном возрасте.
4. Выявить условия, влияющие на формирование деструктивных страхов.
5. Разработать программу коррекции страхов в дошкольном возрасте.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
1.1 Проблема страха в психологии
1.2 Особенности страхов детей дошкольного возраста
1.3 Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
2.3 Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Особенности страхов в дошкольном возрасте.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

2. Дошкольные  страхи характеризуются двумя  особенностями: первая – каждый период дошкольного детства характеризуется доминированием определенного вида страха. Так, в возрасте четырех лет дети испытывают чувство страха по отношению к сказочным персонажам и темноте. В пятилетнем возрасте появляется страх перед животными, в шестилетнем возрасте доминирующим является страх смерти, родительского наказания, в семилетнем возрасте ведущими являются страхи, связанные с переходом в школу – опоздать, сделать что – либо неверно, страх войны и стихийных бедствий.

Второй особенностью является динамичность. Возникая в  одном возрасте определенный вид  страха регенерируется в другой вид в следующем периоде дошкольного детства. Страх сказочных персонажей, характерный для четырехлетнего возраста, в пятилетнем начинает переходить страх родительского наказания (образы Бабы Яги, Кощея, Бармалея и других провоцируются на родителей, так как главная задача этих персонажей – в наказании непослушных детей). В шестилетнем возрасте приходит осознание смерти, и этот страх переходит в страх войны и стихийных бедствий, как прекращении жизни.

Основными психологическими факторами, способствующими формированию у дошкольников страхов, являются отношения в семье и отношения со сверстниками.

3. Комплексная  программа коррекции дошкольных страхов, разработанная на основе проведенного исследования показала свою эффективность.

Полученные  выводы вносят определенный вклад в практическую деятельность психолога по работе с дошкольниками, по коррекции их эмоциональной сферы.

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование имело своей целью исследование особенностей страхов в дошкольном возрасте.

При проведении коррекции деструктивных дошкольных страхов использовалась авторская комплексная программа, подтвердившая свою эффективность.

В исследовании дошкольных страхов приняли участие 120 дошкольников в возрасте от четырех  до семи лет. Экспериментальному воздействию  было подвержено 13 детей и 4 родителя.

В ходе исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Результаты  исследования имеют как научную, так и практическую значимость.

Теоретическое значение имеет систематизация знаний о состоянии страха. В результате исследования были определены факторы, наиболее сильно влияющие на возникновение и развитие страхов у детей дошкольного возраста, к которым относятся взаимоотношения в семье и отношения с родителями, а также взаимоотношения со сверстниками.

Практическое  значение работы заключается в возможности использования полученных данных по особенностям дошкольных страхов детей с целью более психологически грамотного осуществления учебно-воспитательного процесса; родителями, как определенные рекомендации по особенностям обучения и воспитания детей; психологами, социальными педагогами для составления наиболее полной картины развития ребенка; психологами в ДОУ в процессе консультирования и коррекции страхов в дошкольном возрасте.

Особую практическую значимость имеет комплексная программа коррекции деструктивных дошкольных страхов.

Представляется  целесообразным дальнейшая разработка этой проблемы. Необходимо изучение влияния  дошкольных страхов на развитие личности ребенка, например, невротизацию. Возможно также изучение природы возникновения страхов в дошкольном возрасте, их места в общей иерархии страхов личности дошкольника.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность / Под. ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. с. 134-142.
  2. Браш Х., Рихберг Инга – Мария Беспричинный страх. – М.: «Сигма – пресс», 1998. – 83 с.
  3. Буянов М.И. Психотерапия в детском учреждении. – Одесса: Изд-во Одесского ПГПИ, 1987. – 148 с.
  4. Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Министерство здравоохранения СССР, 1976. – 123 с.
  5. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 144 с.
  6. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, № 5, с.104 – 144.
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976. – 136 с.
  8. Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни. // Психологический журнал, 1997, № 3, с.26 – 36.
  9. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». – Вып. 1. / Под ред. Бурлаковой Н.С. – М.: УЦ «Перспектива», 1998. – 88с.
  10. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – изд – ие 3 – е, исправленное и дополненное – М.: «Че Ро», 2004. – 240с.
  12. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция. Сост. Нелюбова Т.В., Гришпун И.Б. – М.: Международная педагогическая академия, 1993. – 188 с.
  13. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт психодиагностики и психокоррекции детей. - СПб.: Изд-во "Сматр", 1996. - 98 с.
  14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1982. – 216 с.
  15. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. 2- е изд., доп. – М.: Просвещение, 1993. – 89 с.
  16. Захаров А.И. Детские неврозы. – СПб.: «Респекс», 1995. – 97 с.
  17. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 63 с.
  18. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд – во МГУ, 1980. – 436 с.
  19. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  20. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 89 – 95.
  21. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч.Спилбергера. – СПб.: Речь, 2004, 80 с.
  22. Клюева Н.В., Устиленцева И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. - Ярославль, 1995. - 32 с.
  23. Ковалев В.В. Психогенные патологические механизмы формирования личности у детей и подростков. - М., 1976. – 132 с.
  24. Конюхов Н.И. Словарь – справочник практического психолога. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. – 198 с.
  25. Корешевская А. Нарисуй, ответь, напиши! // Школьный психолог, апрель 2002, №15, с. 8 – 9.
  26. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 1988. – 136 с.
  27. Краткий психологический словарь. Состав. Л.А. Корпенко. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1985. -142 с.
  28. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М.: Генезис, 1997. – 242 с.
  29. Личко Е.А. Диагностика и лечение нервных психических заболеваний. – Л.: Медицина, 1970. – 139 с.
  30. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 116 с.
  31. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
  32. Мир детства: младший дошкольник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 73 с.
  33. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Медицина, 1960. - 424 с.
  34. Мэй р. Проблема тревоги /Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Изд – во ЭКСМО Пресс, 2001. – 432 с.
  35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образов<span class="dash041e_0431_044b

Информация о работе Особенности страхов в дошкольном возрасте