Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности вербального творческого мышления у педагогов с разными типами субъектной регуляции.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость»;
2) подобрать методики для оценки вербального творческого мышления и типа субъектной регуляции педагогов;
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции…………………………………………….5
1.1. Понятие творческого мышления. Творческое мышление студента……… 5
1.2. Понятие «субъектная регуляция». Типы субъектной регуляции………..13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления студентов с разными типами субъектной регуляции…….……..23
2.1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….23
2.3. Психологический анализ полученных результатов……………..………26
Выводы……………………………………………………………………..….…37
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиография………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»
Кафедра педагогики и психологии
Особенности вербального творческого мышления у студентов педагогического колледжа с разным типом субъектной регуляции
Специальность 050303 Иностранный язык
Студент (ка) педагогического отделения
5 курса, группы И – 82
Научный руководитель
Преподаватель
Набережные Челны
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции…………………………………………….5
1.1. Понятие творческого мышления. Творческое мышление студента……… 5
1.2. Понятие «субъектная регуляция». Типы субъектной регуляции………..13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления студентов с разными типами субъектной регуляции…….……..23
2.1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….23
2.3. Психологический анализ полученных результатов……………..………26
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения
Введение
Проблема исследования профессионального мышления педагога является одной из фундаментальных в педагогической психологии. Ее значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.
Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Этим определяется проблема развития творческого мышления учителя. Кроме того, проблема подготовки учителя, воспитателя дошкольного образовательного учреждения к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления [30].
Вызывает интерес также то, как индивидуально-типологические особенности субъектной регуляции влияют на особенности вербального творческого мышления педагогов.
Объект исследования: педагоги с разными типами субъектной регуляции.
Предмет исследования: творческое мышление у лиц с разным типом субъектной регуляции.
Цель исследования: выявить особенности вербального творческого мышления у педагогов с разными типами субъектной регуляции.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость»;
2) подобрать методики для оценки вербального творческого мышления и типа субъектной регуляции педагогов;
3) обобщить полученные данные и теоретически описать, как определенный тип субъектной регуляции, влияет на особенности вербального творческого мышления.
Гипотеза: у лиц с автономным типом субъектной регуляции уровень вербального творческого мышления будет выше, чем у «зависимых» респондентов.
Методологическую основу исследования составила концепция субъектной регуляции деятельности (Е. А. Климов, Т. В. Корнилова, А. В. Либин, Г. С. Прыгин и др.).
Исследованием в области творческого мышления занимались Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Л. Термен, Р. Стернберг, М. Воллах, Данилова В.Л., Гальперин П.Я., Шадриков В.Д., Тютюнник В.И., Медник С., Гнатько Н.М., Дружинин В.Н. и др.
Методы исследования:
а) теоретический анализ основных понятий;
б) эмпирические методы – личностный опросник Г. С. Прыгина, тест «Многозначные слова» Т.В. Огородовой
в) статистические методы – Т-критерий Стьюдента.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции
1.1. Понятие творческого мышления. Творческое педагогическое мышление
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином "креативность". В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Для определения уровня
Среди них:
1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;
7) фантастичность - полная оторванность
ответа от реальности при
8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;
9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.
Е.П. Торрес [30] выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Творческое мышление определяется как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию (С.Л. Рубинштейн). Творческое мышление характеризуется тенденциями дивергенции (увеличения количества возможных альтернатив) и латерации (ориентации на непрямые, отдаленные содержательные связи).
Особый тип мышления, называемый
в зарубежной психологии
В отечественной психологии
так же широко разрабатываются
проблемы творческого мышления
человека. Она ставится как проблема
продуктивного мышления в
И.Я. Лернер [16] характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.
С точки зрения Д.Б. Богоявленской [4] творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.
По В.Н. Дружинину [8], творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).
Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин
и другие отечественный
Выделяя признаки творческого
акта, все исследователи
Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.
Таким образом, главная особенность
творческого мышления связана
со спецификой протекания
Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.
С творческим мышлением
В качестве "ментальной единицы"
измерения творческости
И.Я. Лернер [16] считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
Овладев этими чертами, можно
развивать их до уровня, обусловленного
природными задатками и
Д.Б. Богоявленской была выделена [1983 г.] единица измерения творчества, названная "интеллектуальной инициативой". Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
В.А. Крутецкий [13] структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:
- способность к
- способность к логическому
мышлению в сфере
- способность к
- гибкость мыслительных
- стремление к ясности, простоте,
экономичности и
- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;
- математическая память (обобщенная
память на математические
- математическая направленность ума.
Так же к творческому