Особенности вербального творческого мышления у студентов педагогического колледжа с разным типом субъектной регуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности вербального творческого мышления у педагогов с разными типами субъектной регуляции.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость»;
2) подобрать методики для оценки вербального творческого мышления и типа субъектной регуляции педагогов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции…………………………………………….5
1.1. Понятие творческого мышления. Творческое мышление студента……… 5
1.2. Понятие «субъектная регуляция». Типы субъектной регуляции………..13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления студентов с разными типами субъектной регуляции…….……..23
2.1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….23
2.3. Психологический анализ полученных результатов……………..………26
Выводы……………………………………………………………………..….…37
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиография………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Шамшурина.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

Особенности вербального творческого мышления у студентов педагогического колледжа  с разным типом субъектной регуляции

 

Специальность 050303  Иностранный язык

 

 

 

 

Студент (ка) педагогического отделения                                              

5 курса, группы И – 82                                                 ____________ Т. Шамшурина

                                        (подпись)

Научный руководитель

Преподаватель                                                                  _____________  О.В. Хапикова

                                          (подпись)

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции…………………………………………….5

1.1. Понятие творческого мышления. Творческое мышление студента……… 5

1.2. Понятие «субъектная регуляция». Типы субъектной регуляции………..13

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления студентов с разными типами субъектной регуляции…….……..23

2.1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….23

2.3. Психологический анализ полученных результатов……………..………26

Выводы……………………………………………………………………..….…37

Заключение……………………………………………………………………….38

Библиография…………………………………………………………………….40

Приложения

 

Введение

 

Проблема исследования профессионального мышления педагога является одной из фундаментальных в педагогической психологии. Ее значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.

 Творчество - наиболее существенная  и необходимая характеристика  педагогического труда. Этим определяется  проблема развития творческого  мышления учителя. Кроме того, проблема  подготовки учителя, воспитателя  дошкольного образовательного учреждения к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления [30].

Вызывает интерес также то, как индивидуально-типологические особенности субъектной регуляции влияют на особенности вербального творческого мышления педагогов.

Объект исследования: педагоги с разными типами субъектной регуляции.

Предмет исследования: творческое мышление у лиц с разным типом субъектной регуляции.

Цель исследования: выявить особенности вербального творческого мышления у педагогов с разными типами субъектной регуляции.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость»;

2) подобрать методики для оценки вербального творческого мышления и типа субъектной регуляции педагогов;

3) обобщить полученные данные и теоретически описать, как определенный тип субъектной регуляции, влияет на особенности вербального творческого мышления.

Гипотеза: у лиц с автономным типом субъектной регуляции уровень вербального творческого мышления будет выше, чем у «зависимых» респондентов.

Методологическую основу исследования составила концепция субъектной регуляции деятельности (Е. А. Климов,  Т. В. Корнилова, А. В. Либин, Г. С. Прыгин и др.).

Исследованием в области творческого мышления занимались Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Л. Термен, Р. Стернберг, М. Воллах, Данилова В.Л., Гальперин П.Я., Шадриков В.Д., Тютюнник В.И., Медник С., Гнатько Н.М., Дружинин В.Н. и др.

Методы исследования:

а) теоретический анализ основных понятий;

б) эмпирические методы – личностный опросник  Г. С. Прыгина, тест «Многозначные слова» Т.В. Огородовой

в) статистические методы – Т-критерий Стьюдента.

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции

 

1.1. Понятие творческого мышления. Творческое педагогическое мышление

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином "креативность". В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

 Для определения уровня креативности  Дж. Гилфорд [30] выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

 Среди них:

1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли - способность  переключаться с одной идеи  на другую;

3) оригинальность - способность производить  идеи, отличающиеся от общепринятых  взглядов;

4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке  гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость  реакции от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность  ответа от реальности при наличии  логической связи между стимулом  и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу  и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.

 Е.П. Торрес [30] выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений  с одного класса объектов на  другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота  данного ответа к однородной  группе;

- точность выполнения заданий.

Творческое мышление определяется как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию (С.Л. Рубинштейн). Творческое мышление характеризуется тенденциями дивергенции (увеличения количества возможных альтернатив) и латерации (ориентации на непрямые, отдаленные содержательные связи).

 Особый тип мышления, называемый  в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается  англо-американскими учеными, однако  сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

 В отечественной психологии  так же широко разрабатываются  проблемы творческого мышления  человека. Она ставится как проблема  продуктивного мышления в отличии  от репродуктивного. Психологи единодушны  в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

 И.Я. Лернер [16] характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

 С точки зрения Д.Б. Богоявленской [4] творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

 По В.Н. Дружинину [8], творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

 Суть творческого мышления  сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной  активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

 Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин  и другие отечественный психологи  считают основным признаком мышления  рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление  возникает в процессе осуществления и связана с порождением "побочного продукта", который и является творческим результатом.

 Выделяя признаки творческого  акта, все исследователи подчеркивают  его бессознательность, неконтролируемость  волей и разумом, а также измененность  состояния сознания.

 Второй признак творческого  мышления - спонтанность, внезапность  творческого акта от внешних  ситуативных причин.

 Таким образом, главная особенность  творческого мышления связана  со спецификой протекания процесса  в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

 Иное дело - оценка продукта  как творческого. Здесь в силу  вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и  так далее.

 С творческим мышлением сопряжены  два личностных качества: интенсивность  поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

 В качестве "ментальной единицы" измерения творческости мыслительного  акта, "кванта" творчества, Я.А. Пономарев  предлагает рассматривать разность  уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

 И.Я. Лернер [16] считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

 Овладев этими чертами, можно  развивать их до уровня, обусловленного  природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - "они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую".

 Д.Б. Богоявленской была выделена [1983 г.] единица измерения творчества, названная "интеллектуальной инициативой". Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

 В.А. Крутецкий [13] структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

- способность к формализованному  восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

- способность к логическому  мышлению в сфере количественных  и качественных отношений, числовой  и знаковой символики, способность  мыслить математическими символами;

- способность к совершенствованию  процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

- гибкость мыслительных процессов  в математической деятельности;

- стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности  решения;

- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

- математическая память (обобщенная  память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений  и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

- математическая направленность ума.

 Так же к творческому мышлению  В.А. Крутецкий относит следующие "не существенные" компоненты: быстрота мыслительных процессов  как временная характеристика; вычислительные  способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Информация о работе Особенности вербального творческого мышления у студентов педагогического колледжа с разным типом субъектной регуляции