Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности вербального творческого мышления у педагогов с разными типами субъектной регуляции.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость»;
2) подобрать методики для оценки вербального творческого мышления и типа субъектной регуляции педагогов;
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции…………………………………………….5
1.1. Понятие творческого мышления. Творческое мышление студента……… 5
1.2. Понятие «субъектная регуляция». Типы субъектной регуляции………..13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления студентов с разными типами субъектной регуляции…….……..23
2.1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….23
2.3. Психологический анализ полученных результатов……………..………26
Выводы……………………………………………………………………..….…37
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиография………………………………………………………………
На третьем, личностном уровне – уровне конкретных ситуаций – поведение человека в значительной степени зависит не только от его конституции и социально-нормативного опыта, но и от собственной субъективной активности по категоризации условий, смыслообразованию и проектированию целей на основе самоотношения.
Следовательно, по происхождению (уровню регуляции) и сфере приложения выделяются три уровня черт:
– конституциональные (организмические) обусловлены свойствами организма; сфера приложения – максимально широкий класс ситуаций;
– социально-нормативные (индивидные) – обусловлены опытом жизнедеятельности; сфера приложения – в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях;
– личностные – обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности.
Согласно М.И. Бобневой [3], на уровне социального взаимодействия основными факторами, регулирующими активность субъекта, является так называемая нормативная регуляция, которая означает, что «индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный – должный – вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются в соответствии с этими предписаниями, «заданными» – стандартами – нормами» [3].
Именно на социальном и личностном уровнях регуляции система субъектной регуляции носит более или менее (в зависимости от новизны и сложности выполняемой деятельности) «развернутый», осознанный характер [20].
В связи с этим можно сделать следующие выводы:
– когда эффективность субъектной регуляции деятельности оценивается какими-либо социальным нормативам, следует говорить о социальном уровне регуляции (и употреблять термин «социальная регуляция»);
– когда эффективность субъектной регуляции рассматривается как соответствие полученного результата субъективному критерию успешности, следует говорить о личностном уровне регуляции (и употреблять термин «личностная регуляция»);
– можно предположить, что регуляция на конституциональном уровне – это «вырождение» системы субъектной регуляции в физиологическую функциональную систему Анохина (хотя эта гипотеза требует отдельной теоретической и экспериментальной проверки).
Поскольку становление субъектной регуляции деятельности происходит уже на ранних стадиях процесса онтогенеза личности и связано с формирующейся произвольностью, становлением самосознания и появлением качественно новой формы активности – самостоятельного поведения, постольку и формирование личностных особенностей регуляции также будет зависеть от психических свойств, процессов, способностей личности, конституциональных особенностей и т.д., формирующихся в той социальной среде, в которой происходит ее развитие [20].
По-видимому, данные регуляторные особенности должны быть связаны с определенными комплексами личностных качеств, которые формируются в реальной жизнедеятельности личности и которые достаточно ярко проявляются в процессе осуществления деятельности, т.е. эти комплексы должны содержать, прежде всего, такие качества личности, которые наиболее важны для достижения цели деятельности. Как отмечал Б.Г. Ананьев, «…сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития» [1].
В практической деятельности можно наблюдать, как некоторые субъекты на всех этапах выполнения деятельности (от постановки цели, до получения результата) обнаруживают комплекс качеств личности, наиболее важных для достижения принятой цели, т.е. такой комплекс личностных качеств, который позволяет им достигать результатов деятельности, соответствующих субъективным критериям успешности, не прибегая к помощи других лиц. Этот комплекс качеств можно охарактеризовать как комплекс «эффективной самостоятельности» в выполнении деятельности [20].
В то же время у других субъектов подобный комплекс «эффективной самостоятельности» развит слабо, вследствие чего для сколько-нибудь успешного осуществления деятельности им приходится прибегать к посторонней помощи; так, например, часто можно наблюдать, как человек не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты и т.д. – в результате ему приходится часто обращаться за помощью к более компетентным лицам. Если к первой группе лиц вполне применимо выражение «САМО-регулирование» своей деятельности, то для второй группы это, скорее, «регулирование их деятельности ИЗВНЕ».
Как отмечает А.В. Либин [17]: «По определенным законам, лежащим в основе механизмов компенсации и оптимизации личностных структур, ярко выраженные у данного человека свойства образуют кластеры, связки, сцепления, синдромы, становясь устойчивыми симптомокомплексами, дающими возможность исследователям говорить о типах и типологиях».
Лица, обладающие сформированным симптомокомплексом качеств личности, позволяющим при выполнении деятельности опираться, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т.д., могут быть охарактеризованы как «автономные» субъекты. Другая (полярная) группа субъектов, у которой данный симптомокомплекс качеств личности сформирован слабо, может быть охарактеризована, как «зависимые» в осуществлении деятельности. Регуляторные особенности тех субъектов, которые не могут быть отнесены ни к одной из крайних типологических групп, считаются «смешанным» типом субъектной регуляции [20].
Таким образом, каждому из указанных типов соответствует, с одной стороны, характерный уровень сформированности симптомокомплекса качеств личности, а с другой – определенная структурная и функциональная сформированность системы субъектной регуляции.
Итак, индивидуальные особенности симптомокомплекса качеств личности наиболее важных для эффективной деятельности, диалектически взаимодействуя с индивидуальными особенностями ее системы субъектной регуляции, порождают определенный характерный для личности тип осуществления деятельности.
«Автономность» можно рассматривать как тип личности, если, например, изучается содержательная характеристика личности как субъекта деятельности. «Автономность» можно рассматривать и как тип осуществления деятельности, если анализировать этот процесс с точки зрения характера выполнения деятельности. «Автономность» можно рассматривать и как тип регуляции, если подходить к нему с позиции исследования особенностей регуляторных процессов.
С теоретических позиций «автономность» можно рассматривать и как континуальное качество, которое изменяется от своего максимального значения – до минимального.
Именно в понятии «автономность» реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те личностно-типологические особенности, которые опосредуют процессы субъектной регуляции.
Рассматривая «включенность» субъекта в процессы психической регуляции деятельности, Л.М. Веккер говорит о том, что все теории, касающиеся в той или иной мере вопросов психической регуляции, «вынуждены включать в свой концептуальный аппарат категории, которые в различной форме и на разных уровнях описывают и интерпретируют внутреннюю структуру субъекта – носителя функций и актов психической регуляции» [5].
Симптомокомплекс качеств личности, составляющий суть понятия «автономность», детерминирует работу всей системы субъектной регуляции, затрагивая работу каждого ее структурного компонента (именно поэтому он и является системным качеством). Составляя «типаж» личности, он влияет на работу всех структурных компонентов субъектной регуляции. В целеполагании он определяет степень сложности цели и ее временные параметры. В «модели субъективно значимых условий» этот симптомокомплекс присутствует, в частности, в виде метакогнитивных параметров индивидуального опыта; в «субъективной программе исполнительных действий» – позволяет выбрать оптимальные способы достижения цели с учетом рефлексии своих возможностей и способностей, поведенческих установок. Особенно сильное влияние симптомокомплекс личностных качеств оказывает на формирование «субъективных критериев успешности достижения цели» [20]. По сути, качество выполненной работы, качество реализованной цели (полученный результат), будет зависеть именно от этого компонента субъектной регуляции. Следовательно, симптомокомплекс характерных качеств личности – один из главнейших факторов, опосредующих формирование системы субъектной регуляции на личностном и социальном уровнях.
Выводы по первой главе:
1. Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
2. Творческое мышление педагога - вид мышления, сопутствующий профессиональному творческому мышлению, проявляющийся в создании или открытии объективно или субъективно нового в теоретической или практической областях, связанных с профессиональной деятельностью, и формировании индивидуального стиля профессионального самоопределения.
3. Субъектная регуляция – это целостная, замкнутая по структуре, информационно открытая система, в которой степень сформированности ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая уникальность личности, приводит к согласованию ее активности с требованиями деятельности, и тем самым, к достижению цели, принятой субъектом.
4. Лица, обладающие сформированным симптомокомплексом качеств личности, позволяющим при выполнении деятельности опираться, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т.д., могут быть охарактеризованы как «автономные» субъекты. Другая (полярная) группа субъектов, у которой данный симптомокомплекс качеств личности сформирован слабо, может быть охарактеризована, как «зависимые» в осуществлении деятельности. Регуляторные особенности тех субъектов, которые не могут быть отнесены ни к одной из крайних типологических групп, считаются «смешанным» типом субъектной регуляции.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления педагогов с разными типами субъектной регуляции
2.1. Характеристика выборки и методов исследования
С целью изучения особенностей вербального творческого мышления в разных типологических группах «автономных», «смешанных», «зависимых», нами было организовано исследование, которое проводилось на базе Набережночелнинского педагогического колледжа среди студентов разных отделений: ………….
Общая численность выборки составила 90 человека. Испытуемые – преимущественно лица женского пола в возрасте от 23 до 60 лет.
Исследование проводилось в декабре месяце 2012 г. на базе вышеуказанного образовательного учреждения.
Для достижения поставленных задач мы применили следующие методики: Личностный опросник Г.С. Прыгина (Приложение 1), тест «Многозначные слова» Т.В. Огородовой (Приложение 2).
На первом этапе мы провели личностный опросник Г. С. Прыгина, который позволяет распределить всех испытуемых по оси «автономный – смешанный - зависимый», а также осуществлять более детальную оценку испытуемых - ранжировать их по степени сформированности определенного комплекса деятельностных качеств. Данный комплекс деятельностных качеств индивида назван «эффективной самостоятельностью» в выполнении деятельности, позволяющий достигать субъектам значительных успехов, не прибегая к помощи других лиц. К данным качествам Г. С. Прыгин относит целеустремленность, собранность, развитый самоконтроль, способность адекватно цели оценивать внешние условия выполнения деятельности, то есть оптимально использовать или даже целенаправленно создавать одни условия, избегать или минимизировать влияние других; проводить активный поиск информации, необходимый для успешного осуществления деятельности; уверенность в своих личностных качествах, знаниях и навыках, а также умение, в случае необходимости, мобилизовать их на достижение поставленной цели.
«Автономные» в полной мере обладают данным симптомокомплексом «эффективной самостоятельности», «зависимые» не могут без помощи посторонних простроить свою деятельность и не характеризуются данным симптомокомплексом, а «смешанные» при разных условиях деятельности могут «переходить» то в типологическую группу «автономных», то в группу «зависимых», то есть в зависимости от условий деятельности проявлять различную степень эффективной самостоятельности в деятельности.
Данный опросник разработан на разных возрастных группах (вне зависимости от пола испытуемых и их специализации) и прошел все этапы стандартизации.
С помощью данного личностного опросника испытуемые распределились по шкале «автономности-зависимости» на три типологические группы субъектной регуляции «автономных», «смешанных» и «зависимых». Опросник состоит из 18 утверждений. Испытуемые, получившие от 0 до 8 баллов по шкале, относятся к группе «зависимых», от 9 до 11 – к группе «смешанных» и от 12 и выше – «автономных».
На втором этапе исследования был проведен тест «Многозначные слова», который призван «измерить» творческое мышление по таким показателям, как беглость, оригинальность, гибкость семантическая и гибкость ассоциативная.
В ходе исследования испытуемым предлагается к последовательно предложенным шести словам придумать как можно больше ассоциаций. Время работы с каждым словом ограничивается 30 секундами. Задача испытуемых усложняется тем, что они должны попытаться отыскать разнообразные связи, значения, контексты для каждого слова, а придуманные ассоциации должны выражаться только существительными.
Испытуемым была дана следующая инструкция: «Вам будут предложены последовательно 6 слов. Для каждого необходимо придумать как можно больше ассоциаций. Оценивается не только количество вариантов, но и оригинальность, т.е. нестандартность, необычность, широта ассоциаций. Вы должны попытаться отыскать разнообразные связи, значения, контексты для каждого слова. Обратите внимание: Ваши ассоциации должны выражаться только существительными (нарицательными или собственными), время работы с каждым словом ограничено 30 секундами. Вы начинаете и заканчиваете по моей команде».
Очевидным отличием теста «Многозначные слова» является выраженное проявление дивергентного мышления. Стимульное слово запускает мыслительный поиск в разных направлениях семантического пространства. Конечным результатом являются первичные ассоциации, отражающие, в первую очередь, широту ассоциативного поля. Актуализация творческого мышления позволяет преодолеть временную последовательность опыта, которая, по мнению Э. Де Боно, создает привычные шаблоны восприятия. Продуцирование ассоциаций, выходящих за рамки устойчивых структур, является одним из первичных способов использования доступной информации, первым шагом творческого решения проблемы.