Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности вербального творческого мышления у педагогов с разными типами субъектной регуляции.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость»;
2) подобрать методики для оценки вербального творческого мышления и типа субъектной регуляции педагогов;
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции…………………………………………….5
1.1. Понятие творческого мышления. Творческое мышление студента……… 5
1.2. Понятие «субъектная регуляция». Типы субъектной регуляции………..13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления студентов с разными типами субъектной регуляции…….……..23
2.1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….23
2.3. Психологический анализ полученных результатов……………..………26
Выводы……………………………………………………………………..….…37
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиография………………………………………………………………
Другим отличием
В тесте «Многозначные слова» введены показатели гибкости мышления – умения переходить от одного вида явлений к другому, далекому по содержанию, рассматривать проблему в различных контекстах. Такой подход позволяет более полно выявить особенности творческого процесса. Преимуществом теста «Многозначные слова» является возможность содержательного анализа продуцированных ассоциаций.
На третьем этапе исследования, полученные первичные результаты были подвержены статистической обработке для выявления различий двух средних значений в разных типологических группах с помощью t – критерия Стьюдента.
2.2. Психологический анализ полученных результатов
Рассмотрим результаты исследования, полученные после диагностических процедур.
Таблица 1
Результаты выявления типа субъектной регуляции педагогов, опросник «автономности - зависимости» Г. С. Прыгина
Тип субъектной регуляции |
Количество преподавателей |
Отделение |
Средний балл |
Отделение балл |
Автономный |
25 человек |
15 – ИО 10- ПО |
13,08 баллов |
|
Зависимый |
25 человек |
6,16 баллов |
||
Смешанный |
13 человек |
9,77 баллов |
Личностный опросник «автономности - зависимости» Г. С. Прыгина позволяет дифференцировать испытуемых на типологические группы «автономных», «смешанных» и «зависимых» субъектов деятельности. Результаты личностного опросника Г. С. Прыгина представлены в таблице 1.
Таким образом, были сформированы три типологические группы «автономных», «зависимых» и «смешанных» субъектов.
Поскольку становление субъектной регуляции деятельности происходит уже на ранних стадиях процесса онтогенеза личности и связано с формирующейся произвольностью, становлением самосознания и появлением качественно новой формы активности – самостоятельного поведения (см. гл. 4), постольку и формирование личностных особенностей регуляции также будет зависеть от психических свойств, процессов, способностей личности, конституциональных особенностей и т.д., формирующихся в той социальной среде, в которой происходит ее развитие.
По-видимому, данные регуляторные особенности должны быть связаны с определенными комплексами личностных качеств, которые формируются в реальной жизнедеятельности личности и которые достаточно ярко проявляются в процессе осуществления деятельности, т.е. эти комплексы должны содержать, прежде всего, такие качества личности, которые наиболее важны для достижения цели деятельности.
Например, в практической деятельности можно наблюдать, как некоторые субъекты на всех этапах выполнения деятельности (от постановки цели, до получения результата) обнаруживают следующий комплекс качеств личности, наиболее важных для достижения принятой цели: склонность к самостоятельной работе, без контроля со стороны; настойчивость в достижении поставленных целей; адекватная самооценка; уверенность в себе и результатах выполненной работы; чувство ответственности; склонность к систематическому планированию свой деятельности; умение заставить себя сосредоточиться на выполнении задания; в случае необходимости, легкость переключения с одной работы на выполнение другой; внутренняя потребность всегда доводить порученную работу до конца; развитый самоконтроль и рефлексия; развитая способность к антиципации; умение использовать как внешнюю, так и внутреннюю информацию для достижения поставленной цели; способность критически оценивать свой успех (или неудачу) в деятельности и правильно проанализировать их причины, – т.е. такой комплекс личностных качеств, который позволяет им достигать результатов деятельности, соответствующих субъективным критериям успешности, не прибегая к помощи других лиц. Этот комплекс качеств можно охарактеризовать как комплекс «эффективной самостоятельности» в выполнении деятельности.
В то же время у других субъектов подобный комплекс «эффективной самостоятельности» развит слабо, вследствие чего для сколько-нибудь успешного осуществления деятельности им приходится прибегать к посторонней помощи; так, например, часто можно наблюдать, как человек не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты и т.д. – в результате ему приходится часто обращаться за помощью к более компетентным лицам. Если к первой группе лиц вполне применимо выражение «САМО-регулирование» своей деятельности, то для второй группы это, скорее, «регулирование их деятельности ИЗВНЕ».
Необходимо особо подчеркнуть, что мы постулируем существование именно типов регуляции, а не стилей, придерживаясь той точки зрения в их различии, что «тип» регуляции позволяет раскрыть содержательные характеристики системы субъектной регуляции. В то время как «стиль» – позволяет раскрыть операциональные аспекты процессов регуляции и описать процессуальные особенности регуляции у данных типов (что и будет сделано нами ниже), в том числе и особенности функционирования системы субъектной регуляции в целом.
С теоретических позиций «автономность» можно рассматривать и как континуальное качество, которое изменяется от своего максимального значения – до минимального. Причем именно континуальный, а не типологический подход иногда позволяет более глубоко исследовать феномен «автономности» и, например, объяснить эмпирически установленный факт наличия «оптимальной автономности», суть которого в том, что субъекты с максимально выраженной «автономностью», как правило, оказываются не очень эффективными в деятельности.
В практическом смысле «автономные» субъекты, согласно исследованиям Прыгина Г. С., уверены в себе; настойчивы в достижении поставленных целей; решительны, самостоятельны, активны, энергичны; обладают адекватной самооценкой, чувством ответственности, развитым чувством самоконтроля; могут критически оценивать свой успех (или неудачу) и проанализировать их причины; проявляют вдумчивость и вместе с тем решительность в преодолении возникающих перед ним проблем.
А другая группа, выделяемая Прыгиным Г.С., полярная первой - как "зависимая", – является абсолютной противоположностью "автономного" типа.
«Смешанные» субъекты в зависимости от условий сложившейся ситуации могут по-разному проявлять себя, успех в их жизнедеятельности зависит от внешних и внутренних факторов, то есть, не стабилен.
На основе «сырых» баллов (Приложение 3), полученных в результате обработки теста «Многозначные слова», были высчитаны средние значения (см. Таблицу 2) по показателям творческого мышления у педагогов с разным типом субъектной регуляции.
Таблица 2
Сводная таблица средних значений по показателям вербального творческого мышления у студентов ИО с разным типом субъектной регуляции
Тип СР |
Бас |
Орас |
Гсем |
Гас |
Автономный |
4,556 |
2,272 |
2,188 |
1,768 |
Зависимый |
2,816 |
0,784 |
1,568 |
1,392 |
Смешанный |
3,669 |
1,477 |
1,715 |
1,469 |
* Примечания:
Бас – беглость
Орас – оригинальность
Гсем – гибкость семантическая
Гас – гибкость ассоциативная
Как видно из таблицы 2, лица с автономным типом субъектной регуляции набрали более высокие баллы по показателям творческого мышления по сравнению с полярной выборкой «зависимых» респондентов и лиц со смешанным типом субъектной регуляции. Так, «автономные» педагоги дали большее количество ассоциаций на тестовые слова, а их ответы были более оригинальными из всей выборки испытуемых. Кроме того педагоги с автономным типом субъектной регуляции набрали более высокие баллы по показателям «Гибкость Семантическая» и «Гибкость Ассоциативная», что указывает на большее количество значений слов-ассоциаций и видов ассоциативных связей.
Выборка «зависимых» педагогов показала низкий уровень творческого мышления по всем показателям его составляющих относительно групп педагогов с автономным и смешанным типами субъектной регуляции.
Педагоги со смешанным типом субъектной регуляции набрали более высокие баллы по показателям вербального творческого мышления по сравнению с «зависимыми» и более низкие баллы по сравнению с «автономными» педагогами.
Для большей наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Показатели творческого мышления у лиц с разным типом субъектной регу
Согласно К.Д. Ушинскому, педагогическая деятельность является одним из видов практического искусства, которое требует от учителя высокоразвитого творческого мышления. На наш взгляд, сама профессия «педагог» не является детерминантой творческого мышления у всех специалистов в этой области. Скорее, на способ мышления человека будут оказывать влияние многие факторы: индивидуально-типологические особенности, условия развития и воспитания, а также тип субъектной регуляции.
Как мы помним, «автономные» субъекты обладают сформированным симптомокомплексом качеств личности позволяющим при выполнении деятельности опираться, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т.д. У другой полярной группы субъектов («зависимые»), данный симптомокомплекс качеств личности сформирован слабо.
Каждому из указанных типов соответствует, с одной стороны, характерный уровень сформированности симптомокомплекса качеств личности, а с другой – определенная структурная и функциональная сформированность системы субъектной регуляции. Индивидуальные особенности симптомокомплекса качеств личности наиболее важных для эффективной деятельности, диалектически взаимодействуя с индивидуальными особенностями ее системы субъектной регуляции, порождают определенный характерный для личности тип осуществления деятельности.
Особенно сильное влияние симптомокомплекс личностных качеств оказывает на формирование «субъективных критериев успешности достижения цели». По сути, качество выполненной работы, качество реализованной цели (полученный результат), будет зависеть именно от этого компонента субъектной регуляции. Следовательно, симптомокомплекс характерных качеств личности – один из главнейших факторов, опосредующих формирование системы субъектной регуляции на личностном и социальном уровнях.
Именно в понятии «автономность» реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те личностно-типологические особенности, которые опосредуют процессы субъектной регуляции.
Возможно, преподаватели с высоким типом субъектной регуляции на протяжении всего периода онтогенеза привыкли проявлять самостоятельность во всех аспектах деятельности и, как правило, не находятся в зависимости от других членов социума. В этой связи аспект ограничения времени при тестировании у названных респондентов будет вызывать меньшее ощущение дискомфорта, в отличие от лиц с зависимым типом субъектной регуляции, которые, в свою очередь, находятся под влиянием окружающих.
В автономной группе положительная самооценка соответствует принятым субъективным критериям успешности, которые в свою очередь точно согласованы с критериями, задаваемыми педагогами в качестве объективных норм оценки. Они нацеливают саморегуляцию на высокий уровень результатов.
Постоянное желание и стремление добиться успеха в своей педагогической деятельности, немаловажно, хотя, конечно, само по себе оно обеспечить успеха не может. С высокими критериями успешности деятельности должны быть согласованы остальные функциональные звенья процесса саморегуляции.
«Автономные» педагоги гораздо быстрее поняли и приняли инструкцию методики и не оказывали сопротивлений и различных опасений относительно данного эксперимента. С легкостью приняв условия диагностики, педагоги с автономным типом субъектной регуляции быстро и качественно справились с поставленной задачей. Это еще раз указывает на то, что люди с «автономным» типом субъектной регуляции обладают такими важными для жизни качествами, как уверенность в себе; сосредоточенность, внимательность, настойчивость, решительность, самостоятельность, активность, энергичность; обладают адекватной самооценкой, чувством ответственности, развитым чувством самоконтроля; могут критически оценивать свой успех (или неудачу) и проанализировать их причины; проявляют вдумчивость и вместе с тем решительность в преодолении возникающих перед ним проблем и многими другими полезными характеристиками личности.