Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности вербального творческого мышления у педагогов с разными типами субъектной регуляции.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость»;
2) подобрать методики для оценки вербального творческого мышления и типа субъектной регуляции педагогов;
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого педагогического мышления и субъектной регуляции…………………………………………….5
1.1. Понятие творческого мышления. Творческое мышление студента……… 5
1.2. Понятие «субъектная регуляция». Типы субъектной регуляции………..13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вербального творческого мышления студентов с разными типами субъектной регуляции…….……..23
2.1. Характеристика выборки и методов исследования……………………….23
2.3. Психологический анализ полученных результатов……………..………26
Выводы……………………………………………………………………..….…37
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиография………………………………………………………………
Добиваясь в своей работе хороших результатов, педагоги с автомным типом субъектной регуляции приобретают и укрепляют уверенность, как в своих потенциальных возможностях, так и в результатах уже проделанной работы.
Вообще, «автономность» в психологическом понимании можно определить как некое социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности. Автономность личности проявляется прежде всего в самостоятельной деятельности. Автономной личность может стать лишь приобретая значительный спектр способностей и качеств.
Автономность, по мнению основателя аналитической психологии К.Г. Юнга, в своем становлении опирается на процессы перцепции и апперцепции, мышления, оценки, предвосхищения, воли и влечения. Именно стремление к «автономному душевному комплексу» составляет основу развития личности.
С точки зрения В. Франкла, основной мотив и двигатель поведения и развития личности заключается в ее стремление к поиску и реализации смысла своей жизни.
А. Маслоу определяет автономию человека через категорию самоактуализации, как полное использование талантов, способностей, возможностей. Автономная личность это не обычный человек, которому что-то добавлено, а обычный человек, у которого ничто не отнято.
Г. Меррей считает стремление человека к автономии естественной для него потребностью и определяет ее как освобождение от уз и ограничений, сопротивление принуждению, стремление быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям, не быть чем-либо связанным, пренебрегать условностями.
Говоря о личности с «автономным» типом субъектной регуляции», следует учесть существование некого внутреннего "Я", функционирующего под воздействием неизвестных внутренних сил, независимых от внешних факторов. Как правило, такие люди своими достижениями и оптимизмом удивляют нас и подают пример окружающим полноценной насыщенной жизни.
«Зависимые» же респонденты, как правило, долго отказывались от участия в исследовании, а многие из них сильно переживали во время тестирования и просили дать им больше времени. Кроме того, не все респонденты с зависимым типом субъектной регуляции правильно поняли инструкцию, в связи с чем, ассоциации на тестовые слова записывали прилагательными. Этот факт, на наш взгляд, связан с тем, что люди с зависимым типом субъектной регуляции не обладают должной уверенностью и решительностью. Они более конформны, не любят неожиданностей и склонны скорее «плыть по течению». Резкие перемены и ситуации, требующие быстрого принятия решения, как правило, надолго выбивают «зависимых» из колеи и является для них мощным стрессогенным фактором.
«Зависимые» респонденты, в отличие от «автономных» субъектов не обладают той уверенностью, решительностью. Они, например, не умеют прогнозировать профессиональный рост, не стремятся реализовать все возможности на практике. Им свойственна однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени; слабая инициатива и изобретательность в реализации возможностей или вообще их отсутствие.
Для статистической проверки полученных различий был использован Т-критерий Стьюдента.
Таблица 3
Сводная таблица значений Т-критерий Стьюдента по показателям творческого мышления у лиц с разным типом субъектной регуляции
№ п/п |
Показатели творческого мышления |
Х ср. оценка педагогов с АТСБ |
Y ср. оценка педагогов с ЗТСР |
Значение T-критерия Стьюдента |
1 |
Бас |
4,556 |
2,816 |
5,8277*** |
2 |
Орас |
2,272 |
0,784 |
5,5582*** |
3 |
Гсем |
2,188 |
1,568 |
6,7006*** |
4 |
Гас |
1,768 |
1,392 |
5,4495*** |
Примечание.
* - статистическое значение, которое входит в зону значимости при x≤0,05;
** - статистическое значение, которое входит в зону значимости при x≤0,01;
*** - статистическое значение, которое входит в зону значимости при x≤0,001;
Как видно из таблицы 3, все полученные результаты по показателям творческого мышления у лиц с разным типом субъектной регуляции значимы на уровне 0,001. Это говорит о том, что полученные различия в уровнях творческого мышления у «автономных» и «зависимых» респондентов можно считать достоверными.
Таким образом, педагоги с автономным типом субъектной регуляции в целом имеют более высокий уровень вербального творческого мышления в отличие от своих коллег с зависимым типом субъектной регуляции.
Выводы по второй главе:
1. Лица с автономным типом субъектной регуляции набрали более высокие баллы по показателям творческого мышления по сравнению с полярной выборкой «зависимых» респондентов и лиц со смешанным типом субъектной регуляции.
2. Выборка «зависимых» педагогов
показала низкий уровень
3. Педагоги со смешанным типом
субъектной регуляции набрали
более высокие баллы по
4. Педагоги с автономным типом
субъектной регуляции в целом
имеют более высокий уровень
вербального творческого
Выводы
В ходе данного исследования нами был проведён теоретический анализ понятий «творческое мышление», «субъектная регуляция», «автономность-зависимость».
Выборку испытуемых представляли 63 испытуемых, 25 из которых принадлежат к группе «автономных» респондентов, 25 – к группе «зависимых» и 13 – лица со смешанным типом субъектной регуляции.
В ходе исследования были выявлены особенности вербального творческого мышления у педагогов с разным типом субъектной регуляции.
Так, лица с автономным типом субъектной регуляции набрали более высокие баллы по показателям творческого мышления по сравнению с полярной выборкой «зависимых» респондентов и лиц со смешанным типом субъектной регуляции. «Автономные» педагоги дали большее количество ассоциаций на тестовые слова, а их ответы были более оригинальными из всей выборки испытуемых. Кроме того педагоги с автономным типом субъектной регуляции набрали более высокие баллы по показателям «Гибкость Семантическая» и «Гибкость Ассоциативная», что указывает на большее количество значений слов-ассоциаций и видов ассоциативных связей.
Выборка «зависимых» педагогов показала низкий уровень творческого мышления по всем показателям его составляющих относительно групп педагогов с автономным и смешанным типами субъектной регуляции.
Педагоги со смешанным типом субъектной регуляции набрали более высокие баллы по показателям вербального творческого мышления по сравнению с «зависимыми» и более низкие баллы по сравнению с «автономными» педагогами.
Таким образом, педагоги с автономным типом субъектной регуляции в целом имеют более высокий уровень вербального творческого мышления в отличии от своих коллег с зависимым типом субъектной регуляции.
Заключение
Проблема исследования профессионального мышления педагога является одной из фундаментальных в педагогической психологии. Ее значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.
Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
Творческое педагогическое мышление есть сложное интегральное образование, требующее соответствующих методов его изучения.
Субъектная регуляция – это целостная, замкнутая по структуре, информационно открытая система, в которой степень сформированности ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая уникальность личности, приводит к согласованию ее активности с требованиями деятельности, и тем самым, к достижению цели, принятой субъектом.
Лица, обладающие сформированным симптомокомплексом качеств личности, позволяющим при выполнении деятельности опираться, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т.д., могут быть охарактеризованы как «автономные» субъекты. Другая (полярная) группа субъектов, у которой данный симптомокомплекс качеств личности сформирован слабо, может быть охарактеризована, как «зависимые» в осуществлении деятельности. Регуляторные особенности тех субъектов, которые не могут быть отнесены ни к одной из крайних типологических групп, считаются «смешанным» типом субъектной регуляции.
Особый интерес вызывает то, как индивидуально-типологические особенности субъектной регуляции влияют на особенности вербального творческого мышления педагогов.
В результате проведенного исследования было выявлено, что педагоги с автономным типом субъектной регуляции в целом имеют более высокий уровень вербального творческого мышления в отличии от своих коллег с зависимым типом субъектной регуляции.
Таким образом, выдвинутая изначально гипотеза работы: «у лиц с автономным типом субъектной регуляции уровень вербального творческого мышления будет выше, чем у «зависимых» респондентов» подтвердилась.
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Личностный опросник «автономности – зависимости»
Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то поставьте знак «+» в графе «Да» или «Пожалуй, да»; если же не согласны, то поставьте знак «+» в графе «Нет» или «Пожалуй, нет», в зависимости от того, какой ответ больше Вам подходит.
№ п/п |
Содержание утверждения |
Да |
Пожалуй, да |
Пожалуй, нет |
Нет |
1 |
Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком. |
||||
2 |
Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует. |
||||
3 |
Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями. |
||||
4 |
При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы. |
||||
5 |
Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны. |
||||
6 |
Я с одинаковым старанием выполняю как неинтересную, так и интересную для меня работу. |
||||
7 |
Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали. |
||||
8 |
Обычно мой рабочий день проходит бессистемно (не по заранее заготовленному плану). |
||||
9 |
При возможности выбора, я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную. |
||||
10 |
После того как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал. |
||||
11 |
Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела. |
||||
12 |
Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать. |
||||
13 |
Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели. |
||||
14 |
Я склонен отказываться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так. |
||||
15 |
Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь. |
||||
16 |
Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе. |
||||
17 |
Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы. |
||||
18 |
Я склонен отказываться от работы, которая «не клеится» (не идет). |